Если мы будем читать писания, то встретим рекомендацию посещать места силы, места, где практиковали великие йоги и великие мудрецы. Такие пространства хранят память практик и помогают начинающим йогам выйти на новый уровень, действительно получить тонкий опыт. Под деревом Бодхи гораздо легче вспомнить свои прошлые жизни, поскольку здесь это уже происходило множество раз.
Будды прошлого, настоящего и будущего получают здесь полное знание о своих предыдущих рождениях: «Я вспомнил, — говорил Будда, — сначала только части своих прошлых существований, потом полностью жизни следующим образом: сначала одну, предыдущую жизнь, затем две жизни, затем три, четыре, пять, десять, двадцать, потом 50 жизней, затем 100, 1000, 100 000 жизней, и так до беЗконечности...».
Обычно, описывая опыты подобного рода, рассказывают о некой череде видений, проходящей перед глазами. Такой опыт, обретённый в результате практики, оставляет неизгладимое впечатление и очень прочно фиксируется сознанием, на его основе, зачастую перестраивается вся дальнейшая жизнь.
Но есть и другой варианта «мягкого воспоминания», который, возможно, даже не будет зафиксирован сознанием, но поможет найти в этой жизни определённую точку опоры.
Людям, хотя бы немного интересующимся психологией, известна техника якорей. Упрощенно её можно описать следующим образом. Наша психика устроена таким образом, что подсознание фиксирует определенные чувства, эмоции, реакции в их связи с конкретной окружающей обстановкой. Допустим, в детстве на прогулке в радостный момент ребенок услышал какую-то мелодию, просто случайно игравшую в парке. Тоже переживание он может испытать и потом – во взрослом состоянии – уже просто от того, что услышал эту мелодию, она станет своеобразным «пусковым механизмом», неосознаваемым сигналом к радости. Такие якоря могут быть зрительными, кинестетическими, слуховыми.
Если такие «раздражители» возникают как некая комплексная система – то есть одновременно проявляется и звуковой образ, и зрительный ряд – то они действуют наиболее мощно. Это можно было бы назвать «якорной ситуацией». Попадая в такую «якорную ситуацию» человек, на беЗсознательном уровне, начинает вести себя согласно той «программе», которая была записана через эти самые якоря. Если однажды человек вёл себя как зверь, используя «якорную ситуацию» не трудно вновь вернуть его в это состояние.
Надо сказать, подобные якоря действуют не только на протяжении одной жизни. Если в прошлых жизнях человек был аскетом, длительно жившем в лесу, в уединённой хижине, посвящая все время духовным практикам, то весьма вероятно, в следующий жизни, попав в лес, и даже не зная ничего о практиках, он ощутит какие-то смутные желания, остаться, пожить здесь в уединении, «случайно» сядет в позу со «скрещенными ногами».
Парк, расположенный под деревом Бодхи, служит практикам с древнейших времён. Со всего мира сюда приходили паломники выразить своё почтение великому Дереву. Тех, кто кармически связан с Буддой Шакяьмуни, на протяжении веков будет тянуть в эти дышащие покоем и умиротворением места.
Есть вероятность, когда-то сюда приходили и вы, возможно, поливая молоком корни благословенного дерева, начитывая забытые теперь мантры или часами просиживая в медитативных практиках под кроной великого Бодхи.
Если вы окажетесь вновь в этом месте – «якоря сработают». Шелест листвы, щебет птиц, знакомый вид неба, привычное ощущение под ногами пробудят в вас того практика, который приходил сюда тысячелетия назад. Возможно, даже не осознав этого, вы станете другим, не тем, каким были раньше.
Может быть, карьера перестанет казаться такой большой ценностью, и поменяются жизненные приоритеты, может быть, проявятся новые качества… Главное постараться понять, кто же он, тот, кто ходит по этим мраморным дорожкам вокруг храма, какой он? Что дорого ему и важно для него? Какая у него походка? Почему плечи расправлены, а грудь дышит широко?
Можно постараться ответить на эти вопросы, а можно просто на уровне образа запомнить себя, вновь рожденного здесь, под сенью дерева Бодхи.
Для каждого практика наиболее значимо своё священное место, именно то, куда он приходил в течение прошлых жизней, то, куда он мысленно переносится во время внутренних практик. Чтобы перейти на новую ступеньку в концентрации или выполнении иной техники не всегда необходимо увеличивать уровень аскезы. Иногда достаточно просто перенестись мысленно в место встречи с самим собой, тем, который в совершенстве владеет своим энергетическим телом.
Чтобы принять правильное решение в минуту сомнений – вернитесь сюда, под тень дерева Бодхи… Чтобы справиться с унынием и печалью ― прикоснитесь к стенам храма… Что бы найти душевное равновесие ― взгляните на Дерево, на Будду под ним… на себя…