Содержание
- Что такое цетар
- Зачем освобождать животных
- Какую мотивацию нужно зародить и поддерживать при выполнении цетар
- Как выполнять цетар — пранидан
- Когда проводить цетар
- Кого именно и в какое место выпускать
- Как посвятить заслуги от выполнения цетар
- Приложения
- 1. Польза от даяния Дхармы — из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление»
- 2. Тексты мантр взяты из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление»
- 3. Молитва посвящения заслуг — из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление»
Буддийский обряд спасения живых существ от гибели — цетар — это прекрасная возможность вложить время и энергию в благое дело. Как правило, под этим термином подразумевается выкуп и освобождение обречённых на забой животных и рыб. Цетар — это тибетское слово, на санскрите этот обряд называется «пранидан», что означает ‘практика дарования жизни’. Жертвуя своё время и материальные ресурсы, человек не только освобождает живое существо от смерти в этой жизни, так как практика освобождения животных включает проведение ритуала, уберегающего спасённых существ от страданий в будущих воплощениях.
Согласно буддийскому учению, в сансаре, то есть в круге смертей и перерождений, существует всего шесть возможных классов существования.
Три высших:
- боги;
- полубоги;
- люди.
И три низших класса:
- животные;
- голодные духи;
- существа адских миров.
Рождение в трёх низших сферах существования неизменно сопровождается большими страданиями. Буддийский ритуал выкупа жизни включает начитывание специальных мантр, обращённых к просветлённым существам. Считается, что мантры и ритуал помогут спасаемым живым существам избавиться от участи рождаться в низших мирах. Человек, который тем или иным образом участвует в обряде пранидан, завязывает с освобождёнными существами кармическую связь или усиливает уже имеющуюся. Таким образом, в будущих воплощениях у спасённых существ будет больше возможностей встретиться с учением Будды, встать на путь самосовершенствования и избавления от страданий сансары.
Что такое цетар
Цетар — это буддийский ритуал спасения жизни чувствующих существ. Однако принцип спасения жизней не ограничивается покупкой и выпусканием на волю именно животных. Люди также могут находиться в трудных жизненных ситуациях и даже стоять на краю гибели. Люди также могут нуждаться в помощи.
Из всех шести классов живых существ, от богов до обитателей ада, люди в основном взаимодействуют только с другими людьми, а также с животными:
- насекомыми;
- рыбами;
- птицами;
- дикими зверями;
- одомашненными животными: конями, коровами, собаками, кошками и т. д.
Все эти существа могут нуждаться в спасении. Людей и животных объединяет отождествление со своим эго, цепляние за чувство и мысль «я существую». Это цепляние является причиной страха, всевозможных страданий, конкуренции, эксплуатации слабых сильными и т. д. Люди выращивают млекопитающих, птиц и рыб на убой, не принимая во внимание их страдания. В силу дурной кармы прошлых воплощений такие животные не могут защитить себя. Однако, помимо животных, человеческие существа также часто нуждаются в помощи.
В книге ламы традиции Ньингма Чатрала Ринпоче «Сострадательная деятельность» говорится, что объектами ритуала цетар могут быть два вида существ:
- Те, кто обречён на скорую насильственную смерть: забой ради мяса, изготовления одежды или принесение в жертву для какого-то ритуала. Таких животных можно выкупить, вылечить и отпустить на свободу, либо оказать любую другую помощь в соответствии с ситуацией.
- Те, кому напрямую не угрожает смерть, но кто находится в плачевном и беззащитном положении. Это могут быть сироты, одинокие старики, люди с низким достатком, инвалиды, бездомные люди. Поддержка таких людей также относится к цетару. Помощь можно оказать деньгами, едой, лекарствами, волонтёрским трудом, консультацией и т. п.
Ещё поддержку можно оказывать выброшенным на улицу животным. Однако, если кто-то захочет, к примеру, накормить бродячую собаку плотью убитой рыбы или свиньи, это не может считаться хорошим поступком. В этом случае, для того чтобы собака насытилась, другому животному пришлось страдать и умереть. Во избежание негативных кармических последствий собаку нужно кормить постной едой или веганским кормом.
Известный учитель тибетского буддизма традиции Кагью лама Калу Ринпоче проявлял к животным большое сострадание. Покупая живых рыб на городских рынках, он отпускал их на свободу. Посещая зоопарки, Калу Ринпоче читал мантры животным. За свою жизнь лама освободил множество моллюсков, черепах, птиц и прочих существ. Он делал это всегда, когда представлялась возможность. Лама основал организацию по сбору средств для ежемесячного выкупа животных.
