Счастлив человек, умеющий отличить настоящее от кажущегося реальным, вечное от преходящего, благое от кажущегося таковым. Дважды счастлив тот, кто знает истинную любовь и способен любить всех. Трижды счастлив тот, кто трудится беЗкорыстно для блага других с утаенной любовью в сердце. Тот же, кто сочетает в своем бренном теле познание, любовь и самоотверженное служение Творцу — йог. К нему тянутся люди и звери, как луговые цветы к майскому Солнцу. И расцветают от его прикосновения.
В стародавние времена этические правила йогов, достигших просветления, перекочевали во все мировозрения мира. Эти правила, эти нравственные упражнения, которые развивают в человеке такие благословенные качества, — доброту, воздержание от нанесения вреда кому-либо из людей или других живых существ, отказ от принятия любых даров, сострадание всему живому, честность, правдивость, милосердие, жизнерадостность, скромность, терпение, сдержанность, щедрость, ненакопительство, стремление к творчеству во всем, посвящение заслуг на благо всех живущих — являются фундаментом любого духовного развития.
«Но, обладая перечисленными качествами души, — скажете вы, — очень трудно будет выжить простому человеку в нашем черством и несправедливом мире. Может, лучше обойтись без них?»
Рассмотрим метафору: у плода в чреве матери развиваются глаза, уши, нос, руки, ноги. В утробе ребенку эти органы не нужны, но впоследствии без них человек был бы весьма ущербен. Подобны этим органам и духовные качества, находящиеся сейчас в нас в латентном, неразвитом состоянии. Они нам будут очень необходимы для жизни в следующем, тонком мире. Однако и здесь, на этой железной Земле, без перечисленных духовных качеств мы являемся неполноценными, плутающими в трех соснах, наступающими сотни раз на одни и те же грабли. Об этом говорится в притче о пяти стариках:
Одного молодого человека по имени Ватха очень интересовали чудеса и потусторонние силы. Однажды на глиняной городской площади он увидел коричневого от загара старика, лежащего на доске, утыканной гвоздями. Ватха попросил лежащего научить его спать на острых гвоздях.
«Конечно, конечно, — ответил коричневый, — но сначала тебе придется идти просить милостыню, и всю ее приносить мне. Если ты будешь отдавать мне все заработанные деньги в течение года, тогда я научу тебя». Широкими днями и высокими месяцами юноша с горящим взором работал на старика. В конце концов, Ватха тоже стал коричневым и научился спать на доске, утыканной острыми гвоздями. Но от этого молодой подвижник не стал умнее и духовнее.
Как-то раз на звонкоголосой площади Ватха встретил другого старика, черного от загара, который называл себя йогом. Когда они разговорились, то черный обозвал человека, у которого обучался Ватха, ничтожеством и фокусником. «Я тебя научу делать кое-что получше. Вот смотри! — с этими словами старый старик проткнул себе руку стальной иглой. — Видишь, нет ни капли крови. Я научу тебя, как это делать. Ты сможешь зарабатывать легкие деньги, показывая это набожным людям на рыночных и привокзальных площадях. Но за учебу ты должен будешь отдавать мне половину заработанного». И вот утекли в песок осенние месяцы, как вода сквозь дырявое ведро. И Ватха выучился протыканию иглой своей плоти, целыми днями работая на второго старика.
Через несколько недалеких лет молодой человек прослышал о заезжем чудотворце, имеющем много поклонников. Он разыскал желтоликого старика и спросил его:
«Каким исключительным знанием ты обладаешь? В чем заключается твоя мудрость? Являешься ли ты более великим йогом, чем я?»
На что чудотворец липко ответил:
«Заплати мне сто рупий, и я доставлю тебе мгновенно любое блюдо из любого отеля мира».
Ватха, не думая, заплатил деньги и пожелал видеть перед собой яства из Лондонского отеля «Савой». Тотчас перед ним материализовалась свежеприготовленная заказанная еда. Потом желтокожий подмигнул Ватхе и предложил доставить наручные часы из любой страны мира. Молодой человек увлеченно достал из кармана еще сто рупий и с энтузиазмом передал чудотворцу — и на его руке заблестели новехонькие швейцарские часы.
