Содержание
Варанаси является одним из самых древних городов в мире. Его история уходит корнями в глубину веков и хранит многовековую, многонациональную культуру наших предков. В разные времена он имел различные имена. Происхождение названия Варанаси связанно с слиянием близ него с водами Ганга двух окаймляющих город рек Варана и Ази. Многие источники до сих пор используют название Бенарес, полученное, когда Англия колонизировала Индию и связано с правлением раджи Банаром в те времена.
Только недавно было восстановлено его древнее и доныне уцелевшее имя Каши – «Светлый» - именно так называли город тысячи лет назад. Впервые это название упоминается в Джатаках (древнем повествовании о былых существованиях Будды).
Трудно установить точную дату основания города, некоторые писания утверждают, что Варанаси (Каши) был основан при внуке прапредка людей Ману, спасшегося от потопа, он считается первым городом на земле.
По легенде, Варанаси был основан Шивой 5000 лет назад, хотя современные учёные полагают, что возраст его исчисляется примерно тремя тысячами лет. В течение многих сотен лет до конца 12 века город находился под контролем индуистских правителей, а когда пал в руки целого ряда мусульманских завоевателей результатом стало полное уничтожение индуистских и буддистских храмов и строительство на их месте мусульманских мечетей. В районе Варанаси археологи Бенаресского университета проводили археологические раскопки, где обнаружили находки, свидетельствующие о более раннем существовании предположительно XIX—XVIII веков до н. э. До сих пор современные археологи находят в Варанаси фундаменты зданий, построенных более 4000 лет назад.
Город Варанаси описан в большинстве древних текстов: в «Брахманах», «Упанишадах», в различных «Пуранах» ведических эпосах «Махабхарате», «Рамаяне» Варанаси упоминался как центр Вселенной и место, откуда началось сотворение мира. «Сканда-пурана» посвящает более 15 тысяч стихов прославлению города Варанаси.
На протяжении тысячелетий, Варанаси был городом ашрамов, святых и учёных. Центром философии и теософии, медицины и образования. Английский писатель Марк Твен, потрясённый посещением Варанаси, написал:
Бенарес (старое название) старше истории, старше традиции, даже старше, чем легенды и выглядит вдвое старше их всех вместе взятых
Было время, когда он носил название Анандавана - "лес блаженства"; когда-то на месте, где сейчас находится шумный и пыльный город, были леса, заполненные ашрамами, куда со всей Индии собирались святые, философы и учёные. На месте ашрамов вырос город, он стал известен на всю Индию как центр наук и искусств.
Шанкарачарья — великий индийский мыслитель и философ, в VIII веке писал о Варанаси:
В Каши сияет Свет
Этот Свет освящает всё
Тот, кто знает этот Свет, Истинно пришёл в Каши
Во времена Будды Шакьямуни Каши являлся столицей богатого и процветающего царства с одноимённым названием. Варанаси (Каши) был включён в список величайших городов, расположенный на пересечении сухопутных и водных путей и поддерживающий торговые связи не только с другими городами, но и с другими государствами.
Здесь происходили многие значимые события, которые привели принца Сиддхартху Гаутаму к достижению Просветления. В своих предыдущих жизнях Будда Шакьямуни воплощался в разных телах и помогал окружающим людям взращивать качества необходимые для праведной жизни и достижения мудрости. После обретения Просветления направляясь в Варанаси к своим учителям, Будда свою первую проповедь прочёл в Сарнатхе («Оленья роща» пригород Варанаси). Здесь он произнёс свою первую проповедь объяснил Четыре Благородные Истины и предписал Восьмеричный Путь. И впервые повернул Колесо Дхармы. Послушав Будду, его бывшие товарищи по аскезе стали его первыми учениками.
Будда неоднократно бывал и в самом Варанаси, где давал проповеди и обратил многих людей, царей в Джатаках упоминаются имена нескольких царей Варанаси, которые оставили мирскую жизнь и достигли высших состояний сознания. А также основал большую сангху из представителей богатейших семейств города. Кроме того, в Варанаси проповедовал современник Будды, основатель джайнизма Махавира.
Древние писания повествуют о том, что в прошлом Варанаси был местом рождения Будды Кашьяпы. Во время следующего Будды нашей кальпы - Майтреи - город Варанаси будет известен как Кетумати и будет величайшим городом среди 84000 остальных. Царём-чаккавартином там будет Санкха, но он оставит мирскую жизнь и станет архатом под учительством Майтреи.
Во времена правления и царя Бимбисары и его сына Аджатасатру Каши попадает под власть Магадхи согласно одной версии — в результате завоевания, согласно другой — в результате династического брака с дочерью правителя Кошалы. В эту эпоху Каши наряду с Айодхьей, Праягой и Матхурой и становится важным центром брахманской и буддийской культуры.
