Содержание
Любая религия, так или иначе, содержит заповеди, которые рекомендованы для исполнения. Кто-то слепо следует наставлениям, не понимая смысла, кто-то понимает важность выполнения предписаний – каждый последователь воспринимает заповеди в силу своего уровня развития. И, как правило, те, кто не понимают, почему важны те или иные правила, часто их нарушают. Потому что когда не понятен смысл, то очень низка мотивация придерживаться выбранного пути.
К примеру, некоторые религии запрещают употребление алкоголя. И если человек следует этой заповеди лишь потому, что так сказано каким-то пророком или написано в умной книжке – рано или поздно такой человек нарушит это правило, когда соблазн будет слишком велик.
Совсем другое дело, если человек не только понимает пагубность употребления алкоголя, но и осознаёт, что это противоречит выбранному им пути. К примеру, если человек практикует медитации, даже однократное употребление алкоголя – надолго снизит качество медитации. И это вопрос не слепого следования правилам, а расстановки приоритетов – если человек желает духовно развиваться и в полной мере понимает, что алкоголь будет тем балластом, который будет тянуть его вниз, то мотивация к воздержанию от него будет в разы выше, чем в случае просто какого-то абстрактного страха перед каким-то попаданием в ад, который адепт, в общем-то, и не видел и слабо в него верит.
И проблема современных религий именно в этом – часто последователям не объясняют всю пагубность так называемых «грехов», а просто запугивают. И тут неважно, чем запугивать – Страшным Судом, кармой, адом, гневом Бога и так далее. Принцип остаётся один – вера таких людей держится на страхе, а это очень плохая мотивация. По той простой причине, что такой человек будет следовать предписаниям до тех пор, пока над ним будет висеть тот или иной «дамоклов меч», в виде рассказанной страшилки.
Но у страха, как у психологического явления есть одна особенность – он не может быть постоянным и не может постоянно расти. То есть рано или поздно – наступает предел, после которого у человека попросту атрофируется чувство страха или же какая-то конкретная «страшилка» перестаёт быть пугающей. И если мотивацией человека был только страх, то на этом следование тем или иным религиозным предписаниям закончится.
Поэтому важно понимать глубинную суть тех или иных предписаний, как в случае с алкоголем или любым другим наркотиком. Если человек ведёт трезвую жизнь, не потому что боится попасть в ад, а потому что осознаёт простую цепочку причинно-следственной связи – такого человека будет сложно сбить с пути. Постараемся же разобраться в основных заповедях буддизма и понять в чём смысл следования данным наставлениям.
- Для мирян существует пять основных предписаний.
- Базовые предписания буддизма предостерегают человека от накопления негативной кармы.
- Первая заповедь – воздержание от убийства.
- Вторая заповедь – запрет на воровство.
- Третья заповедь – запрет на дурное сексуальное поведение.
- Четвёртая заповедь – запрет на ложь.
- Пятая заповедь – запрет на употребление опьяняющих веществ.
Рассмотрим причины, по которым рекомендуется следовать данным заповедям и последствия, к которым их нарушение может привести.
Основные заповеди буддизма
Для мирян существует пять основных запретов: запрет на убийство, воровство, дурное сексуальное поведение, ложь, употребление опьяняющих веществ.
Эти основные пять заповедей защищают последователя буддизма от накопления наиболее негативной кармы. Что такое карма? Это закон причины и следствия. Иногда можно встретить ошибочное мнение, что карма – это судьба или нечто вроде «карающего меча». Но парадокс заключается в том, что «карающим мечом» человек для себя всегда является сам.
И тождественность между понятиями «карма» и «судьба» тоже весьма сомнительна. Потому что, когда говорят о судьбе, говорится о том, что её кто-то для человека «написал», а кто и зачем – не уточняется. Впрочем, можно сказать, что судьба – это уже сформированная карма, которая проявилась. Но карму эту человек создал сам.
При чём же здесь пять заповедей? Всё очень просто. Если говорить упрощённо о законе кармы, то он гласит – «Что посеешь, то и пожнёшь». И речь тут не идёт о каком-то наказании. К примеру, если мы посеяли сорняки (точнее, мы просто бездельничали, а ветер за нас посеял), то глупо ждать, что взойдёт пшеница. И разве в этом есть какой-то элемент «наказания»? Это просто элементарная логика. Какое зерно мы сеем – такие всходы и получаем.
Таким образом, взгляд на мир через призму причинно-следственных связей существенно отличается от различных религиозных спекуляций темами ада и прочих наказаний. Буддизм, как и другие дхармические религии дают человеку более глубокое понимание мироустройства, объясняя последствия совершенных дурных поступков, а не просто утверждают, что этого делать нельзя, потому что нельзя.