Важно понимать, что просто выпуская на свободу диких животных, человек не оказывает им большое благо. Животные продолжат совершать свойственные им поступки, отчего вновь переродятся в неблагоприятных условиях.
Калу Ринпоче писал, что в дополнение к простому спасению животных будет полезно применить три метода:
- Освобождение через слушание. Это произнесение мантр и имён Будд для спасаемых живых существ. Просто слыша их, невзирая на отсутствие понимания смысла, животные могут прийти к освобождению от страданий сансары.
- Освобождение через вкус. Этот метод заключается в кормлении животных освящённой едой. Достаточно даже прикосновения к ней. Благодаря этому животные не родятся в адах и утвердятся на пути, ведущему к Пробуждению.
- Освобождение посредством прикосновения. Нужно осыпать животное песком, который был освящён начитыванием мантр. Этот метод также направлен на избавление живых существ от перерождения в адских мирах.
Зачем освобождать животных
- Раз за разом спасая жизни живых существ, человек развивает у себя качество сострадания. Это является основополагающим принципом на пути самосовершенствования. «… на этой земле человеческое существо неспособно совершить большего греха, чем отнять жизнь другого живого существа. Как следствие, нет большего источника для накопления заслуг, чем спасение чьей-то жизни…» (Чатрал Ринпоче. Сострадательная деятельность).
- Для животных несвойственны чувства преданности и сострадания. Так же, как и люди, животные подвержены влиянию трёх ядов ума: ментальной замутнённости, желания-привязанности и отвращения. Однако эти яды поражают умы животных намного сильнее, чем умы людей. Действия зверей, птиц и рыб обусловлены инстинктами, страхом и желаниями. Находясь под властью загрязнений ума, они проводят жизнь в поисках еды. Они злятся, атакуют и убивают себе подобных, накапливая карму и создавая новые причины для рождений в телах животных. В этой сфере существования можно оставаться очень долго, без конца перерождаясь в различных формах насекомых и зверей. Чтобы помочь этим существам избежать страданий, имеет смысл приложить усилия для их освобождения.
- В течение своей жизни животные претерпевают жестокие страдания. Звери, птицы и рыбы могут мучиться или даже умереть от голода. Им негде спрятаться от лютого холода и палящего солнца. Им некому помочь, да они и не могут попросить о помощи. Осторожные и пугливые, они живут в постоянном страхе. И не напрасно, ведь их удел — убивать и пожирать друг друга. Домашний скот держат в неволе, в грязных стойлах и принуждают к изнурительному труду. Люди доят их, бьют и убивают. Жизнь животных полна несчастий.
- Животные крайне глупы, в силу чего не могут вступить в контакт с духовным наставником и понять учение. Даже домашние питомцы — собаки и кошки — не смогут воспринять наставления и применять их на практике. Они не смогут медитировать и развивать сострадание. Хотя повторение мантр в зоне слышимости животных приносит некоторую пользу, их состояние сознания не даёт возможности для духовного развития. Даже Будда или Бодхисаттва не смогли бы учить животных в силу кармических ограничений последних.
В книге Калу Ринпоче «Углубленный буддизм» говорится, что человек, дающий животным освобождение через слушание, вкус и прикосновение, в своём будущем воплощении получит:
- здоровье и долголетие;
- красоту и приятный голос;
- рождение в приятной стране;
- много друзей;
- исполнение желаний;
- отсутствие в момент смерти агонии и освобождение от падения в нижние миры;
- жизнь в гармонии с окружающими;
- перерождение в Стране блаженства, что в итоге приведёт его к просветлению.
В книге «Сострадательная деятельность» Чатрал Ринпоче пишет, что ближайшим следствием такой деятельности являются:
- успокоение ума;
- радость;
- общее благополучие;
- любовь и поддержка окружающих;
- признание, обретение новых друзей.
В долгосрочной перспективе такие действия помогут перевоплотиться в высших мирах и в конечном результате достичь полного освобождения и реализации.
Церемонию можно проводить для излечения от болезни или трудных обстоятельств конкретного человека. Чатрал Ринпоче пишет, что для человека можно индивидуально организовать цетар. При этом необязательно звать лам для совершения обряда. Можно даже не быть буддистом. Нужно любым способом помочь каким-то нуждающимся людям или выкупить животных и выпустить их на волю.
