Само понятие «тханка», или «танка», имеет тибетское происхождение и состоит из слова «тхан», что означает ‘плоский’, и суффикса «ка» — ‘живопись’. Таким образом, тханка — это рисунок с религиозным мотивом на плоской поверхности, который может быть свёрнут в рулон для удобства хранения и транспортировки. Традиционно изображения наносятся красками на хлопковую, реже шёлковую ткань. По одной из версий, традиция рисовать на ткани появилась в Индии во времена Будды Шакьямуни и называлась «пата», по другой версии, тханка–живопись берёт начало в Непале во времена правления династии Пала (VII–X вв.) и происходит от монашеской практики наносить священные изображения на одежду или холст.
Различают четыре типа искусства тханка:
- Цогшин — изображения пантеона божеств, относящиеся к разным традициям (Ламрим, Махамудра и так далее). Главный образ — это Будда либо другой высочайшего уровня учитель (Цонкапа, Падмасабхава и другие).
- Колесо жизни («Бхавачакра») иллюстрирует шесть миров Сансары: божеств, асуров, людей, голодных духов, животных и мир адов.
- Мандала — схематичное изображение божеств и сюжетов в буддийской традиции.
- Изображения персонажей различных циклов тантрических учений.
История создания первой танки
В Индии (VI век до н.э.) знатный последователь Будды Шакьямуни по имени Анатхапиндик решил выдать свою дочь замуж за царя Шри-Ланки. Король Шри-Ланки даровал королю Индии (Падны) множество различных драгоценностей. И попросил, чтобы в обмен на эти дары король Индии отправил ему нечто уникальное.
Царь Падны понял, что нет ничего ценнее изображения Будды. Но сложность заключалась в том, чтобы передать подлинный образ Татхагаты («Так Пришедшего» или «Так Ушедшего») с 32 основными и 80 второстепенными знаками просветления. Художники даже не могли увидеть свои работы из-за ярких лучей света, исходившего от тела Будды.
Тогда Благословенный спустился к озеру, где, глядя на его отражение, живописцы запечатлели образ Будды на большом куске ткани, который впоследствии был отправлен в Шри-Ланку.
Большое число желающих пришло тогда в царские покои, чтобы увидеть тханку. Как только люди видели изображение, немедленно падали ниц в благоговении от просветлённого образа Будды Шакьямуни! Такова история создания первой тханки и традиции изображения будд в форме визуального искусства.
Таким образом, ещё до проникновения учения в Тибет в танкописи закрепилась традиция изображения будд, бодхисаттв, мирных и грозных божеств. В Тибете искусство живописи было сформировано под влиянием традиций Индии, Китая и Непала. Тибетская тханка получила наибольшее развитие после свадьбы царя Сонгцен Гампо (VII век) на двух принцессах — непальской и китайской. В качестве приданного принцесса из Непала привезла статую восьмилетнего Будды, а дочь китайского правителя — статую Будды в двенадцатилетнем возрасте. На этих священных изображениях основывались многие поколения художников в искусстве танкописи.
В тибетской живописи тханка строго соблюдаются правила и каноны учения. Она используется в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в оформлении домашних алтарей. Искусство создания тханки считается священным. Неукоснительное следование всем нормам позволит впоследствии совершить ритуал её освящения.
Кроме того, танкопись получила широкое распространение в Китае, Монголии, Бурятии. Этот вид искусства применяют во многих буддийских течениях. В традиции Ваджраяны тханка — важная опора для медитации и входит в число вещей, относительно которых практикующий обязан хранить обет.
Техника создания танки
Процесс создания буддийской тханки непрост и может занимать длительное время: от трёх месяцев до года. Предварительно художник должен пройти очищающие ритуалы и прочитать мантры. Далее начинается кропотливый процесс изготовления тханки, который включал в себя несколько этапов:
- Подготовка основы. Обычно выбирали ткань из хлопка либо льна. Форма изделия — традиционно квадрат либо прямоугольник. Размеры могли быть разные: от нескольких сантиметров квадратных до нескольких метров.
- Грунтование. Ткань помещали на холсте и покрывали грунтовкой с одной или двух сторон, тщательно полировали. В качестве грунта использовали смесь из мела, сажи, извести и особого клея, который изготавливался из шкур животных.
- Эскиз. На подготовленную поверхность холста карандашом из угля наносился эскиз рисунка. Затем прорисовывали контуры красной или черной тушью. Ещё один метод нанесения — это печать рисунка. Изображение вырезалось на доске из дерева, тушью заливали клише и с него делали оттиск. Затем холст грунтовали и обводили рисунок тушью.
- Раскрашивание. На готовый эскиз наносили краски натурального происхождения. При изготовлении более ценных тханок использовали серебро, золото. Особым ритуалом была прорисовка глаз, которые как будто открывались уже по завершению картины.
- Обшивание. Готовое произведение искусства снималось с каркаса, а затем обшивалось парчой. В завершение лама освящал полотно.
В настоящее время процесс ручного изготовления буддийской тханки отчасти был вытеснен печатью на холсте. Но работы, выполненные по всем каноническим предписаниям, имеют наибольшую ценность!
Стили танкописи
В искусстве тханкописи три основных стиля:
- Менри, или непальский стиль. Сформирован во времена жизни первого Далай–ламы. Основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его наставником был Допа Таши Гьяцо — мастер непальского стиля. Менла Дондруб стал известен после того, как создал «драгоценность правильных пропорций» — указал точные размеры тханок, в том числе объёмных, — ступ и скульптур. Особенность живописного стиля менри — насыщенность цветовой гаммы в изображении божеств.
Карма–гадри. Этот стиль был сформирован в Восточном Тибете во времена правления Восьмого Кармапы Микьо Дордже (1507–1554 гг.). Ключевые особенности этого стиля — реалистичные пейзажи, которые выполнены в особой технике, где глубина цвета достигается за счёт многослойного наложения точек. На переднем плане — фигуры божеств и подношения, выполняются в кроющей технике. Восьмой Кармапа Микьё Дордже выявил и обозначил три основные особенности стиля и назвал их тремя драгоценностями гадри-стиля:
- соответствие форм и манеры изображения индийским канонам;
- цветовая гамма и текстура были свойственны китайской живописи;
- ландшафты и композиция были заимствованы в тибетской традиции.
Тханки в стиле карма–гадри считались редкостью и высоко ценились.
- Менсар, или «новый менри». Этот стиль возник позже остальных — в XVII веке. Приобрёл наибольшую популярность в Западном Тибете. Основатель Чойинг Гьяцо (1645 г.р.). Для стиля менсар характерна прозрачность пейзажа, яркие оттенки цветов и насыщенная деталями композиция.
Подводя итог, тханка — это особый вид религиозного искусства, который относится к буддийской культуре. Главная цель — передать просветлённую энергию будд, побуждающую нас идти по пути гармоничного духовного развития. Во благо всех живых существ!
Список используемой литературы:
- https://www.tg-m.ru/articles/spetsialnyi-vypusk-iskusstvo-buddizma/istoriya-sozdaniya-pervoi-tkhanki
- http://www.kunpendelek.ru/library/buddhism/articles/buddhism-history-canons/3742/?ysclid=lb6tczybt97258374640
- https://vk.com/@buddasurgut-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-thankopisi-v-stile-gadri
- https://lektsii.org/13-745.html
- http://gardri.narod.ru/ru/ru_history.htm