С этой точки зрения становятся понятными все пять базовых предписаний буддизма. По сути, их нельзя назвать заповедями, ведь Будда не давал никаких чётких запретов, он лишь дал рекомендации, следуя которым можно избежать накопления наиболее негативной кармы. Попробуем с этой точки зрения рассмотреть все пять предписаний буддизма.
Запрет на убийство
Под термином «убийство» не следует понимать только лишь лишение жизни живого существа. Кстати, – важный момент – рекомендуется воздерживаться от убийства не только людей, но и вообще всех живых существ, то есть эта заповедь включает в себя также и вегетарианство.
И данную заповедь следует понимать более широко, чем воздержание от прямого физического убийства. Ведь, как известно, убить можно словом или даже мыслью. К примеру, высказав человеку пусть даже правду, но в грубой форме – можно на всю жизнь ему «обрезать крылья», а постоянно гневаясь на окружающих – человек может в своих мыслях чинить над своими обидчиками жестокую расправу ежедневно. И то, что он пока что не претворяет эти планы в жизнь – отнюдь его не оправдывает.
Считается, что наша карма накапливается не только на уровне действий, но также и на уровне слов и мыслей. Поэтому первая заповедь даёт предписание воздерживаться не только от убийства, но от всякого насилия на трёх уровнях – уровне тела, речи и ума. И уровень ума здесь является, пожалуй, даже более важным, ведь наши мысли – рано или поздно воплощаются в жизнь. Наши мысли и слова – не столь безобидны, как нам кажется. Взять, к примеру, чёрную магию – она позволяет убить человека, даже не прикасаясь к нему.
Тут можно вспомнить историю о таком йогине, как Миларепа, который в своей юности, до того как встал на путь духовного развития, однажды с помощью чёрной магии обрушил своды здания, устроив тем самым братскую могилу более, чем трём десяткам людей. И это всё – силой мысли и слова. Поэтому если человек не хватается за нож при каждом случае – это ещё вовсе не значит, что он соблюдает ненасилие. Важно контролировать себя во всём. И здесь речь идёт не только о том, чтобы сдерживаться силой воли – подавленные эмоции тоже радости не принесут. Важно понять, почему окружающие порой причиняют нам дискомфорт. Во-первых, это также проявление нашей кармы, то есть причину этому мы создали сами, а во-вторых, Будда говорил о том, что все злодеяния совершаются лишь по причине невежества. То есть нет плохих людей, есть люди невежественные. И гневаться на них за то, что они причиняют нам вред – тоже самое, что гневаться на ребёнка, который ведёт себя неразумно.
Запрет на воровство
С воровством проблема в том, что воруя у кого-то, человек ворует у самого себя. Здесь также действует закон кармы – если человек берёт то, что ему не принадлежит, то ровно столько же он и потеряет, а возможно, потеря будет и в ещё большем размере. Поэтому брать чужое – попросту нерационально – баланс всё равно восстановится.
Также существует мнение, что если человек ворует, он берёт на себя негативную карму того, у кого он украл. Есть даже одна шутливая поговорка: «Спасибо, что взяли деньгами». Так говорят в случае потери чего-то материального. Шутка шуткой, но доля правды тут есть. Если человек что-либо теряет – значит таким образом в этот момент он освобождается от какой-то части своей негативной кармы. Но, как известно – ничто не появляется ниоткуда и не исчезает в никуда. Если эта негативная карма «уходит» от того, у кого что-либо украли, то «приходит» она к тому, кто украл. Выгода данного обмена – весьма и весьма сомнительна.
Запрет на дурное сексуальное поведение
Проще говоря – запрет на прелюбодеяние. Почему так? Этот вопрос можно рассмотреть с нескольких сторон. Во-первых, прелюбодеяние большей частью невозможно без лжи – самому себе или другим, а это поступок, которые также повлечёт за собой кармическую реакцию.
Во-вторых, интимная связь – это установление также кармической и энергетической связи между партнёрами. Существует мнение, что один половой акт – устанавливает энергетическую связь между людьми минимум на семь лет. Что это значит? Это значит, что все эти семь лет будет идти взаимообмен между партнёрами, даже если они никоим образом не будут взаимодействовать на физическом уровне.
Поэтому при выборе партнёра следует тщательно обдумать – действительно ли это тот человек, с которым вы готовы обмениваться энергией долгие годы? Можете ли вы быть уверенными в том, что все эти как минимум семь лет ваше мировоззрение и образ жизни будут совпадать? Дело в том, что если впоследствии – один из партнёров встанет на путь духовного развития, а другой – будет вести саморазрушительный образ жизни, то первому – будет очень тяжело. Второму, правда, будет полегче, но скорее всего он не сможет достойно распорядиться той благостной энергией, которую будет получать.
