Измени себя — изменится Мир вокруг

Жизнеописание духовного пути великого учителя Нагарджуны

Нагарджуна

Жизненный путь великого учителя Нагарджуны

О жизненном пути великого учителя Нагарджуны в сутре «Великое облако» сказано, что он породил бодхичитту бессчётное число кальп тому назад. Сам Будда предсказал, что Арья Нагарджуна появится в этом мире через четыреста лет после его смерти и будет распространять учение Будды.

Как и было предсказано в «Ланкаватара-сутре», великий Нагарджуна родился в семье известного брахмана на юге Индии, в местечке Вайдарбха. Когда он появился на свет, предсказатель дал прорицание, что младенец умрёт через семь дней. Однако, если его родители сделают подношения сотне монахов, он сможет дожить до семи лет. Когда Нагарджуне исполнилось семь лет, родители, опасаясь за его жизнь, отправили сына в монастырский университет Наланду, расположенный в северной Индии, где он встретил буддийского мастера Сараху, настоятеля монастыря Наланда. Нагарджуна принял обеты от Сарахи, который сказал, что, если он устремится к просветлению и будет читать мантру Амитабхи, его жизнь будет долгой. Нагарджуна так и поступил, а затем, поступив в монастырь, добился замечательных успехов в общих науках и освоил все учения Махаяны и Хинаяны. Впоследствии он принял полные монашеские обеты и получил имя Шриманта.

Обучение и деятельность в Наланде

В Наланде Нагарджуна изучал сутры и четыре раздела тантры вместе с Ратнамати – эманацией Манджушри – и с Сарахой, особенно «Тантру Гухьясамаджи» (dPal gsang-ba ‘dus-pa’i rgyud).». Кроме того, он изучал у одного брамина алхимию и обрёл способность превращать железо в золото. Благодаря этому он смог прокормить и спасти от голодной смерти монахов Наланды в тяжёлые времена. В конце концов, Нагарджуна стал настоятелем Наланды. За свою жизнь Нагарджуна дал множество учений, выиграл много дебатов и построил много храмов.

Встреча с нагами

Однажды, излагая Учение в монастыре, он заметил двух мальчиков, слушавших его толкование. От них исходил чудесный аромат сандала. Нагарджуна спросил, откуда этот аромат, и юноши признались, что они эманации сыновей царя нагов. Тогда Нагарджуна попросил нагов придать аромат сандала статуе Тары и помочь в постройке храмов. Они вернулись в царство нагов и обратились за помощью к отцу. Царь согласился помочь, только если Нагарджуна придёт в подводное царство нагов, чтобы учить их. Нагарджуна отправился туда, сделал много подношений и дал нагам учение.

«Сутра праджняпарамиты»

Нагарджуна знал, что у нагов хранится «Сутра праджняпарамиты из ста тысяч строф», и попросил её копию. Когда Будда учил праджняпарамите, далеко ведущему распознаванию (совершенству мудрости), наги взяли одну её версию в своё царство для сохранения, боги – другую, а повелители якшей изобилия – третью. Нагарджуна принёс обратно версию из ста тысяч строф, но наги оставили у себя последние две главы, чтобы удостовериться, что он вернётся и будет учить их в дальнейшем. Позже последние две главы были восполнены последними двумя частями «Сутры праджняпарамиты из восьми тысяч строф». Вот почему последние две главы этих двух изданий одинаковые. Нагарджуна также принёс с собой глину нагов и построил из неё много храмов и ступ.

Однажды, когда Нагарджуна обучал праджняпарамите, шесть нагов пришли и образовали своими телами зонт над его головой, чтобы защитить учителя от солнца. Поэтому на иконах Нагарджуну изображают с шестью нагами над головой. После этого события он получил имя Нага. А из-за того, что его умение в преподавании Дхармы было точным, как стрелы знаменитого лучника Арджуны, он получил имя Арджуна. Так его стали называть Нагарджуной.

Путешествие на Северный Остров и обучение царя

Позже Нагарджуна отправился преподавать на Северный Остров (Северный континент). По пути он встретил нескольких детей, играющих на дороге. Он предсказал, что один из них, которого звали Джетака, станет царём. Когда Нагарджуна вернулся с Северного Острова, мальчик действительно вырос и стал царём большого царства в южной Индии.

