Всё меняется. Ничто не может оставаться неизменным. Каждый новый день привносит новые изменения в жизнь. Если сравнить общество, которое было хотя бы 100 лет назад, и современное, отличия будут кардинальными. А если посмотреть вглубь веков, то можно увидеть, что не только жизнь, но и восприятие мира, мировоззрение большинства людей изменились кардинально.
За счёт чего и почему происходят перемены? И как то, что ещё вчера было чем-то из ряда вон выходящим, становится нормой?
Некоторые люди пребывают в иллюзии существования каждого индивида отдельно от общества, мира вокруг и так далее. Однако окружающая среда влияет на нас и кардинальным образом воздействует на наше развитие, определяя его вектор. Если понаблюдать за тем, какими мотивациями живёт современный социум, то можно прийти к выводу, что в большинстве своём они деструктивны. Однако несмотря на это, большинством принимаются за норму. И если опять-таки обратить внимание на то, как жило общество ещё 100 лет назад, можно заметить, что многие современные деструктивные концепции если и допускались как возможные, то уж никак не были нормой.
Почему произошла такая трансформация, которая явно не принесла пользы большинству? Разумеется, есть те, кто получил выгоду от этих негативных перемен в обществе, — эту выгоду получили те, кто делает бизнес на пороках. А, как известно, бизнес, который делается на пороках, — самый прибыльный. Но как удалось привнести деструктивные концепции и модели поведения в общество?
Ещё в прошлом веке, в 1952-м году, в Японии был проведён любопытный эксперимент, который позже подробно был описан учёными Лоуренсом Блэром и Лайаллом Уотсоном. Этот эксперимент был описан в их книгах: «Ритмы видения» и «Правила жизни». В качестве территории эксперимента был взят отдельный остров, на котором жили дикие обезьяны. Учёные стали кормить их несвойственной для них пищей — бататом (сладким картофелем). Овощ просто бросали обезьянам на землю, и те его ели прямо в таком виде — с песком, которым он был вымазан.
Учёным было известно, что обезьяны легко обучаемы многим простым действиям, поэтому одну из обезьян на острове научили мыть батат прежде, чем его есть. Затем обезьяну вернули в привычную среду обитания, к её сородичам, и те стали копировать её поведение. Это вполне привычное поведение для таких животных — они копируют поведение своих сородичей, но удивительный факт произошёл дальше.
Постепенно обезьяны начали обучаться этому навыку, и учёные подсчитывали каждый день количество обезьян, которые научились мыть батат. В тот день, когда количество таких обезьян достигло 100 особей, произошло невероятное — было отмечено, что на соседних островах обезьяны также стали мыть батат перед его употреблением в пищу.
Таким образом, обезьяны, никак не контактировавшие с теми, которых научили мыть батат, стали также повторять эту модель поведения. Существует предположение, что, возможно, одна из обезьян с экспериментального острова могла переплыть на другой и научить своих сородичей.
Но это предположение не выдерживает никакой критики по двум простым причинам. Во-первых, обезьяны не только одного, а нескольких соседних островов переняли этот навык. А во-вторых, даже если предположить, что действительно какая-то обезьяна переплыла на соседний остров, навык мыть батат распространялся бы среди обезьян достаточно долго, но учёными было отмечено, что это произошло буквально одномоментно.
Как можно объяснить данный феномен, и что нам могут дать результаты этого эксперимента?
Психолог Карл Густав Юнг ввёл такой термин, как «коллективное бессознательное». С точки зрения этой концепции, все люди (да и не только люди, а вообще все живые существа) связаны между собой на некоем тонком уровне. И это значит, что между всеми живыми существами (по крайней мере, между существами одного биологического вида) существует некая связь и возможность обмениваться информацией.
Именно этим и можно объяснить «эффект сотой обезьяны». Когда количество животных, освоивших навык мытья батата, достигло определённого уровня, модель поведения закрепилась в сознании, затем вошла в индивидуальное бессознательное, а затем опустилась ещё глубже и закрепилась в коллективном бессознательном.
Это, разумеется, всего лишь одна из версий, которая объясняет это феномен обмена информацией на некоем необъяснимом тонком уровне.
И такая же схема действует в обществе — если какая-либо часть общества принимает какую-либо концепцию, эта концепция начинает очень быстро распространяться. И подобные версии озвучивались неоднократно. Единственное отличие между этими версиями — называются разные цифры того количества людей, при котором начинается влияние на общество. В том числе и духовные учителя также выдвигали подобные версии.
К примеру, основательница Сахаджа-йоги Шри Матаджи Нирмала Деви озвучивала версию, что если 1 % общества серьёзно встанет на путь духовного самосовершенствования, весь мир очень быстро начнёт эволюционировать. Из различных источников можно слышать цифры от пяти до десяти процентов. И подобные заявления не кажутся такими уж невероятными, если рассмотреть недавнюю историю нашей страны.
