О жизненном пути великого учителя Нагарджуны в сутре «Великое облако» сказано, что он породил Бодхичитту бессчётное число кальп тому назад. Сам Будда предсказал, что Арья Нагарджуна появится в этом мире через четыреста лет после его смерти и будет распространять учение Будды.
И как это было предсказано в Ланкаватара сутре, великий Нагарджуна родился в семье известного брахмана на юге Индии, в месте Вайдарба. Когда он родился, предсказатель дал прорицание, что младенец умрёт через семь дней, но если его родители сделают подношения сотне монахов, он сможет дожить до семи лет. Когда Нагарджуне было семь лет, родители, опасаясь за его жизнь, послали сына в монастырский университет Наланду, расположенный в северной Индии, где он встретил буддийского мастера Сараху, который был настоятелем монастыря Наланда. Нагарджуна получил обеты от Сараха, который сказал, что, если он устремится к просветлению и будет читать мантру Амитабхи, его жизнь будет долгой. Нагарджуна так и сделал, а затем поступил в монастырь, добился замечательных успехов в общих науках и освоил все учения Махаяны и Хинаяны. Впоследствии он принял полные монашеские обеты и получил имя Шриманта.
В Наланде Нагарджуна изучал сутру и четыре раздела тантры вместе с Ратнамати – эманацией Манджушри – и с Сарахой, особенно «Тантру Гухьясамаджи» (dPal gsang-ba ‘dus-pa’i rgyud). В дополнение он изучал у одного брамина алхимию и обрёл способность превращать железо в золото. Благодаря этому он смог прокормить и спасти от смерти монахов Наланды в голодные времена. В конце концов, Нагарджуна стал настоятелем Наланды. В течение своей жизни Нагарджуна дал множество учений и выиграл много дебатов. Построил множество храмов.
Однажды, излагая Учение в монастыре, он заметил, двух мальчиков, слушавших его толкование Учения, от них исходил природный аромат сандала. Нагарджуна спросил, откуда этот аромат, и юноши признались, что они эманации сыновей короля нагов. Тогда Нагарджуна попросил нагов придать аромат сандала статуе Тары и помочь в постройке храмов. Они вернулись в царство нагов и обратились за помощью к отцу. Царь согласился помочь, только если Нагарджуна придёт в подводное царство нагов, чтобы учить их. Нагарджуна явился туда, сделал много подношений и дал нагам учение.
Нагарджуна знал, что у нагов была «Сутра праджняпарамиты из ста тысяч строф» и попросил её копию. Когда Будда учил праджняпарамите, далеко ведущему распознаванию (совершенству мудрости), наги взяли одну её версию в своё царство для сохранения, боги – другую, и повелители якшей изобилия – третью. Нагарджуна принёс обратно версию из ста тысяч строф, но наги оставили у себя последние две главы, дабы удостовериться, что он вернётся и будет учить их в дальнейшем. Позже последние две главы были восполнены последними двумя частями «Сутры праджняпарамиты из восьми тысяч строф» (Shes-rab-kyi pha-rol-tu phyin-pa brgyad stong-pa, санскр. аштасахасрика-праджняпарамита сутра). Вот почему последние две главы этих двух изданий одинаковые. Нагарджуна также принёс с собой глину нагов и построил из неё много храмов и ступ.
Однажды, когда Нагарджуна обучал праджняпарамите, шесть нагов пришли и образовали своими телами зонт над его головой, чтобы защитить учителя от солнца. Поэтому на иконах Нагарджуну изображают с шестью нагами над головой. После этого события он получил имя Нага. А из-за того, что его умение в преподавании Дхармы было точным, как стрелы знаменитого лучника Арджуны (имя героя древнего эпоса « Махабхарата»), он получил имя Арджуна. Таким образом, его стали называть Нагарджуной.
Позже Нагарджуна отправился преподавать на Северный Остров (Северный Континент). По пути он встретил нескольких детей, играющих на дороге. Он предсказал, что один из них, которого звали Джетака, станет царём. Когда Нагарджуна вернулся с Северного Острова, мальчик на самом деле вырос и стал царём большого царства в южной Индии.