«Научи меня творить такие чудеса?» — пролепетал Ватха. Желтоликий, не долго думая, нарисовал на бумажке цифру, у которой количество нулей не входило в рот. Молодой человек развел руками в стороны и стал торговаться. В конце концов, за половину нулей, нарисованных на бумажке, чудотворец согласился взять Ватху в ученики…
И вот минули годы учебы — перед Ватхой распаковались объемные дали и необъятные желания. Немолодой юноша с загорелой душой давно выучился чудотворству материализации вещей и покинул дом третьего старика. Ватха называл себя великим йогом и оказывал всяческие сытые услуги мирянам. К нему приходили толпы коричневых и черных людей, они просили доставить им лекарства из Германии, кофе из Бразилии, кокосы из Африки, продукты быстрого приготовления из Северной Америки. И Ватха все с вожделенной радостью доставлял голодным и просящим…
Но однажды к нему в дом вместе с толпой пришел четвертый старик. Увы, это был не новый чудотворец, а обыкновенный старенький священник из ближайшего буддийского монастыря. Он увидел, как Ватха материализует непростые предметы и дарит их простым людям.
«Что ты делаешь, негодяй!» — закричал побелевший от ярости священник и принялся избивать Ватху своей тяжелой тростью.
Бывший юноша опешил и высоко закричал от боли:
«За что ты меня бьешь? Я ведь делаю добро людям! Я ведь помогаю больным и сирым!»
На что старик, охаживая свистящей палкой Ватху, прогремел:
«Ты совершил великое множество краж, грабитель! Ты просишь конфет — и они приходят к тебе из английского магазина. Ты просишь кофе — и оно исчезает с плантаций Бразилии! Сладости и лекарства исчезают в Англии, и владелец магазина не знает, куда они пропали. Вещи, появляясь здесь, пропадают в других магазинах и на оптовых базах. За это непричастных к воровству людей в разных странах мира обвиняют в краже и преступлениях, за это невиновных сажают в тюрьму. Ты — самый большой грабитель! Ты… ты — вот тебе, вот, негодяй, н-на, получи палкой по глупой голове!»
«Прости меня, старик, я ведь этого не знал! — громко стонал Ватха, защищая свою голову окровавленными руками. — Прости, я больше не буду! Я больше не буду этим заниматься и никому не передам секрета чудотворства! Клянусь — не буду! Прости…»
Минула вереница лет. После того случая Ватха уже не просился в ученики к чудотворцам и сам этим небогоугодным делом никогда не занимался. Однако вокруг его дома все еще нарезали круги голодные толпы искусителей. Миряне кружили у дома, подобно тому, как черный кот кружит вокруг чашки с горячей манной кашей…
Благословенный Ватха не входил в искушение и не выходил из своего жилища. Трепетный подвижник жил в молитвах и аскезе, он прослыл в округе набожным праведником и стяжающим добродетели старцем.
И вот однажды ранним утром Ватха встретил в своем саду пятого старика — белоликого, светоносного и молодого. Этот юный старик являлся настоящим, а не уличным йогом. Неожиданная встреча Ватхи с юным стариком произошла, когда он после утренней работы в расцветающем саду своей души случайно заглянул в зеркало…
В этой притче вдумчивый читатель заметит несколько течений мысли. Самая поверхностная струя — человеческие законы даются для слабых людей, неспособных самостоятельно дойти до Истины. Безвольный человек под страхом наказания за нарушение законов принудительно движется к очищению своей души от эгоизма. Страх заставляет ленивого идти на преступления против своей совести. Придет время, он избавит свой ум от греха неведения: и ему не нужны будут правила и рамки. Законы и правила пишут люди, а людям свойственно ошибаться. Нормы поведения, порядки и ограничения свободы подобны паутине. Сильный, волевой человек в любой момент может порвать ловчую сеть законов так же, как небесная птица рвет тенета паука. Мудрый человек живет по законам Космоса, а они включают в себя, как маленькую составную часть, нравственные порядки и правила людей. Свободная птица только делает вид, что играет по паучьим правилам тараканов и сверчков. И всем вокруг кажется, что человек — бескрыл, что он скован притяжением Земли. Но если душе потребуется — она в любую минуту может расправить крылья и улететь. Так и мудрый человек: он соблюдает законы людей только до тех пор, пока они не противоречат законам Космоса.
Параллельно, но несколько глубже, здесь протекает идея, что все мы друг другу нужны, как учителя и наставники в этой суровой школе жизни. Любой человек является по отношению к другому человеку не отцом или дочерью, не соседом или прохожим, не хозяином или рабом, а лишь — учителем!.. Еще глубже по руслу притчи проходит мысль о законе Кармы, о законе справедливости, законе воздаяния за каждое действие той же монетой…