«Йога Васиштха» — древнеиндийский сакральный текст. В этом произведении описывается диалог принца Рамы (божественного героя Рамаяны) и мудреца Васиштхи. Рама, неудовлетворённый жизнью, своим бессмысленным существованием, ищет ответы на вопросы бытия, желая разобраться, что есть жизнь, смерть, мир, какова цель существования человека.
Дух Рамы мечется в поисках абсолютной Истины. Рама испытывает тоску и разочарование в жизни.
Слуга Рамы описывает состояние принца, который имеет все материальные блага, проживая в роскошном дворце, окружённый умными собеседниками и прекрасными девушками.
«К омовениям, богов почитанию, раздаче даров и пирам он не расположен и, даже предавшись молитве, не чувствует удовлетворения и ничего не ест наш владыка».
Принц Рама не находит удовлетворения даже в религии: вернувшись из путешествия по святым местам, он не может найти себе места, в его сердце нет покоя.
Рама задаётся вопросом:
«К чему это счастье, продлевающее сансару для всего, что рождается, чтобы умереть, и умирает, чтобы вновь родиться?»
Мудрец Васиштха, понимая нынешнее состояние принца и то, к чему ведёт такое настроение в будущем, говорит:
«Это уныние у Рамы, от которого он не находит места и ничего не желает, — великого разума признак, от различения и отречения то происходит».
«Великим светом станет он наделённым, знающим этот мир и последующий, не будет ограничен удовольствиями и страданиями, равно взирающим на железо, гальку и злато».
В каком же состоянии должен пребывать человек, чтобы быть готовым принять сокровенные знания мудрых?
Вальмики, автор текста, отвечает:
«Это писание для тех, кто помышляет: ”Я связанный, как мне освободиться?”, кто не невежда уже, но и не обрёл всей полноты знания».
Как только в уме человека возникает это очень тонкое, сначала едва уловимое чувство горечи от непонимания своего существования, появляется шанс постепенно постичь великую мудрость древних через писания, различные источники, которые сейчас доступны для изучения. Появляется стремление достичь чего-то большего, понять себя, мир, встать на путь просветления.
В действительности, только находясь в состоянии некой душевной маеты, человек может встать на путь самопознания, понимая, что «блага», предложенные этим
материальным миром, не способны обеспечить покой в его уме и сердце. Страдания становятся исходным пунктом большого пути.
Перепробовав все блага материального мира, человек не насыщается, оставаясь опустошённым. Есть люди в нашем обществе, которых изначально не интересуют богатства и роскошь. Возможно, они пришли в этот мир уже с определённой мудростью, интуитивно осознавая непостоянство материального мира. К чему ведёт внутренняя опустошённость человека? Возможно, к поиску смысла своего существования. И как быть человеку, находящемуся в обществе, которое наполнено страстями, различными энергиями и зачастую идеями, направленными исключительно на материальное благополучие?
Не лишаясь материальных благ, не отрицая материальный мир, человек обретает возможность стать непривязанным к нему.
Какие знания и концепции важны для современного человека, как разобраться, что является важным и истинным в этом мире? Безусловно, отрицание материального мира не выход. Но и жизнь человека, вовлечённого только в материальные концепции, превращается в бессмыслицу. Все мы, проявившиеся в материальном мире в человеческих телах, уже имеем потенциал для духовного развития. Одного этого факта достаточно для начала духовного пути при условии, что игры сансары нас больше не интересуют и обладание материальными благами не удовлетворяет. Но, коль нам дано это тело и сознание и мы проявлены в этот материальный мир, ищущий человек задумывается и ставит перед собой вопрос «зачем я живу?»
В поисках ответа возникает множество концепций, в том числе: зачем действовать, если всё непостоянно и обречено на разрушение. Принц Рама и мы вместе с ним получаем ответ и на этот вопрос. Мудрец Агастья говорит:
«Как птицы в небе двумя крылами преодолевают путь, так же знанием и деятельностью достигается высшая цель».
Множество сущностных вопросов задает принц Рама. Получая ответы на них, он постепенно становится просветлённым, осознаёт причину своего рождения и выполняет свой жизненный долг.