Нагарджуна остался с ним на три года, чтобы обучать его. Затем провёл свои последние годы в другом месте его царства, на Шри Парвате – священной горе, возвышающейся над современной Нагарджунакондой - посвятив время серьёзной практике Дхармы. Он преподавал священное Учение многочисленным ученикам и добился его процветания в этой местности, словно сам Великий Будда вновь пришёл в этот мир.
Нагарджуна написал для царя «Драгоценную гирлянду» (R in-chen ‘phreng-ba, санскр. ратнавали). Также именно для этого царя, которого звали Удайибхадра (bDe-spyod bzang-po), Нагарджуна написал «Письмо другу» (bShes-pa’i spring-yig, санскр. Suhrllekha -Сукрилекха), переведённое на тибетский язык как «шетринг». В нём 123 шлоки, строфы. Это сочинение охватывает довольно обширный спектр тем, посвящённых практикам Махаяны, выполняя которые, любое живое существо может избавиться от страданий и зародить истинный источник счастья.
Некоторые западные учёные отождествляют царя Удайибхадру с царём Гаутамипутрой Шатакарни (годы правления 106 – 130 н.э.) династии Шатавахана (Сатавахана, 230 до н.э. – 199 н.э.), который правил на территории современного Андхра-Прадеша. Некоторые – со следующим царём, Вашиштипутрой Пуламайи (годы правления 130 – 158 н.э.). Трудно установить это совершенно точно. Шатаваханы были покровителями ступы в Амаравати, расположенной возле Шри Парваты, где Будда впервые обучал «Тантре Калачакры».
У царя Удайибхадры был сын, Кумара Шактиман, который хотел стать царём. Его мать сказала ему, что этого никогда не случится, пока не умрёт Нагарджуна, так как у Нагарджуны и у царя одинаковая продолжительность жизни. Она предложила сыну попросить у Нагарджуны голову: поскольку Нагарджуна был очень сострадательным, он, несомненно, согласится её отдать. Нагарджуна в самом деле согласился, но Кумара не смог отрубить его голову мечом. Нагарджуна сказал, что в предыдущей жизни он убил муравья, когда подстригал траву. В качестве кармического результата его голова может быть отрублена только лезвием из травы куша. Кумара сделал это, и Нагарджуна умер. Кровь из отрубленной головы превратилась в молоко, и голова сказала: «Теперь я пойду в чистую землю Сукхавати, но потом войду в это тело снова». Кумара отнёс голову далеко от тела, но говорят, что голова и тело становятся ближе каждый год. Когда они воссоединятся, Нагарджуна вернётся и снова будет учить.
У Нагарджуны было множество выдающихся учеников. Среди них самым знаменитым был Арьядева. После смерти Нагарджуны Арьядева написал много трактатов с комментариями к его трудам, продолжая нести его учения. Ученики Нагарджуны ‒ Буддапалита, Бхававивека, Чандракирти и Арьядева ‒ крупнейшие комментаторы трудов своего учителя.
Последователи Махаяны считают, что Нагарджуна уступал только Будде в значительности и глубине своих прозрений. Сочинения Нагарджуны, которые дошли до наших времён, раскрывают перед нами картину здравого и логичного ума, проникающего глубоко в суть предмета.
Нагарджуна обозрел самые глубины человеческого неведения, чтобы вынести освобождающую мудрость Будды на поверхность, из глубин тьмы к просветлению.
Учитель Нагарджуна учил: «весь мир подобен нашему желанию, стоит лучше сознать связь между своим внутренним и внешним мирами. Поэтому лучше, чтобы наши желания, будучи достойными, приносили людям только помощь и добро».
Он пояснил, что внутренний мир человека всегда богаче внешнего. И поэтому надо ориентироваться не на материальное внешнее окружение, а на внутренний мир. Ибо мы не можем повлиять на внешний.
Почти все его труды были переведены на Тибетский в восьмом веке, во времена правления царя Трисонга Децена. Их можно найти в Тангьюре, собрании комментариев к буддийским сутрам. Один из его знаменитых комментариев гласит: «всему, что рождается, суждено умереть, всё, что накоплено, будет потрачено, всё, что создано, непостоянно. Поэтому не расстраивайтесь по поводу этих законов природы».
