Содержание
Мало употребляется в обиходе слово «гедонизм», хотя его сутью пронизана действительность людей современного общества. Парадокс, «перевёртыш» общественного сознания — это внедрение ненужного под идеей необходимого в жизни индивидуума. «Получить все тридцать три удовольствия», «взять от жизни всё» и тому подобные идеи уводят человека в чувственное, иллюзорное восприятие смысла жизни.
Захламляя эфир собственного сознания новыми и новыми страстными желаниями, человек бежит от истинного понимания происходящего, неприукрашенного развлечениями для ума и тела. Будет ли гедонист прикладывать усилия к поиску истины, стремиться к творению, самопознанию, развитию — вопросы риторические. Человек настолько поглощён миром наслаждений, в той или иной форме, что редко способен осознать нахождение в иллюзии. Подобные умонастроения не новы, о чём свидетельствуют философские течения подобного уклона, возникавшие на протяжении истории человечества.
Что такое гедонизм
К самому древнему философскому размышлению об образе жизни, говорящему о стремлении получать удовольствие, избегать боли, относятся сформированные идеи Чарваки (Carvaka). В ранней индийской мысли (V–VI веков до н. э.) данное течение было скрытным, не признанным традиционными школами. В эпосе «Махабхарата» Чарвакой зовут злодея, назначившего себя представителем всех учёных и одетого как учёный, который советует неэтичные действия.
В то же время в Древней Греции гедонизм стал частью господствующей философии. Впервые определение hedone встречается у древних греков, что переводится как ‘наслаждение’. Термин гедонизм означает направление этические учения, системы ценностей, где моральные определения исходят из противопоставляемых категорий — удовольствия и страдания.
Философские, психологические измышления об определении, нюансах понятий счастье, удовольствие, смысл жизни ведутся до сих пор; и для каждого эти понятия индивидуальны, согласно призме смотрящего на мир, подверженности внешним влияниям, груза предшествующего опыта, доминирующим в обществе системам воззрений — много факторов действует.
Определяя гедонизм простыми словами, можно сказать, что это стремление к наслаждению как основополагающая цель жизни человека. Наслаждение рассматривается как ступень, ведущая к счастью. То, что вызывает страдания, дискомфорт, должно быть устранено. Это относится к удовлетворению чувственных, телесных желаний, и отчасти примеры гедонизма проявляются мотивами стремления к духовным целям, выраженным в идеях достижения райских удовольствий или нирваны как чувства постоянного блаженства.
Любопытен следующий диалог о различении тонкостей мотивации индивидуума.
«— Ты всё ещё видишь рай и ад глазами морали, безнравственности. Рай и ад — просто состояния наших умов. Они отражают нашу удовлетворённость и также проявляют состояние неудовлетворённости. Они символизируют наши стремления, наше желание счастья и нежелание печали. Они показатели нашей привязанности или непривязанности. О том, кто свободен от вожделения, удовлетворён своими обстоятельствами, говорят, что «живёт на небесах», потому что такой человек свободен от похоти, гнева и жадности. А при отсутствии удовлетворения похоть, гнев, жадность навеки прокладывают греховный путь человеку. И такой недовольный человек, даже имея все пути к счастью, получив все блага мира, всегда будет иметь состояние ума, подобное аду.
— Другими словами, чтобы попасть в рай, нам нужно покончить с адом внутри нас?
— Рай не улучшение ада, а ад не падение рая. В тот момент, когда ад внутри нас разрушается, в тот же миг исчезает необходимость в рае, так как рай — всего лишь мечта терпящего страдания ада. Это его желание. Где заканчивается ад, там также пропадает желание попасть на небеса. Когда разница между раем и адом исчезает, такое состояние называется спасением и просветлением.»
Диалог фильма «ॐ नमः शिवाय», 549 серия1
Чувства относительны, субъективны, от состояния ума зависит, как человек воспринимает существующие явления. Регулярно очищая зеркало сознания, есть шанс, распознав, совладать с семенами страстей, провокациями на чувственные удовольствия. Недостаточно единожды успокоить ум, необходимо практиковать непрерывно, сделав это частью самодисциплины. Что непросто, но возможно, даже в условиях современной действительности.
Гедонизм в современном мире
Высокий уровень потребительства, установка на развлекательность являются яркими примерами гедонизма из жизни человека сегодня. Это как индивидуальное устремление личности, так и навязываемое, принудительное счастье, прививаемое и транслируемое посредством масс-медиа, киноиндустрии, глянцевых журналов, интернет-пространства. Рекламно-развлекательная индустрия бизнеса стимулирует спрос на товары и услуги, превращая и видоизменяя понятие счастья в нечто необходимое, что должно быть постоянным, подпитываемым новыми бесконечными приобретениями, ощущениями и наслаждениями.
Тренинги, курсы по обретению счастья, карты желаний, медитации на деньги и любовь, «коврики счастья» авиакомпании British Airways 2, сканер против недовольных покупателей 3 и масса вариаций на тему счастья — всё это переполняет рынок иллюзорными инструментами достижения некого постоянного блаженства. Нейромаркетологи исследуют поведение потребителей, «менеджеры впечатлений» работают с эмоциями клиентов, чтобы усилить впечатления от покупки. Происходящий гипергедонизм не проходит бесследно.
