Содержание
Один из первых вопросов, которые возникают у людей, когда они сталкиваются с идеей существования Бога, — это вопрос о том, почему же Бог допускает существование зла, если он такой милосердный и всепрощающий? И этот вопрос часто задаётся риторически, с намерением подчеркнуть тот факт, что никакого Бога нет, и закона кармы тоже нет, и, в общем, как у Булгакова: «что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет?».
И получается, что есть только одно сплошное зло, и такая позиция очень удобна, ведь если все вокруг совершают зло, то это служит коллективным оправданием для каждого из членов такого общества или, как принято говорить, «Не мы такие, жизнь такая».
Проблема в том, что люди привыкли думать, что добро — это когда вокруг поют птички, всё хорошо, все сыты и довольны. Но простые научные эксперименты показывают, что такие условия — это начало гибели. Был проведён эксперимент под названием «Вселенная 25», в котором для мышей создали идеальные условия, в которых, казалось бы, — ешь, спи и никаких забот. Кончилось всё гибелью всех без исключения грызунов. Кстати, эксперимент назван цифрой 25, потому что такая же участь постигла и все 24 предыдущие попытки создать мышиный рай. Вот яркий пример того, как для мышей создали вроде бы добро, но всё обернулось для них злом.
Понятие «добро»: что это такое?
В современном обществе понятие добра примерно следующее: это нечто приятное, удобное, тёплое, мягкое и пушистое. А вот всё, что неприятно и неудобно, — это зло. Но парадокс в том, что человек способен развиваться только в неблагоприятных условиях. Как говорил Порфирий Иванов: «Залог здоровья — это голод, холод и физические нагрузки». А для современного человека такие вещи больше ассоциируются с чем-то неприятным — со злом и разрушением.
И, к сожалению, сегодня любой поступок оценивается не с точки зрения пользы и рациональности, а с точки зрения ощущений «приятно» или «неприятно». А добро — это, в сущности, синоним слов «рациональность» и «польза». Причём польза должна быть для всех, а не для какой-то кучки избранных, в ущерб другим.
Наверное, сложно будет принять следующую идею, но зло — всегда внутри нас. Мир нейтрален по отношению к нам, а чаще всего даже наоборот: стремится помочь нам в нашем развитии. И только наши субъективные представления о том, как должно быть, заставляют нас делить мир на добро и зло.
Что такое зло? Злой демон Мара, который искушал Будду под деревом Бодхи, Сатана, который испытывал Иисуса в пустыне, голод, холод, болезни, вирусы, бактерии, паразиты — всё это считается злом. На самом же деле, именно это всё помогает человеку развиваться.
Итак, возьмём обычного человека, что называется, в вакууме. К примеру, он заболевает. И, конечно же, главным злом, которое его постигло, он будет считать болезнь. Но если глубоко проанализировать ситуацию, то окажется, что болезнь либо защищает человека от его собственной глупости, либо толкает его к тому, чтобы преодолеть какие-то свои ограничения. Потому что человек так устроен, что чаще всего наиболее доступным для него оказывается язык боли и страданий. И если почитать жизнеописание многих святых, то можно прийти к выводу, что в начале жизни на их долю выпадало много испытаний, но именно эти испытания и приводили их к совершенству.
К примеру, великий йогин Миларепа на заре своей жизни даже совершил убийство, но именно благодаря осознанию жестокости совершённого поступка Миларепа смог встать на путь духовного развития. Тоже самое можно видеть и в жизненном пути Серафима Саровского — у него тоже было непростое детство.
Поэтому, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что добро — это то, что ведёт к развитию, а зло — это то, что ведёт к деградации. Может быть, с точки зрения ребёнка и его не совсем разумных родителей, баловать этого самого ребёнка — это добро и проявление любви, но с объективной точки зрения это скорее зло.
В буддийской философии корнем всех страданий и причиной всего зла считается неведение. Именно по причине неведения совершаются самые гнусные и подлые вещи. Нет, речь не идёт о незнании таблицы умножения или законов Ньютона. Речь идёт о незнании принципов мироустройства, которые говорят нам о том, что всё сотворённое нами нам же и возвращается. Впрочем, именно третий закон Ньютона нам об этом и говорит. И часто человек может быть очень интеллектуально развитым, но при этом не понимать базовых вещей, пребывать в иллюзиях — именно это с точки зрения буддизма и считается корнем всего зла.
С точки зрения философии йоги причиной зла является двойственное восприятие. Здесь можно говорить о двух аспектах такого восприятия. Двойственность проявляется в том, что мы отделяем себя от окружающего мира, полагая, что существуем автономно, а также в том, что мы, опять-таки, делим мир на чёрное и белое.
Что такое добро и доброта?
Важно понимать, что зла, как такового, не существует. Понятие добра и зла очень условно, поэтому тыкать в кого-либо пальцем с криком «грешник» — это, мягко говоря, не совсем разумно. Может быть, диетолог, который, исходя из своих представлений о правильном питании, говорит о пользе употребления мяса, пребывает в полной уверенности, что он делает благо для людей, просвещая их, давая им полезные знания и так далее. Но можно ли считать благом тот факт, что человек призывает к дальнейшему насилию над животными?
С другой стороны, человек, который развязал мировую войну и погубил миллионы людей, был вегетарианцем и, вообще, очень любил животных. Что сказать… лучше бы он научился любить людей…
И корнем зла в обоих случаях является невежество, как верно подмечено в буддизме. Если бы диетолог задумался о том, что мясо растёт не на дереве, а правитель Третьего Рейха вспомнил слова Иисуса «кто с мечом придёт, тот от меча и погибнет», то, может быть… впрочем, история не знает сослагательного наклонения. Но мораль в целом понятна: всё зло совершается только по причине того, что у человека отсутствует полный взгляд на картину происходящего. Можно ли по одному фрагменту картины определить то, что на ней происходит? А человек поступает именно так: выхватив какой-то узкий сегмент реальности, он делает выводы (априори неправильные) и начинает действовать, исходя из своих неправильных выводов. И можно ли сказать, что тут есть злой умысел?
