Содержание
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, откуда берутся наши желания, стремления, мотивации и так далее? Многие люди искренне полагают, что они сами делают свой выбор и их желания им никем не навязаны, а самое главное, им действительно нужно то, чего они желают, и то, к чему стремятся. Но, увы, это большая иллюзия. Современное информационное пространство, пестрящее скрытой и явной рекламой, уже давно лишило большинство людей возможности делать осознанный выбор. Хотя иллюзия этого выбора остаётся. И это многих вводит в заблуждение. Но всё ли так просто? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.
Попробуем разобраться в том, откуда берутся наши стремления и как применять метод «пяти почему». А самое главное, как понять первопричину наших ощущений, мыслей и желаний, которые возникают как будто бы из ниоткуда.
Айсберг сознания
Психологи уже давно говорят о том, что сознание — это лишь вершина айсберга. Самое интересное хранится именно в нашем подсознании. Именно та информация, которая заложена в нашем подсознании, определяет наш сегодняшний выбор. Да, именно так. С точки зрения психологии, даже мимолётное решение — перебежать улицу на красный свет или всё-таки дождаться зелёного — определяется теми установками, которые есть в нашем подсознании.
И чаще всего установки эти родом из детства. Самый простой пример: облаявшая ребёнка собака, скорее всего, станет причиной развития кинофобии — боязни собак во взрослой жизни. И порой бывает так, что взрослый, казалось бы, вполне успешный и здоровый человек может приходить в ужас от визга мелкой собачонки. Но тут ничего не поделаешь — именно так устроено наше подсознание.
«Перед восходом солнца»: ключи к подсознанию
Известный писатель-сатирик Михаил Зощенко к своей книге «Перед восходом солнца» оставил на время свой юмористический стиль повествования и решил поднять серьёзные вопросы — проблемы психического здоровья человека. В этой книге Михаил Михайлович ссылается на исследования небезызвестного академика Павлова и его эксперимент с собакой, благодаря которому талантливый учёный смог доказать наличие так называемых «условных рефлексов». В отличие от безусловных, которые передаются на генетическом уровне, условные рефлексы формируются на уровне нейронных связей в мозге как реакция на те или иные раздражители.
Если рассматривать вышеприведённый пример с кинофобией, на уровне нейронных связей прочно закрепилась связь «собака = опасность». И теперь такой индифферентный раздражитель, как собака, который сам по себе не несёт прямой опасности, будет человеком восприниматься как опасный для здоровья и жизни, и это будет порождать страх.
Именно с точки зрения этой теории Михаил Зощенко рассмотрел в книге свои собственные психологические проблемы и проблемы многих известных писателей, докопавшись при этом до первопричины.
Таким образом, Михаил Михайлович подробно описал тот процесс, который порождает наши ощущения, будь то страхи, желания, беспокойство, навязчивые состояния и так далее. Он на примерах показал, как порой желание человека, хандра или страх могут быть порождены, казалось бы, безобидным происшествием в детстве. Но дело в том, что детская психика очень подвижная, ранимая и впечатлительная. И такой незначительный случай, как неожиданный лай собаки, может привести к развитию фобии.
Метод «5 почему» от Сакити Тойода
Талантливый писатель Михаил Зощенко, несомненно, совершил огромный и полезный труд, проведя в своей книге настоящий самоанализ собственной личности на основе теории об условных рефлексах академика Павлова. Но, при всём уважении к талантливому автору, он не дал конкретных методик работы над собой для устранения негативных установок и поиска первопричины проблем.
С этой проблемой можно обратиться к методу, который предлагает основатель одной известной автомобильной корпорации Сакити Тойода. Его метод поиска и определения своих истинных мотиваций заключается в следующем: при наличии какого-либо желания или мотивации задавать себе последовательно пять раз подряд вопрос «почему?». Это позволяет найти первопричину того или иного психологического состояния и понять, что, к примеру, то или иное желание на самом деле является защитным механизмом от глубинного страха или чувства вины. Чтобы было более понятно, рассмотрим на конкретном примере.
Применение метода «5 почему»
Итак, представим себе некоего молодого человека, у которого появилось желание купить машину. История умалчивает о том, есть ли у него деньги или бедняга решил повесить на себя кредитное ярмо, однако, вот он, надев самый красивый костюм и благоухая редким парфюмом, в солнечный день отправляется в автосалон, чтобы купить себе автомобиль.
И вот по дороге наш герой решает применить этот самый метод «пяти почему».
Он спрашивает себя: «Почему я хочу купить машину?».
Недолго думая, он получает ответ: «Потому что хочу поразить окружающих».
Затем задаёт снова вопрос: «Почему я хочу поразить окружающих?» и отвечает что-то вроде: «Потому что для меня важно их мнение».