Нагарджуна остался с ним на три года, чтобы обучать его. Затем провёл свои последние годы в другом месте его царства, на Шри Парвате – священной горе, возвышающейся над современной Нагарджунакондой, посвятив время серьёзной практике Дхармы. Он преподавал священное Учение многочисленным ученикам и добился его процветания в этой местности, словно сам Великий Будда вновь пришёл в этот мир.

Трактаты Нагарджуны

Нагарджуна написал для царя «Драгоценную гирлянду». Также именно для этого царя, которого звали Удайибхадра, Нагарджуна написал «Письмо другу», переведённое на тибетский язык как «шетринг». В нём 123 шлоки, строфы. Это сочинение охватывает обширный спектр тем, посвящённых практикам Махаяны, выполняя которые любое живое существо может избавиться от страданий и обрести истинный источник счастья.

Некоторые западные учёные отождествляют царя Удайибхадру с царём Гаутамипутрой Шатакарни (годы правления 106 – 130 н.э.) династии Шатавахана, который правил на территории современного Андхра-Прадеша. Другие – со следующим царём, Вашиштипутрой Пуламайи (годы правления 130 – 158 н.э.). Установить это совершенно точно затруднительно. Шатаваханы были покровителями ступы в Амаравати, расположенной возле Шри Парваты, где Будда впервые обучал «Тантре Калачакры».

Смерть Нагарджуны

У царя Удайибхадры был сын, Кумара Шактиман, который хотел стать царём. Его мать сказала ему, что этого никогда не случится, пока не умрёт Нагарджуна, так как у Нагарджуны и у царя одинаковая продолжительность жизни. Она предложила сыну попросить у Нагарджуны голову: поскольку Нагарджуна был очень сострадательным, он, несомненно, согласится её отдать. Нагарджуна действительно согласился, но Кумара не смог отрубить ему голову мечом. Нагарджуна сказал, что в прошлой жизни он убил муравья, когда подстригал траву. В качестве кармического последствия его голову можно отрубить только лезвием из травы куша. Кумара сделал это, и Нагарджуна умер. Кровь из отрубленной головы превратилась в молоко, и голова произнесла:

«Теперь я пойду в чистую землю Сукхавати, но потом войду в это тело снова».

Кумара отнёс голову далеко от тела, но говорят, что голова и тело становятся ближе каждый год. Когда они воссоединятся, Нагарджуна вернётся и снова будет учить.

Ученики Нагарджуны и его наследие

У Нагарджуны было множество выдающихся учеников. Среди них самым знаменитым был Арьядева. После смерти Нагарджуны Арьядева написал много трактатов с комментариями к его трудам, продолжая нести его учения. Ученики Нагарджуны ‒ Буддапалита, Бхававивека, Чандракирти и Арьядева ‒ крупнейшие комментаторы трудов своего учителя.

Последователи Махаяны считают, что Нагарджуна уступал только Будде в значительности и глубине своих прозрений. Сочинения Нагарджуны, дошедшие до нашего времени, являют нам картину здравого и логичного ума, проникающего глубоко в суть предмета.

Нагарджуна исследовал глубины человеческого неведения, чтобы вынести освобождающую мудрость Будды на поверхность, из глубин тьмы к просветлению.

Учитель Нагарджуна учил:

«Весь мир подобен нашему желанию, стоит лучше осознать связь между своим внутренним и внешним мирами. Поэтому лучше, чтобы наши желания, будучи достойными, приносили людям только помощь и добро».

Он пояснил, что внутренний мир человека всегда богаче внешнего. И поэтому нужно ориентироваться не на материальное внешнее окружение, а на внутренний мир. Ибо мы не можем повлиять на внешний.

Почти все его труды были переведены на тибетский в восьмом веке, во времена правления царя Трисонга Децена. Их можно найти в Тангьюре, собрании комментариев к буддийским сутрам. Один из его знаменитых комментариев гласит:

«Всему, что рождается, суждено умереть, всё, что накоплено, будет потрачено, всё, что создано, непостоянно. Поэтому не расстраивайтесь по поводу этих законов природы».

Его учениям до сих пор следуют многие во всех странах, где практикуют буддизм Махаяны.

Список литературы

  1. Ланкаватара-сутра
  2. Сутра праджняпарамиты из ста тысяч строф
  3. Сутра праджняпарамиты из восьми тысяч строф
  4. Нагарджуна. Драгоценная гирлянда
  5. Нагарджуна. Письмо другу.