Сейчас у многих буддистов сложилась следующая концепция жизни и концепция эта очень простая: сделать всё, что угодно, но вырваться из Сансары и попасть в Нирвану. И это не один или сто человек так думают, такого мнения придерживаются сотни тысяч людей. А ведь по факту в такой концепции довольно много эгоизма.
Когда Будде Шакьямуни было примерно 80 лет, на горе Гридхракута (гора Священного Орла) он попытался донести своим последователям, что существует и другая, альтернативная точка зрения, и это — путь бодхисаттвы. Следуя по этому непростому пути на протяжении большого количества лет, возможно, когда-то вы и попадете в Нирвану. Будда говорил, что следуя пути бодхисаттвы возможно преодолеть кармические ограничения Сансары, ведь путь бодхисаттвы во многих аспектах альтруистичен.
Что же делал Будда на этой горе? В первый раз он сюда попал, когда еще был молод, он только уехал из своего дворца и решил посетить родину родственников своей матери, потому что по материнской линии у него были определенные связи с царем Бимбисарой. Царь был смышлён и смекалист и он довольно быстро понял, что к нему в царство приехал принц, молодой, холостой, и царь, конечно, такую возможность упускать не стал. Встретив Будду, он попытался узнать, с какой целью тот сюда приехал.
Однако ответ Будды был совсем не в том ключе, что хотел услышать царь: «О, царь Бимбисара, я приехал в твое царство в поисках пути, как избавить людей от старости, болезни и смерти, сможешь ли ты мне в этом помочь?», — царь ответил, что нет. И Будда продолжил: «Это сейчас самое главное, всё остальное потом». «Тогда, Будда, когда наступит тот день, и ты откроешь этот путь, приходи ко мне первому и расскажи мне о нем!», — попросил царь, и Будда согласился. Какое-то время Будда жил в этой местности, так как тут были довольно благоприятные условия для саморазвития и для поиска новых знаний от новых учителей.
Примерно шесть лет Будда провел в этой местности, путешествуя от одного ашрама к другому, к примеру, в пещере Махакала он провел 2-3 месяца. Однако ни в одном ашраме, ни один из учителей не смог дать Будде ответы на вопросы о старости, болезни и смерти. Из шести учителей, у которых учился Будда, в дальнейшем его последователями стали трое.
В индуисткой традиции принято название «Пещера Махакала» (Маха Кала – «Великий черный»). По преданию, в пещере Шакьямуни провел последние шесть дней своей суровой аскезы: пещера расположена у подножья высокого утеса на западном склоне вытянувшейся на северо-восток скалистой гряды, напротив деревни, которая также называется Дунгешвари.
Позже Будда вернулся к Царю Бимбисаре. Тут стоит отметить, что царство у Бимбисары по своей мощи превосходило царство Шакьев и вот почему: Шакьи были арийским царственным родом и жили довольно камерно и уединенно, они, конечно, были сильным народом, так как поддерживали в основном родство только с ариями, но их численность, из-за такой стратегии, была довольно низкой. Мы с вами помним, что Будда обещал рассказать Бимбисаре, как избавиться от болезней, старости и смерти.
Однако царь не смог во истину оценить такой подарок и будучи обременённым царскими обязанностями не стал заниматься саморазвитием. Возможно, именно этот выбор и повлиял на его дальнейшую судьбу, она была совсем не из простых… Его собственный сын Джатасатру, увидев слабые стороны своего отца, воспользовался этим и захватил власть. Конечно, просто так он убить его не мог, захват власти произошел под предлогом того, что царь слегка слетел с катушек под воздействием информации от Будды, за что и был брошен в темницу и обречён там на голодную смерть.
Спустя какое-то количество лет к Джатасатре пришло понимание, а может и озарение, что он поступил с отцом неправильно и по итогу Джатасатра сам стал последователем учения Будды.
Информация выше носит исторический аспект, но что это место может означать для нас с вами, современников данной реальности?
Когда Будда Шакьямуни читал над этой горой текст Саддхарму-пундарику-сутру, само по себе явление довольно редкое, он читал ее полностью и доводил фразы до конца, мало кто из татхагат мог делать также и вот почему. Целые фразы могли обычных искателей просто направить совершенно не в то русло. Вибрация об этом факте распространилась на все миры, ведь это событие было скорее исключением из правил, и такое происходило очень редко.
Конечно многие Боги, Будды и Бодхисаттвы устремились в наш мир, который во всех мирах именуют Мир Саха, чтобы услышать целые предложения из текста Саддхармы-пундарики-сутры. И этих товарищей оказалось такое количество, что им не хватило бы всего времени нашей кальпы, чтобы совершить обход вокруг Будды Шакьямуни, три раза с оголенным правым плечом. Тогда Будда разделил реальность во временных интервалах так, чтобы для одних время осталось в привычном понимании и ощущении, а вот для гостей из других миров время было остановлено, чтобы каждый из них смог выказать дань уважения Будде.
Считается, что и сейчас существа из других миров продолжают свой обход, эту энергию можно почувствовать. На горе Гридхракута произошло ещё одно и не менее важное событие, а именно то, что Будда дал предсказания практически всем ученикам, что их ждёт и в каких мирах они перевоплотятся в следующих жизнях.
Отдельного упоминания достоин Девадатта, двоюродный брат Будды Шакьямуни, который на протяжении многих жизней устраивал своему брату различные трудности и препятствия, однако именно Девадатта был первым учителем (брахманом, когда в тоже время Будда был царем) на пути Будды, который ему сказал, что существует Саддхарма-пундарика-сутра. И Будда позже предсказал, что Девадатта переродится в другом мире и станет Татхагатой. Жизнь Татхагаты вечна, а Будда не уходит в Нирвану. Почему это так?
Нирвана является временной целью, которая необходима для осознания того что, истинная цель — это работа над собой, над теми ошибками, которые мы совершили в прошлых жизнях.
Изучая книгу Саддхарма-пундарика-сутра, в переводе Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы, что некогда читал Будда Шакьямуни на горе Гридхракута, сложно определить само «тело» сутры, так как здесь описаны события и предсказания, которые происходили в тот момент, но самой Дхармы для Бодхисаттв в ней нет.
Так как же для себя определить суть этого текста? Для этого нужно иметь представление о Хинаяне, Махаяне и Ваджраяне, и вот на стыке этих знаний, на разнице между тремя путями, вы сможете найти суть между строк.
В этой статье мы рассмотрим одну из концепций саморазвития, которая была сформулирована 2500 лет назад Буддой Шакьямуни в Сарнатхе и получила название «четыре благородные истины и восьмеричный путь». Будда предлагал не брать услышанное на веру, а путем размышления, анализа и практики проверять эти концепции на личном опыте. Можно даже сказать: открыть их заново, пережить и прочувствовать, чтобы...
Друзья, будьте благоразумны и честны к себе. Занимайтесь саморазвитием и помогайте другим от чистого сердца, и Ваша жизнь обретёт гармонию и процветание. ОМ.
По материалам видео лекции Андрея Верба, адаптация в текст Дмитрия Успехова.