В 80-х годах прошлого века в СССР началось активное увлечение западной культурой — музыка, фильмы, одежда… Но самое главное — новыми моделями поведения: «сексуальная революция» и так далее. И если сначала новый образ жизни принимался меньшинством, то впоследствии мода на новое мировоззрение стала распространяться довольно стремительно и уже через несколько лет стала практически нормой. Это яркий пример того, как действует концепция «сотой обезьяны».
Стоит отметить, что увлечение западными ценностями и западным образом жизни в СССР существовало и ранее, однако принималось лишь единицами, а большинством было порицаемо. И, видимо, лишь в 80-х количество тех, кто увлёкся западными ценностями и западным образом жизни, стало критическим; и сработал тот самый «эффект сотой обезьяны».
Эффект сотой обезьяны: путь к эволюции
Важно понимать, что эффект сотой обезьяны — это не хорошо и не плохо. Это лишь инструмент, с помощью которого можно как разрушить общество, так и его возродить. И если в случае с вышеуказанным примером мы можем видеть разрушение общества, падение морали и так далее, то в современном обществе можно видеть обратную тенденцию, которая пока маловыраженна, но она уже видна. Если сравнить сегодняшний день и 2005–2010 годы, то можно заметить, что духовное развитие, йога, вегетарианство и так далее стали более популярными в обществе.
Всё больше людей задаются вопросом о том, зачем и для чего они живут. Их начинают терзать сомнения в том, что карьера и деньги это самое главное в жизни. И если 10–15 лет назад вегетарианство воспринимали чуть ли не как отклонение в психике, то сегодня уже большой процент общества если и не следует вегетарианству, то понимает, что это более полезный и здоровый тип питания.
Даже на уровне ВОЗ уже объявлено, что мясо является причиной раковых заболеваний. Разумеется, никто не осмелится рекомендовать на таком высоком уровне вовсе исключить мясо. Но ВОЗ уже рекомендует значительно уменьшить процент мяса в рационе. И это яркий пример того, как меньшинство влияет на большинство.
Если ещё совсем недавно йога воспринималась в нашем обществе как «индийская гимнастика», то сегодня уже большой процент населения знает, что это универсальная система самосовершенствования, и не столько физического, сколько духовного.
И даже больше — сегодня становится модно вести здоровый образ жизни, правильно питаться и так далее. И пусть часто бывает так, что под здоровым образом жизни подразумеваются весьма странные вещи, позитивная тенденция, что называется, налицо.
Что делать и кто виноват
Проблема дореволюционной России была в том, что многие верили в «доброго царя-батюшку», который вот-вот всё изменит. Перекладывая ответственность на кого-либо, — будь то правительство, бог или ещё кто-нибудь — мы никогда не изменим ни свою жизнь, ни жизнь общества.
Эффект сотой обезьяны ясно показывает нам, что изменив только лишь себя и своё окружение, уже можно создать предпосылки для того, чтобы начала меняться наша страна, а затем и весь мир.
Изменение мира мы можем начать только с себя. Важно понять: кроме нас никто не поменяет нашу жизнь. И только когда мы начинаем менять себя, начинает меняться мир вокруг. Меняя свои привычки и мотивации, мы создаём причины для того, чтобы эти привычки и мотивации менялись и у людей вокруг. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — написано в Библии, и в этом секрет изменения мира.
Если хотя бы один человек сможет пробудиться от сна лени и апатии и начнёт менять свою жизнь, свет во тьме будет только расширяться, сначала на его семью, потом на друзей, знакомых и так далее. Вокруг такого человека будут неизбежно происходить позитивные перемены. И когда количество «пробудившихся» людей достигнет критической точки, произойдёт тот самый скачок эволюции, который произошёл в эксперименте с обезьянами.
Каждый из нас живёт в той реальности, которую он заслуживает. Поэтому не стоит пенять на несовершенство мира — если мы не прикладываем никаких усилий для того, чтобы что-то изменить, значит, нас всё устраивает. Часто люди осуждают окружающих за те же пороки, которые есть и у них. Это как в поговорке про бревно в своём глазу и соломинку в чужом. И это может показаться невероятным, но когда человек преодолевает свои пороки, рано или поздно с окружающими его людьми начинают также происходить позитивные перемены.
Очень вдохновляюще об этом написал Пауло Коэльо в своём легендарном «Алхимике». Там он раскрыл секрет того, как же алхимики из свинца получали золото. Автор предположил, что золото — это высшая точка эволюции металла, и чтобы свинец превратился в золото, алхимики «затворялись в своих лабораториях и пытались развиваться наподобие золота, ибо они поняли, что если развивается что-то одно, то изменяется и всё, что находится вокруг».
Ничто не существует в нашем мире само по себе, независимо от окружающего мира. И если хотя бы один человек начинает развиваться, общество неизбежно, рано или поздно, начнёт эволюционировать. Работая над собой, человек будет влиять на окружающий мир. И это главный секрет того, как можно изменить мир — просто начать с себя. И чудеса не заставят себя долго ждать, вы и сами это заметите.