Содержание
Река. Глубокая, быстрая, полноводная. Она изменчива в каждом моменте. Невозможно ни на миг зафиксировать её состояние. В нашем переменчивом мире всё происходит точно так же. В каждую секунду в обществе в одно и то же время протекают процессы деградации и эволюции. И можно ли сказать, что они происходят сами по себе? Или же ими кто-то управляет?
Существует такое понятие как клиповое мышление. Оно формируется современной музыкой, фильмами и так далее. Что оно из себя представляет? Клиповое мышление — это, в первую очередь, неумение видеть причинно-следственные связи и невозможность прогнозировать или анализировать события на длительном промежутке времени. Такой человек помнит сегодняшний день, немного вчерашнего и имеет небольшие планы на завтра. При таком типе мышления (которое сегодня в той или иной мере проявлено у многих) сложно отслеживать тенденции, которые насаждаются в обществе. Именно насаждаются, хотя внешне они как бы протекают сами по себе.
Психология окна Овертона
В середине 90-х годов прошлого века Джозеф Овертон предложил технологию продвижения в обществе тех или иных ценностей и концепций. Во время своей работы в Макинском центре публичной политики Джозеф предложил идею рассмотрения степени допустимости любого явления с точки зрения общественного мнения — «окно Овертона». Предложение пришлось по вкусу коллегам Овертона. Эту концепцию стали изучать. И уже в 2006 году она получила широкую огласку. В этот же год политик Джошуа Тревиньо дополнил теорию Овертона, разделив область общественного восприятия того или иного явления на шесть ступеней. Согласно этой теории любая концепция, идея, философия, которые присутствует в обществе, могут проходить шесть ступеней развития — от стадии «немыслимого» до «действующей нормы».
Если посмотреть на различные культурные, религиозные, этнические и общественные ценности, то можно прийти к выводу, что понятия нормальности и ненормальности весьма условны. То, что является нормой в одной стране, вполне может быть едва ли не преступлением в другой. К примеру, употребление алкоголя в нашей стране считается допустимым, а в странах, где образ жизни регулируется нормами шариата, такое поведение иначе как безумие не воспринимается. И таких примеров можно найти десятки, сотни. Почему так происходит? Почему понятие нормы не едино для всех живущих на земле? Это и описывает так называемое окно Овертона, которое даёт понимание того, как развивается та или иная тенденция в обществе.
Окно Овертона. Что это, если говорить своими словами? И что нам даёт понимание этой концепции? Окно Овертона — это степень восприятия обществом тех или иных явлений. К примеру, если сказать, что в нашей стране людоедство является нормой, то окружающие покрутят пальцем у виска или промолчат, сделав соответствующие выводы. Это значит, что степень восприятия данного явления по окну Овертона находится на уровне «немыслимо». Однако, как известно, в Африке до сих пор есть племена, которые успешно это, если можно так выразиться, тип питания практикуют. И если там озвучить идею съесть человека, то она будет принята радостными возгласами. То есть, в этом обществе такой тип питания находится на уровне «действующая норма». Это базовый принцип оценки любого явления по окну Овертона.
Но что в итоге нам даёт это знание? Вся суть в том, что окно можно двигать как от немыслимого до нормального, так и обратно. Попробуем рассмотреть окно Овертона в действии на конкретном примере. Во время Второй Мировой войны советских девушек принудительно направляли на работу в Германию. Там они подвергались обязательному медицинскому осмотру. Санитар Грамм, который был ассистентом врача Эйриха, в своём дневнике отметил, что 99 % советских девушек в возрасте от 18 до 35 лет были девственницами. И похожая статистика приходила из других немецких фабрик, где девушки также проходили медицинский осмотр. Врач Эйрих впоследствии направил письмо Гитлеру, где указав эту статистику, отметил, что «это народ с высоким уровнем нравственности, мы не сможем его победить». История умалчивает о том, что произошло с врачом Эйрихом после такого провокационного письма с пораженческими настроениями. Но история его рассудила: он оказался прав.
Исходя из этих исторических данных, мы можем сделать вывод, что целомудрие, нравственность, высокая социальная ответственность были нормой в советском обществе. Теперь же обратим внимание на современную культуру и современные ценности. Однажды один известный врач-психиатр, выступая в радиоэфире, озвучил примерно следующее: «Если девушка после 20 остаётся девственницей — её необходимо показать врачу-психиатру». И в этой фразе во многом отражено современное настроение общества в вопросах целомудрия. И если в советские времена, как мы можем видеть из приведённой статистики, целомудрие и девственность были в почёте, то нынче они стали едва ли не пороками. В подавляющем большинстве современных молодёжных фильмов и сериалов слово девственник является чуть ли не ругательством, а целомудрие и нравственность — чем-то постыдным. И это накладывает свой отпечаток на общество. Интимные отношения до 16 лет уже перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. Более того, это одобряется на самом высоком уровне. Уроки разврата или, как их называют, сексуального воспитания сейчас насаждаются не только в школах, но даже в детских садах.