Большинство людей искренне верят, что действуют во благо. Бабушка может закармливать внучка мясом, приговаривая: «Расти здоровенький», — религиозные фанатики едут на «священную войну», считая, что защищают Бога, и при этом никто не считает себя злодеем. Злодей всегда там — по ту сторону баррикад. А по ту сторону баррикад — думают то же самое.
Другим корнем зла можно считать эгоистичные желания человека. Часто именно в погоне за какими-то мимолётными удовольствиями человек совершает самые недостойные поступки. Впрочем, это уже можно считать вторичной причиной, первичной всё равно остаётся неведение. Если человек не понимает, что причинять вред другим ради какой-то мимолётной выгоды — это не совсем разумно, то именно это и является первопричиной.
Итак, что же такое доброта? Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что доброта произрастает из семян знания. Можно ли допустить, что человек, который знает о законе кармы, будет вредить другим? Это же всё равно, что причинять вред самому себе. Другое дело, что понятие вреда и пользы тоже относительны. Но тут снова встаёт вопрос знаний: если человек понимает, что приносит вред, а что пользу, то он никогда не будет советовать расширять сосуды коньяком...
Самая главная заповедь
Часто о добре и зле рассуждают в контексте заповедей. Дескать, это хорошо, это плохо и так далее. Но самую главную заповедь дал человечеству Иисус: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга. Как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга». То, что совершается из любви, не может быть злом. Конечно, это понятие тоже можно трактовать по-разному. Быть может, у кого-то пристрастие к пельменям называется любовью. И она сильнее в данном случае, чем любовь к убитым животным. Но слово «любовь» расшифровывается как «Люди Бога Ведают». То есть любовь — это не гастрономические пристрастия и не серенады под окнами, это в первую очередь — знание.
Любовь — это ведать Бога, то есть понимать его высший замысел и мироустройство Вселенной. И если человек знает, как устроен мир, он просто не может совершить зло.
Поэтому первое, о чём нужно рассказывать детям, это не о таблице умножения, а о законе кармы. Потому что это та нравственная основа, на которую ложится уже всё остальное. Можно в совершенстве выучить физику и химию, но если нет понимания базовых принципов мироустройства, то эти знания потом используются для того, чтобы рисовать ядерные грибы под небом, под которым, как верно заметил классик, «места много всем».
Все ли люди добрые?
В Библии сказано, что человек создан по образу и подобию Бога. А может ли Творец быть злым? То есть все мы — изначально добрые. Поэтому важно избегать осуждения тех, кто по нашему мнению поступает неадекватно. Во-первых, человек это делает по незнанию, во-вторых, может быть, мы неправильно воспринимаем, и понимание добра и зла как раз-таки искажено у нас.
Каждый находится на своём уровне развития. И, исходя из своего уровня развития, понимает, что такое добро и что такое зло. Всё, что мы можем сделать, это попытаться дать человеку знание. Однако же не стоит всех догонять и причинять добро.
В буддизме есть такое наставление, что, если мы видим человека, заблуждающегося в чём-то, нужно трижды сказать ему об этом. Надо полагать, что речь идёт о том, чтобы периодически, с перерывами во времени, трижды указать человеку на то, что он заблуждается. Если это не приводит к результату, человека нужно оставить в покое, это его урок, и он должен накопить опыт. Потому что насилие из благих побуждений — это тоже насилие. Когда вегетарианцу все вокруг говорят, что надо кушать мясо, а иначе он умрёт без белка, это делается тоже отнюдь не для того, чтобы потрепать человеку нервы, а исключительно из благих побуждений.
И самое главное, если вокруг мы видим одно только зло, то, значит, проблема в нас самих. Отражение в зеркале не появляется до тех пор, пока перед зеркалом не появится объект. Мы получаем от мира лишь то, что транслируем в него на уровне тела, речи и ума. И если мир к нам враждебен, то это не повод впадать в пессимизм, это повод задуматься о том, что мы делам не так.
Три аспекта действия
В любом действии самое главное — благой мотив. Но важно, чтобы польза была объективной для всех участников действия. Если палач попросит помочь наточить ему топор, выполнить такую просьбу, конечно, будет благом, но далеко не для всех. Говоря о пользе того или иного действия, следует рассматривать три аспекта:
- Польза для себя лично.
- Польза для окружающих.
- Польза для мироздания.
Если совпадают все три пункта, значит, действие является благом. Вырубить лес, чтобы построить железную дорогу и по ней возить вагоны с алкоголем — это, конечно, очень прибыльно, но причинит вред окружающей среде и окружающим людям. А самое интересное, что по итогу это причинит вред и тому, кто всё это задумал, потому что всё взаимосвязано. Нельзя, живя в одном доме, поджечь комнату соседа, а потом закрыться в своей и радоваться тому, как всё удачно вышло.
Ну и снова стоит обратить внимание на то, что польза — это то, что в итоге приводит к развитию. И с этой точки зрения Сатана совершил благо, когда испытывал Иисуса. В самом деле, как говорили наши предки, все демоны — бравые солдаты Бога. И самое главное, что нужно понять: невежественный человек добрым быть не может по определению. По той простой причине, что он попросту не знает, что является полезным, а что вредным. Поэтому знание — это наше самое мощное оружие против зла невежества, а самый главный враг — это наши заблуждения.