Его учениям до сих пор следуют многие во всех странах, где практикуют буддизм Махаяны.
И как это было предсказано в Ланкаватара сутре, великий Нагарджуна родился в семье известного брахмана на юге Индии, в месте Вайдарба. Когда он родился, предсказатель дал прорицание, что младенец умрёт через семь дней, но если его родители сделают подношения сотне монахов, он сможет дожить до семи лет. Когда Нагарджуне было семь лет, родители, опасаясь за его жизнь, послали сына в монастырский университет Наланду, расположенный в северной Индии, где он встретил буддийского мастера Сараху, который был настоятелем монастыря Наланда. Нагарджуна получил обеты от Сараха, который сказал, что, если он устремится к просветлению и будет читать мантру Амитабхи, его жизнь будет долгой. Нагарджуна так и сделал, а затем поступил в монастырь, добился замечательных успехов в общих науках и освоил все учения Махаяны и Хинаяны. Впоследствии он принял полные монашеские обеты и получил имя Шриманта.
В Наланде Нагарджуна изучал сутру и четыре раздела тантры вместе с Ратнамати – эманацией Манджушри – и с Сарахой, особенно «Тантру Гухьясамаджи» (dPal gsang-ba ‘dus-pa’i rgyud). В дополнение он изучал у одного брамина алхимию и обрёл способность превращать железо в золото. Благодаря этому он смог прокормить и спасти от смерти монахов Наланды в голодные времена. В конце концов, Нагарджуна стал настоятелем Наланды. В течение своей жизни Нагарджуна дал множество учений и выиграл много дебатов. Построил множество храмов.
Однажды, излагая Учение в монастыре, он заметил, двух мальчиков, слушавших его толкование Учения, от них исходил природный аромат сандала. Нагарджуна спросил, откуда этот аромат, и юноши признались, что они эманации сыновей короля нагов. Тогда Нагарджуна попросил нагов придать аромат сандала статуе Тары и помочь в постройке храмов. Они вернулись в царство нагов и обратились за помощью к отцу. Царь согласился помочь, только если Нагарджуна придёт в подводное царство нагов, чтобы учить их. Нагарджуна явился туда, сделал много подношений и дал нагам учение.
Нагарджуна знал, что у нагов была «Сутра праджняпарамиты из ста тысяч строф» и попросил её копию. Когда Будда учил праджняпарамите, далеко ведущему распознаванию (совершенству мудрости), наги взяли одну её версию в своё царство для сохранения, боги – другую, и повелители якшей изобилия – третью. Нагарджуна принёс обратно версию из ста тысяч строф, но наги оставили у себя последние две главы, дабы удостовериться, что он вернётся и будет учить их в дальнейшем. Позже последние две главы были восполнены последними двумя частями «Сутры праджняпарамиты из восьми тысяч строф» (Shes-rab-kyi pha-rol-tu phyin-pa brgyad stong-pa, санскр. аштасахасрика-праджняпарамита сутра). Вот почему последние две главы этих двух изданий одинаковые. Нагарджуна также принёс с собой глину нагов и построил из неё много храмов и ступ.
Однажды, когда Нагарджуна обучал праджняпарамите, шесть нагов пришли и образовали своими телами зонт над его головой, чтобы защитить учителя от солнца. Поэтому на иконах Нагарджуну изображают с шестью нагами над головой. После этого события он получил имя Нага. А из-за того, что его умение в преподавании Дхармы было точным, как стрелы знаменитого лучника Арджуны (имя героя древнего эпоса « Махабхарата»), он получил имя Арджуна. Таким образом, его стали называть Нагарджуной.
Позже Нагарджуна отправился преподавать на Северный Остров (Северный Континент). По пути он встретил нескольких детей, играющих на дороге. Он предсказал, что один из них, которого звали Джетака, станет царём. Когда Нагарджуна вернулся с Северного Острова, мальчик на самом деле вырос и стал царём большого царства в южной Индии.