Итак, что мы можем видеть? За 70 лет такое понятие, как целомудрие из разряда «действующей нормы» перешло, как минимум в разряд «радикально». Восприятие обществом этого явления на сегодняшний день таково, что девственность после 20-25 лет является уделом либо психически, физически неполноценных, либо религиозных фанатиков. Это яркий пример того, как за 70 лет прокрутилось окно Овертона. И ошибочно полагать, что это произошло само собой.
Окно Овертона: кратко
В примере выше можно видеть, как отношение общества к определённой концепции было изменено с точностью до наоборот. Какие же стадии проходит явление по теории окна Овертона? Отношение общества к той или иной идеи проходит шесть этапов:
- Немыслимо.
- Радикально.
- Приемлемо.
- Разумно.
- Стандартно.
- Действующая норма.
Овертон предложил свою теорию в качестве ориентира в политической дискуссии. Он предложил разделять темы дискуссий по степени их приемлемости в обществе, то есть по степени готовности людей воспринимать ту или иную информацию. Если посмотреть на эту теорию шире, то она является методом управления общественным мнением путём изменения отношения людей к тому или иному явлению. Теоретически любую концепцию можно перевести из разряда «немыслимо» в разряд «действующая норма». К примеру, во всём цивилизованном мире людоедство считается явлением из разряда «немыслимых». Однако несколько лет назад была предпринята попытка переместить это явление в разряд «радикальных».
В прямом эфире нидерландского телеканала BNN в рамках развлекательной (!) программы двое ведущих Деннис Стор и Валерио Зено попробовали человечину — мясо друг друга. Накануне подготовленные кусочки мяса были пожарены в прямом эфире и съедены ведущими. Всё это происходило за столом при свечах и в атмосфере смеха и шуток. И ошибочно полагать, что подобное происходит случайно. Очевидно, что кто-то продвигает окно Овертона в отношении людоедства. А юмор — это самая эффективная методика вывести какое-либо явление из разряда «немыслимых» и «радикальных». Потому что что-либо радикальное с помощью логических доводов и аргументов нельзя всерьёз объявить нормальным. Но зато с помощью юмора довольно удачно получается подготовить общество к тому, что нечто абсурдное в принципе не такое уж и абсурдное, ведь над этим как минимум можно посмеяться.
Окно Овертона: шаги
Как сказано выше, первой ступенью передвижения окна Овертона является юмор. Высмеяв то или иное неприемлемое обществом явление, его можно перевести из разряда «немыслимого» в разряд «радикального», а затем постепенно в разряд «приемлемого». Постоянно транслируя шутки на тему чего-либо недопустимого в обществе, можно приучить людей к тому, что данное явление присутствует в нашей жизни, и степень его неприятия постепенно будет становиться всё менее острой. Методика юмора действует и в обратном порядке: высмеяв какую-либо действующую социальную норму, можно подвергнуть сомнению, что это нормально. К примеру, высмеяв трезвость или целомудрие, можно заставить людей сомневаться, что это нормальный образ жизни.
Когда с помощью высмеивания того или иного явления общество готово к тому, что нечто немыслимое всё-таки присутствует в нашей жизни, пусть и являясь чем-то радикальным, можно переходить к более серьёзным аргументам. На примере с сексуальной распущенностью это противопоставление «цивилизованного» мира якобы консервативным взглядам о том, что интимные отношение до свадьбы являются чем-то безнравственным. Первым шагом на этом пути был юмор: на тему половой распущенности начали шутить. Да, само явление неприемлемое, но смешное. Когда же общество перестало всерьёз воспринимать эту проблему, тогда начались уже более серьёзные дискуссии, аргументы и так далее. В СМИ транслируется информация о том, что половая распущенность это конечно «спорный» вопрос, но вот есть люди, которые считают это нормой. На эту тему выпускаются фильмы, снимаются передачи. Люди, привыкшие думать иначе, поначалу конечно плюются, но подсознательно начинают принимать, что всё-таки тенденция такая в обществе есть и с этим ничего не сделаешь. Так из разряда «радикальных» явление переходит в разряд «приемлемых».
После того как явление стало «приемлемым», процесс идёт более стремительно и на пути встречает уже меньше сложностей. Начинаются дискуссии о правах людей, которые придерживаются «свободного» образа жизни, о том, что у каждого может быть своё мнение, о том, что чужую позицию надо уважать, и так далее. Пока что явление не принимается большинством за норму, но уже укореняется мысль, что такие люди есть и с этим надо мириться. На этом этапе явление переходит в разряд «разумных». Половая распущенность перестаёт восприниматься как деструктивная тенденция, становится своего рода «особенностью» мировоззрения, такой же обыкновенной, как, к примеру, увлечение каким-нибудь экстремальным видом спорта.
Постепенно из разряда «разумных» явление переходит в разряд «стандартных». Всё больше людей интересуется, так сказать, новым веянием моды. В обществе постепенно стихает осуждение мировоззрения, которое ещё недавно было немыслимым. На этом этапе те, кто противодействуют насаждаемой тенденции, постепенно переходят в разряд меньшинства. И те, кого ещё недавно осуждало общество, постепенно становятся «нормальными», а вот их оппоненты — радикальными фанатиками.