Массовая культура, взрастившая общество гедонизма, нивелирует либо умалчивает о последствиях гедонистического образа жизни для всего общества, человека в частности. Манипуляции общественным сознанием, отсутствие силы воли, дисциплины, адекватного самоанализа, происходящие в агрессивных условиях, способны обернуться для человека катастрофой с неопределёнными последствиями.
К чему приводит гедонизм
Рассматривая жизнь с точки зрения гедонизма, можно проанализировать последствия подобного мировоззрения на примерах биографий людей (исторических личностей или современников), имевших неограниченные возможности для удовольствий. Декорации меняются, суть остаётся прежней. Человеку без работы над собой тяжело совладать с собственными желаниями, страстями. Конкретные личности для примера здесь приводить неэтично, но лучше учиться на чужих ошибках.
Если есть интерес к исследованию вопроса последствий гедонизма, то можно самостоятельно проанализировать опыт людей, наступивших на «грабли чувственных прихотей». В пиковой форме последствия для индивидуума выражаются такими проявлениями:
- зависимостью от того или иного инструмента наслаждения, ведущей к умственной деградации, вплоть до психических заболеваний;
- зависимостями, ведущими к потере здоровья, подвижности тела;
- нравственно-этическим падением и соответствующим ему поведением человека;
- ненасытностью в получении удовольствий и, как следствие, проявлением аморальности;
- полной потерей интереса к жизни, депрессивным состоянием и, как следствие, суицидальными умонастроениями;
- заменой нравственных ценностей материальными и потерей искренних человеческих отношений с другими людьми.
Для одного удовольствие в разнообразии и широте. Для другого наслаждение в интенсивности переживания и глубине. Причём одно может перетекать в другое бесконечное число раз. Иллюзии заманчивы и способны надолго вскружить голову гедонисту.
«Переход гедонизма из индивидуального уровня на уровень доминирующей философии общества подталкивает это общество к медленному, но неизбежному саморазрушению, вызывая такой качественный и количественный рост отклонений, при котором утрачивается жизнеспособность социума и начинается процесс его угасания» (Хагуров Т. А., доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН)4.
Индустрия бизнеса заинтересована в гедонизме современного общества, стимуляции потребления. Но каждый человек обладает свободой выбора: делать это или нет. Ведь есть выход, если соблюдать простые рекомендации:
- получать и применять в жизни знания о здравом образе жизни;
- прогнозировать, оценивать последствия своих действий;
- принимать ответственность в первую очередь за свою жизнь, мысли, действия, поступки, привычки;
- проявлять силу воли, сделать дисциплину частью образа жизни;
- игнорировать развлекательную индустрию и сопутствующие ей товары, услуги;
- проявлять аскетичность в потреблении благ жизни и скромность в выражении себя в социуме;
- можно поразмышлять, изучить опыт других людей и найти свои точки опоры для движения в направлении здорового образа существования.
Желательно при этом следовать здравомыслию не только ради собственного развития, но и во благо общества в текущем моменте и в будущем, места, где находишься, и планеты в целом. Делая очередной выбор, идти не в сторону «нравится или не нравится», а в направлении «будет ли это мне или кому-то полезно?». Удивительным открытием способно стать исследование того, какой ценой даются наслаждения; какие ресурсы Земли, живых существ используются для приятного времяпрепровождения человека; какова плата за ненужные удовольствия.
Как проявляется гедонизм
Стать гедонистом может любой, поэтому если среди нижеуказанных признаков проявления такого поведения найдутся примеры из окружения, то лучше в первую очередь проанализировать себя. Гедонизм проявляется изначально в уме, затем на деле. Не всегда возможно увидеть и принять собственные грани личности.
Проявление тенденции к утешению чувств выражается как:
- праздное проведение времени;
- лень, апатия, инфантильность;
- слабая сила воли, отсутствие самоконтроля, отрицание дисциплины;
- желание получить удовольствия «здесь и сейчас»;
- устремление к благам с наименьшим приложением труда, быстрым способом;
- нарциссизм, самолюбие, завышенная либо заниженная самооценка;
- постоянный поиск источников получения удовольствий, впечатлений, развлечений;
- эмоциональность, необузданность желаний;
- можно для себя определить возможные проявления.
Человек меняет шаблоны поведения, мышление, исходя из собственного внутреннего запроса. Поэтому при обнаружении признаков гедонизма, эгоизма лучше начать с собственного изменения, оставив в покое потребительское общество, близких и друзей с гедонистическими наклонностями. Постепенно меняя себя, человек способен стать примером проявления здравомыслия для других.
Примеры гедонизма
На каждый орган чувства и восприятия, коих от шести до тридцати трёх, обнаруживается несколько примеров гедонизма, особенно в современном обществе. Распространены проявления, связанные с пищей (от банального переедания до изысканного гурманства), сексуальными желаниями, игроманией, зависимостями от интоксикаций (алкоголя, наркотиков, кофе и других), шопоголизмом и вещизмом. Примерами сложного ментального получения наслаждения являются одержимость властью, статусом, деньгами, престижем, получение чувства превосходства над кем-то. Религиозный гедонизм подразумевает отсроченное заслуженное наслаждение.
Запуская маятник несметных 33 удовольствий, благоразумнее вспомнить о другой крайней точке — 33 несчастьях, когда в жизни человека случается великое число трудностей и испытаний. Это происходит не случайно, а по воле Высших сил и кармы, чтобы помочь человеку осознать, в верном ли направлении он движется.