Варанаси всегда привлекал многочисленных паломников являясь своеобразным духовным и энергетическим центром. Сюда в V-VII в. приходили пилигримы из Китая поклониться памятникам излюбленной и «чужеземной» религии воздвигнутым на месте основной деятельности "учителя", - город преимущественно во власти браминов, создавших в некотором роде очаг глубокого знания, а также является важнейшим законодательным центром ритуалов и традиций.
В древних писаниях говорится, что Варанаси освобождает человеческую душу от уз тела; тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. В Индии говорят: «Кашьям маранам мукти» — «смерть в Варанаси это освобождение». И здесь отражены все аспекты человеческого существования: поиск себя и вера, жизнь и смерть, надежда и страдания, молодость и старость, радость и отчаяние, одиночество и единение, бытиё и вечность.
У Варанаси интересная география — он стоит на трёх холмах, которые считаются тремя остриями трезубца Шивы. При этом весь город выстроен на западном берегу Ганги — на восточном нет и никогда не было ни одного строения; он считается «тем миром», куда Шива переправляет души умерших.
Главная святыня Варанаси — река Ганга.
Легенда о Ганге
Минуло много эпох, прежде чем воды Ганги достигли Земли. И считается, что произошло это благодаря царю махарадже Бхагиратхе, который поклонялся Богу Шиве. Узнав о силе и славе священных вод Ганги, он решил привести их на Землю. Для этого он уединился в Гималаях и стал совершать великие аскезы. Ганга откликнулась на его подвижничество и согласилась спуститься с духовных планов в материальный. Но Земля могла не выдержать удара силы её вод и расколоться.
Тогда Бхагиратха обратился к Богу Шиве. Зная, что Ганга омывает лотосные стопы Бога Вишну, Шива согласился принять её воды на свою голову, так как никто не обладал такой силой, чтобы выдержать эту мощь. Таким образом, Ганга, беря своё начало в причинном океане, за пределами материальной вселенной омывает её своими водами и обрушивается на цепи Гималаев, где бог Шива, сидя в медитации, испытывает неимоверное блаженство, принимая Гангу на свою голову. На многих изображениях Шивы можно увидеть воды Ганги, падающие на его скрученный пучок волос. Из Гималаев, пройдя почти через всю Индию, Ганга впадает в Индийский океан. В Варанаси складывается впечатление, что Шива присутствует везде, не только в изображениях и ритуалах, но в самой атмосфере стоит ощущение его реального присутствия.
Интересным и необъяснимым является и то, что Ганг, постоянно текущий на юго-восток, именно в Варанаси течёт практически в противоположную сторону — на север, в сторону священной горы Кайлаш.
Основная жизнь Варанаси сосредоточена в районе набережной Ганги. Основной достопримечательностью, которой являются каменные ГХАТЫ.
Гхаты — это набережная, широкие каменные ступени, спускающиеся к воде.
Гхаты Варанаси простираются на 5 километров вдоль выгнутого дугой западного берега Ганги: от Аси на юге до Радж Гхата на севере, у железнодорожного моста, пересекающего реку. Одним из важных ритуалов в Варанаси - это Панчтиртхи Ятра: путешествие по пяти наиболее святым гхатам - Аси, Кедар, Дасасвамедха, Панчганга и Маникарника. Считается, что эти пять гхатов обладают наибольшей духовной силой.
В Варанаси - 80 гхатов, и у каждого из них есть своя история, свои легенды; каждый из гхатов - это особый район, на каждом (и за каждым) происходит своя жизнь. Считается, что омовение в местных водах приносит такую же заслугу, как посещение храма.
Главное предназначение Гхат — это место ритуального омовения и кремации усопших.
Многие паломники приезжают в Варанаси, чтобы совершить омовение в Ганге. До рассвета берег реки Ганги оживает, и тысячи паломников спускаются к реке, чтобы встретить восходящее солнце. Погружение в священную реку должно очистить их от страданий, смыть их грехи. Для индусов, это не просто река, это великий поток, проходящий через всё мирозданье.
Индусы очень спокойно относятся к смерти, причём в хорошем смысле слова. Быть кремированным в Варанаси - высшая честь и гарантия просветления и освобождения души. Здесь в Варанаси находится один из главных путей, или бродов, по которым человек переходит из физического в иной мир. Ибо здесь раскрывается внутренняя сущность человека.
Западных людей Варанаси может удивить своей первобытностью, отсталостью, бедностью. Европейскому человеку сложно понять, как всё это сочетается с духовностью, и вообще - что такое духовность, дух, жизнь, смерть... Пребывание здесь никого не оставляет равнодушным, заставляя задуматься, пересмотреть привычные концепции и стереотипы.