На завершающем этапе явление из разряда «стандартных» переходит в разряд «действующей нормы». Это окончательное формирование превалирующего мировоззрения в обществе. Теперь явление считается общепринятой нормой и каждый, кто ему противодействует, объявляется в лучшем случае странным. Возвращаясь к примеру с сексуальной распущенностью, на этом этапе нравственность, целомудрие и ответственность за свои поступки — объекты для насмешек. А те, кто не принимают новое мировоззрение, становятся изгоями, которые, как точно подметил Булгаков, «либо тяжело больны, либо втайне ненавидят окружающих».
Окно Овертона: примеры из жизни
Проанализировав общество на отрезке хотя бы в 100-200 лет, можно заметить, что отношение к определённым вещам поменялось кардинально. И это происходило не как-то само по себе, а просто потому, что кто-то намеренно продвинул необходимую концепцию по методу окна Овертона.
Можно привести пример с неправильным питанием. Еще сто лет назад люди питались натуральной пищей, и если бы им предложили пищу современного человека — они наверняка сочли бы, что место такой «пищи» не на столе, а в мусорном ведре. Но реклама сделала своё дело, и сегодня жевать жвачку, хрустеть чипсами, щедро сдобренными ядохимикатами, и запивать всё это напитками, которые по своему составу очень напоминают средство для мытья посуды, считается нормой. Можно полагать, что это произошло случайно. Но только почему «Макдональдс», самая известная корпорация фастфуда, на заре своей деятельности до 70-80 % тратила на рекламу — вопрос открытый. Впрочем, ничего удивительного. Чтобы заставить людей питаться мусором, нужно приложить немалые усилия и нанять лучших рекламщиков и маркетологов.
Тот же самый пример можно привести с курением. Огромную роль в популяризации курения сыграл кинематограф. Практически во всех фильмах, которые современные люди видели с самого детства, включая даже советские фильмы, регулярно показываются сцены курения. Хотя в 9 из 10 случаев это не является сюжетной необходимостью. Не задавались вопросом, для чего это нужно? А для того, чтобы на подкорку записывалось, что самоотравление сигаретным дымом — это круто, красиво и впечатляюще выглядит. Обратите внимание, что чаще всего курят наиболее яркие персонажи, как злодеи, так и герои спасающие мир. Это показывается для того, чтобы человек понял — без сигареты нельзя ни миллион украсть, ни мир спасти. И сегодня мы можем видеть, что курят уже даже женщины и дети, что ещё совсем недавно было немыслимым. Курение если и было распространено, то большей частью среди мужского населения. Но подлая система оболванивания смогла подсадить на эту гадость даже детей, внушив им, что самоотравление это признак взрослости.
И таких примеров можно привести десятки. Практически все деструктивные явления, которые есть сегодня в обществе, нам навязаны по технологии окна Овертона. Почему? Да потому что самый прибыльный бизнес делается на пороках. На здоровых, адекватных, высоконравственных людях очень сложно делать деньги. На чём проще зарабатывать — на гречке или на алкоголе? Вопрос риторический.
Как противостоять технологии Окно Овертона
Как обычно в процессе обсуждения какого-либо общественно важного явления возникает вопрос: что делать? И тут, как ни странно, всё очень просто: нужно начать с себя. Вообще, этот совет актуален практически всегда. Проблема большинства из нас в том, что мы, пеняя на несовершенство мира, ждём, что перемены начнутся где-то там, без нашего участия, а мы лишь будем тихонько этому радоваться. Но, к сожалению (а может и к счастью), это так не работает. Только меняя себя, мы можем изменить мир вокруг. И осознанность — это наше самое мощное оружие. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с информацией, следует спросить себя:
- Кому это может быть выгодно?
- Действительно ли информация будет полезна для меня и окружающих?
- Что я получу, приняв эти сведения как истину?
- Не причинит ли эта информация вреда мне или окружающим?
- Не противоречат ли эти идеи моему личному опыту и в принципе здравому смыслу?
Задав эти вопросы, человек сможет более-менее понять, насколько новая информация является истинной или ложной. Также важно соблюдать принцип информационной чистоты. Что это значит? Необходимо отсеивать информацию, которая не ведёт к развитию. Здесь важно определиться с целями своей жизни. И каждый раз, сталкиваясь с новой концепцией, просто соотносите свои жизненные цели с информацией, которую вы получили. К примеру, с высокой долей вероятности можно утверждать, что просмотр криминальных новостей вряд ли будет способствовать развитию, как в принципе и просмотр всего того, что сегодня показывают по телевизору. Помните древнюю поговорку: «Мы то, что мы едим»? В плане информации это также актуально. Все данные, которые вы в себя погружаете, будут определять ваше будущее. Здесь важно отметить наличие чёткой цели в жизни. Того, кто точно знает, куда он идёт, гораздо сложнее сбить с пути.