Следует третий вопрос: «Почему для меня важно их мнение?», и ответ примерно такой: «Потому что я зависим от оценки окружающих».
Наш герой начинает уже слегка нервничать, и вид у него уже не такой уж цветущий и радостный, потому что осознавать себя зависимым не совсем приятно.
Однако он задаёт четвертый вопрос: «Почему я зависим от оценки окружающих?», и ответ совсем уже нелицеприятный: «Потому что у меня занижена самооценка».
Набравшись смелости, наш герой с совсем уже печальным лицом задаёт себе решающий, пятый вопрос: «Почему у меня занижена самооценка?», и тут в сознании нашего героя всплывает какая-нибудь сцена из далёкого детства. Может быть, это лицо матери, которая с разочарованным видом говорит: «Да ничего у тебя не выйдет». Не со зла, а так просто, между делом. Вряд ли в этот момент она понимала, что калечит ребёнку жизнь. А может быть, наш герой слышит в этот момент смачный звук оплеухи, которой наградил его хулиган из соседнего двора, да ещё, пожалуй, и на глазах у девочки, в которую тот был безответно влюблён в своём беззаботном детстве.
И вот рисуется совсем уже непривлекательная картина. Получается, что молодой, успешный парень хочет купить машину не потому, что это «средство передвижения», а потому что, спустя столько лет, уже взрослый, почти состоявшийся мужчина хочет своей покупкой доказать окружающим, что он чего-то стоит. Но проблема в том, что покупка машины ничего не решит. И на этой своей дорогой машине наш герой так и не рискнёт заехать в соседний двор, где до сих пор живёт тот самый хулиган, давно позабывший о детской шалости. А герой нашей истории готов повесить на себя кредитное ярмо, только чтобы кому-то что-то доказать.
И вот день всё такой же солнечный, и птицы поют всё так же задорно, но наш герой, потупив взор, возвращается домой, поняв, что никакая машина ему не нужна. А лучше бы потратить эти деньги на психолога; впрочем, и среди них хватает дураков, которые советуют лечить стресс «шопингом» или «бокальчиком хорошего вина».
И вот тут начинается процесс развития: лишь докопавшись до истинной первопричины своих проблем, можно начать их решение. Можно привести пример с сорняками на даче. Сколько угодно можно срезать само растение; если при этом корень остаётся в земле, с первым же дождём надоедливый куст вырастет в ещё большем размере.
Все проблемы у нас в голове
Итак, проблема была не в том, что у парня не было машины, а в том, что в его подсознании прочно засели деструктивные установки. И чаще всего именно такие установки толкают нас на необдуманные поступки. Вот и наш герой готов был продаться в кредитное рабство, чтобы заглушить какую-то детскую обиду. И он не один такой: деструктивные установки заставляют красивую девушку сутками убиваться в спортзале и изводить себя изнуряющими диетами, чтобы доказать, что она уже не тот «гадкий утёнок», которым была в школе; другие и вовсе готовы лечь под нож хирурга, чтобы исправить «неправильную» форму носа, ведь все проблемы — из-за этого самого носа.
Мы одеваемся в модную одежду, как в скорлупу, чтобы скрыть под ней свои комплексы и деструктивные установки. Мы «заедаем» психологические проблемы. Мы тратим драгоценные годы жизни, чтобы сделать карьеру и доказать кому-то, что «я чего-то добился». Навязанные желания, ложные мотивации, и цена этому — напрасно прожитая жизнь, потраченные деньги и загубленное здоровье.
А ведь ларчик-то, как писал несравненный баснописец Крылов, просто открывался. Достаточно всего лишь последовательно задать себе пять вопросов на тему того, «почему я это делаю? Почему мне это нужно? Почему я этого хочу? Почему это со мной происходит?» — и цепочка причинно-следственной связи расстелется перед нами во всей своей красе, открывая путь к решению проблемы.
Найти первопричину — это уже половина решения проблемы. Можно, конечно, затем обратиться к психологу, но никто не сможет решить внутренние противоречия человека эффективнее, чем он сам. Обретя опыт победы над собой и решения своей проблемы, человек станет сильнее. Поняв глубинные причины своих проблем и научившись работать с ними, человек обретёт инструмент для познания самого себя и разрешения внутренних конфликтов, а это поистине бесценно, и, самое главное, ни один психолог этому не сможет научить. И важно понимать, что, как ни парадоксально это прозвучит, но каждое наше ограничение помогает нам стать свободным. Потому что, преодолевая ограничения, мы становимся свободнее. Побеждая свои слабости, мы становимся сильнее.
Таким образом, применяя метод «пяти почему», можно избавиться от многих лишних вещей, которые часто омрачают нашу жизнь, будь то страхи, беспокойство, навязчивые мысли, желания, навязанные нам мотивации. И очищаясь от этой шелухи, мы начнём видеть то, что на самом деле важно.