Поэтому данная заповедь призывает к ответственности за свои действия в плане сексуального поведения. Вопреки легкомысленному отношению в современном обществе – сексуальная связь между людьми – надолго связывает их друг с другом на тонком энергетическом и психическом уровне.
Также стоит отметить аспект траты энергии. Секс – это расход больших объёмов энергии через вторую чакру. И если это происходит сверх меры (а по большому счёту, любой половой акт, целью которого не является зачатие ребёнка – является пустым расходом энергии), то энергия просто не сможет подняться выше второй чакры и все аспекты человеческой жизни, которые проявлены на более высоких чакрах, будут человеку просто недоступны или не смогут раскрыться в полной мере.
Запрет на ложь
Снова-таки – что посеешь, то и пожнёшь. Если человек лжёт, он создаёт для окружающих некую иллюзию, искажение реальности и впоследствии – эта же энергия искажения реальности вернётся к человеку. Наблюдали ли вы за патологическими лгунами? Часто они настолько «завираются», что уже сами себе верят, а их ложь становится всё более невероятной, нелогичной и даже смешной для окружающих. Они становятся настолько нелепыми в своих попытках солгать, что становятся посмешившем для всех вокруг, но при этом сами – не видят очевидной нелогичности и нелепости своей лжи.
Это как раз и происходит потому, что создавая иллюзию для других, такие люди и сами начинают смотреть на реальность, словно через пелену. Так и работает в данном случае закон кармы – вводя в заблуждение других, такие люди и сами начинают жить в иллюзорном мире. И именно на пути духовного развития это очень опасно. Ведь наша задача – максимально разрушить свои иллюзии и заблуждения. И если мы будем обманывать окружающих, наше собственное невежество будет только расти, как на дрожжах.
Запрет на употребление опьяняющих веществ
Этот аспект мы уже рассматривали в самом начале. Опьяняющие вещества меняют сознание и опять-таки – искажают реальность. О какой здоровой и адекватной жизни можно говорить, если человек видит реальность искажённой?
Есть одна притча о монахе-отшельнике, которого захотел искусить дьявол. Он сказал ему: «Если я смогу пробраться в твою келью, ты совершишь один из трёх грехов, если же нет – оставлю тебя в покое». Монах, будучи уверенным в своих силах – согласился. Затем дьявол обманным путём-таки пробрался в келью монаха, приняв безобидный облик обычного человека. Когда же монах впустил его, тот проявил своё истинное лицо и потребовал от монаха выполнения договора, предложив ему на выбор предаться одному из трёх грехов – алкоголь, прелюбодеяние или убийство.
Монах, будучи человеком с рациональным мышлением подумал так: «В случае с прелюбодеянием и убийством я причиню вред ещё кому-то, кто вовсе никак не виноват в том, что я оказался таким беспечным и впустил дьявола в свою келью. Поэтому лучше я употреблю алкоголь – в этом случае я причиню вред только себе». Сказано – сделано. Монах употребил алкоголь, который подействовал на него очень остро, ведь монах (история умалчивает) либо вовсе его не употреблял, либо давно от него отвык. Закончилась история тем, что, будучи нетрезвым, монах затем провёл ночь с замужней девушкой, а затем ещё и зарезал её мужа, когда тот их увидел. Таким образом, употребив алкоголь, монах совершил все три греха.
Это очень поучительная притча о том, как, казалось бы, такая, на первый взгляд безобидная вещь, как алкоголь, может привести к плачевным результатам. Статистика преступлений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения, как нельзя лучше иллюстрирует этот факт: 82% убийств, 75% самоубийств, 50% аварий, 50% изнасилований совершаются именно под воздействием алкоголя. Эти цифры были озвучены в фильме организации «Общее дело» о вреде алкоголя. Этот фильм на самом деле разоблачает миф о безобидности такого явления, как алкоголь.
Мы рассмотрели пять основных заповедей буддизма. В различных школах и направлениях могут быть упомянуты и другие заповеди, но чаще всего – они лишь дают более полное понимание этих пяти основных предписаний. К примеру, монахи-буддисты соблюдают более двухсот предписаний, которые считаются важными на пути освобождения из круговорота Сансары. Но лейтмотивом любых предписаний является отказ от причинения вреда себе и другим. А путеводной звездой каждого буддиста является сострадание ко всем живым существам. И уже всё остальное – из этого следует.