Нагарджуна остался с ним на три года, чтобы обучать его. Затем провёл свои последние годы в другом месте его царства, на Шри Парвате – священной горе, возвышающейся над современной Нагарджунакондой - посвятив время серьёзной практике Дхармы. Он преподавал священное Учение многочисленным ученикам и добился его процветания в этой местности, словно сам Великий Будда вновь пришёл в этот мир.
Нагарджуна написал для царя «Драгоценную гирлянду» (R in-chen ‘phreng-ba, санскр. ратнавали). Также именно для этого царя, которого звали Удайибхадра (bDe-spyod bzang-po), Нагарджуна написал «Письмо другу» (bShes-pa’i spring-yig, санскр. Suhrllekha -Сукрилекха), переведённое на тибетский язык как «шетринг». В нём 123 шлоки, строфы. Это сочинение охватывает довольно обширный спектр тем, посвящённых практикам Махаяны, выполняя которые, любое живое существо может избавиться от страданий и зародить истинный источник счастья.
Некоторые западные учёные отождествляют царя Удайибхадру с царём Гаутамипутрой Шатакарни (годы правления 106 – 130 н.э.) династии Шатавахана (Сатавахана, 230 до н.э. – 199 н.э.), который правил на территории современного Андхра-Прадеша. Некоторые – со следующим царём, Вашиштипутрой Пуламайи (годы правления 130 – 158 н.э.). Трудно установить это совершенно точно. Шатаваханы были покровителями ступы в Амаравати, расположенной возле Шри Парваты, где Будда впервые обучал «Тантре Калачакры».
У царя Удайибхадры был сын, Кумара Шактиман, который хотел стать царём. Его мать сказала ему, что этого никогда не случится, пока не умрёт Нагарджуна, так как у Нагарджуны и у царя одинаковая продолжительность жизни. Она предложила сыну попросить у Нагарджуны голову: поскольку Нагарджуна был очень сострадательным, он, несомненно, согласится её отдать. Нагарджуна в самом деле согласился, но Кумара не смог отрубить его голову мечом. Нагарджуна сказал, что в предыдущей жизни он убил муравья, когда подстригал траву. В качестве кармического результата его голова может быть отрублена только лезвием из травы куша. Кумара сделал это, и Нагарджуна умер. Кровь из отрубленной головы превратилась в молоко, и голова сказала: «Теперь я пойду в чистую землю Сукхавати, но потом войду в это тело снова». Кумара отнёс голову далеко от тела, но говорят, что голова и тело становятся ближе каждый год. Когда они воссоединятся, Нагарджуна вернётся и снова будет учить.
У Нагарджуны было множество выдающихся учеников. Среди них самым знаменитым был Арьядева. После смерти Нагарджуны Арьядева написал много трактатов с комментариями к его трудам, продолжая нести его учения. Ученики Нагарджуны ‒ Буддапалита, Бхававивека, Чандракирти и Арьядева ‒ крупнейшие комментаторы трудов своего учителя.
Последователи Махаяны считают, что Нагарджуна уступал только Будде в значительности и глубине своих прозрений. Сочинения Нагарджуны, которые дошли до наших времён, раскрывают перед нами картину здравого и логичного ума, проникающего глубоко в суть предмета.
Нагарджуна обозрел самые глубины человеческого неведения, чтобы вынести освобождающую мудрость Будды на поверхность, из глубин тьмы к просветлению.
Учитель Нагарджуна учил: «весь мир подобен нашему желанию, стоит лучше сознать связь между своим внутренним и внешним мирами. Поэтому лучше, чтобы наши желания, будучи достойными, приносили людям только помощь и добро».
Он пояснил, что внутренний мир человека всегда богаче внешнего. И поэтому надо ориентироваться не на материальное внешнее окружение, а на внутренний мир. Ибо мы не можем повлиять на внешний.
Почти все его труды были переведены на Тибетский в восьмом веке, во времена правления царя Трисонга Децена. Их можно найти в Тангьюре, собрании комментариев к буддийским сутрам. Один из его знаменитых комментариев гласит: «всему, что рождается, суждено умереть, всё, что накоплено, будет потрачено, всё, что создано, непостоянно. Поэтому не расстраивайтесь по поводу этих законов природы».
Его учениям до сих пор следуют многие во всех странах, где практикуют буддизм Махаяны.