Я склоняюсь к стопам Учителей,
Рассеивающим своим светом омрачения!
Тем, кто идёт наощупь в мраке дней,
Несущим из сострадания о Дхарме учение.
Нам в помощь для знакомства с умом
Оставлено достаточно древних трактатов.
Сверяя продвижение на Пути с первоисточником,
Методика четырёх опор внимательности даст лучшие результаты.
Сатипаттхана-випассана — последовательная система,
Доступно описанный определённый путь.
Важно не дать слабину, не стать жертвой запутанности ума, лености
И правильно к нему подойти, в жизнь ввернуть.
«Сатипаттхана» переводится как ‘опора внимательности’,
«Сати» — ‘внимательность’, «Паттхана» — ‘основа, опора’.
«Випашьяна» — это высшая аналитическая медитация,
На трёх фундаментальных качествах ума построена которая.
С корнями древа сравнима аналитическая медитация.
Шаматхи — это сам мощный широкий могучий ствол,
Который становится сильнее и растёт с каждой преодолённой ступенью в шаматхи.
С випашьяной сравнимы ветви с листьями и плодами на нём.
Четыре опоры внимательности практикуя,
Может сложиться представление о медитации.
Важно только наблюдать, исследовать свой ум,
Оставаться вне суждений и выводов при концетрации.
Невозможна медитация без концентрации,
Так как тренируем сати мы именно ею.
Отличительный же признак медитации —
Изменение видения мира, привычек, живущих в уме.
Вначале на осознанность в отношении тела помедитируем,
Сосредоточимся на его расположении в пространстве и активности,
И покоимся в этом состоянии, иных мыслей не допускаем,
На время вырвем его из привычного контекста желаний и привязанности.
Полностью сосредоточив внимание на своей физической оболочке,
Мы не добавляем ничего и не отвлекаемся.
Можем разделить его на части и рассматривать каждую поодиночке —
Так мы всё больше вглубь направляемся.
Следуя дальше, мы с лёгкостью элементы в нашем теле определяем:
Элементом земли в нас являются плоть, кости и прочие плотные компоненты.
Под лимфой, кровью и другими жидкостями элемент воды распознаем.
В тепле тела — элемент огня, в дыхании проявится воздуха элемент.
Будучи бдительным и внимательным, легко обнаружить
Естественное проявление этих элементов и во внешнем мире.
Что нам поможет мировоззрение расширить,
Ведь если нет вовне их постоянства, то и внутри не будет.
Проникая в эфемерность всего, беря природу непостоянства за отправную точку,
В осознанности к телу приблизимся к моменту ключевому:
Как в одиночку родились мы, так в одиночку и умрём.
И пылью станет наша физическая оболочка.
Далее обратимся к осознанности в отношении ощущений.
Это может быть чувство холода или тепла, дискомфорт или зуд.
Ощущения могут быть приятными и неприятными.
Высший пилотаж — на нейтральные направить ум.
Какое бы ощущение мы ни воспринимали, ум остаётся на этом сосредоточенным
И не следует за другими мыслями.
Мы не обязаны лишь одним чувством быть ограниченными
И не пытаемся выбирать, но концентрируемся на самом сильном.
Третий тип полной осознанности — осознанность в отношении ума.
Мы не обращаемся к внешним объектам
И сосредоточиваемся на происходящем внутри:
На всех проявлениях ума, мыслях, эмоциях, аспектах.
Медитация состоит в том, чтобы ментальные образы просто осознавать,
В содержание их не нужно вдаваться.
Если ум пребывает в состоянии мира и покоя,
Мы видим это и не пытаемся что-то предпринять.
Мы не поощряем позитивные мысли
И не отвергаем негативные.
Мы осознаём только то, что происходит,
Не вмешиваясь с целью создать мысль или остановить их.
Наконец, четвёртый вид осознанности на внешние явления направлен,
Что воспринимаются органами чувств.
Суждений не выносим и ничего не добавляем.
Мы просто присутствуем вместе с явлением,
Не уходя в размышления:
«Как же приятно мне! Сколько я с этим проживу?» или
«До чего ж не нравится мне! Когда я от этого освобожусь?»
Практикуя так, мы придём к изменению восприятия самого себя.
Как пузырь на поверхности воды,
узрим наше тело.
Нашу речь — как эхо, лишённое собственного бытия,
Миражи — наши мысли. Если этого нет, значит, что-то упустили или не практикуем всецело.
В медитации нас не заботят мысли,
Возникавшие у нас в прошлом или которые появятся в будущем.
Мы концентрируемся только на том, что происходит прямо сейчас.
Давайте же, просто покоясь в уме, не поддающемуся описанию, помедитируем.
Применяя четыре опоры внимательности в практике,
Мы строим прочное основание для медитации.
И где бы мы ни оказались в галактике,
Не унесут нас уже в сторону лень, равнодушие и деградация.
Нам может показаться, что достаточно просто
Знать эти идеи, слышать о них или читать.
Но двигаться дальше необходимо.
Нужно медитировать на них, размышлять.
Шантидева значение медитации пояснил идеально:
«Те, кто желает неотступно практиковать [Учение],
Должны внимательно следить за своим умом,
Ибо тем, кто за ним не следит,
Не удастся практиковать неослабно».
И более вдохновляющих строк не найду:
«Уж лучше лишиться богатства, почестей
Тела и средств к существованию,
Растерять все прочие добродетели,
Чем привести в упадок [добродетельный] ум».