Цетар улучшит самочувствие человеку, для которого он проводится. Этот ритуал можно регулярно проводить и до появления очевидных проблем со здоровьем. Такие действия очищают карму убийств и способствуют исполнению желаний, связанных с укреплением здоровья.
В книге «Абсолютное исцеление» лама традиции Гелуг и Ньингма Сопа Ринпоче указывает на то, что благодаря продлению жизни спасаемых существ, этот ритуал способен помочь при раке и других тяжёлых заболеваниях.
Продлевая жизнь больному, который ест мясо и ведёт эгоистичный образ жизни, важно учитывать один момент. Часть кармы от убийств и дурных поступков, которые совершит спасённый, может лечь на плечи того, кто ради излечения больного провёл индивидуальный цетар.
Какую мотивацию нужно зародить и поддерживать при выполнении цетар
При совершении церемонии освобождения нужно быть чутким по отношению к своей мотивации. Основной причиной этого действия должна быть искра бодхичитты, сострадание. Чтобы освободить всех живых существ в сансаре, нужно стать буддой. Совершающий цетар, должен понимать, что это действие помогает ему развивать щедрость — одну из шести Парамит, приводящих к просветлению.
Нужно размышлять о том, что цетар совершается для того, чтобы все живые существа в сансаре избавились от страданий, имели долгую жизнь, были счастливы и достигли высших форм перерождения. Это относится также к родным и близким участвующего в ритуале.
Если цетар совершается для конкретного человека, или группы людей, или же животных, находящихся в плачевной ситуации, нужно визуализировать их, делая необходимые благопожелания.
Цетар — это бескорыстная деятельность, за которую не нужно ждать награды или благодарности. Спасаемый не должен обязательно быть буддистом или кем-то ещё. Не нужно сомневаться и рассуждать:
- достоин ли спасения объект цетара или нет;
- будет ли достаточно этой помощи;
- есть ли в этом смысл, ведь всем всё равно не помочь.
Тому, кто совершает цетар, следует размышлять о том, что спасаемые существа в прошлых воплощениях были его матерями. Каждое существо, будучи матерью, проявляло к нему доброту, заботу и давало защиту.
Нужно прочувствовать связь со спасаемыми животными, с их телами. Важно понять, что умы этих существ породили такие тела. И ум совершающего цетар, вследствие накопления плохой кармы, также в будущем способен породить аналогичное тело.
Также нужно в подробностях представить страдания, которые претерпевают животные в течение своих жизней. Эти глупые бессловесные создания, живя в суровых и опасных условиях, вынуждены постоянно бороться за свою жизнь. Такие размышления зародят правильную мотивацию для ритуала.
Как выполнять цетар — пранидан
Общие рекомендации
Спасаемые животные могут быть как мелкими, так и крупными. Чем крупнее животное, тем сильнее оно страдает в момент убийства. Самый лучший вариант — это освободить животное и взять его к себе. В этом случае благие заслуги увеличатся. Так можно обеспечить спасённому живому существу спокойную жизнь и благоденствие. Животное не должно получать еду просто так — оно должно выполнять какую-то работу. Иначе от слишком «сладкой» жизни запасы благой кармы этого существа истощатся – это скажется на его дальнейшем перевоплощении. Если объектом цетара был хищник, взяв его к себе, можно избавить животное от накопления кармы убийств. Конечно, при этом хищника нужно кормить неубойной пищей.
Покупать нужно именно тех животных, которые обречены на смерть. По возможности нужно держать животных в просторных клетках или контейнерах. Нельзя сажать хищников рядом с мелкими животными. Не нужно причинять спасаемым дополнительные страдания. В жаркую погоду на время проведения церемонии стоит укрыть клетки от солнечных лучей. Во время церемонии нужно следить за нормальным самочувствием объектов цетара. Перед тем как выпустить животных, необходимо убедиться, что рядом нет хищников, которые могут им угрожать.
Для проведения обряда желательно сделать алтарь, на котором нужно установить сакральные объекты. Это могут быть ступы, статуи Будды, священные тексты и прочее. Подробнее о приготовлении алтаря — в книге «Абсолютное исцеление» Сопа Ринпоче.
Когда все приготовления будут окончены, нужно выполнить ритуал освобождения. Следует прочитать несколько мантр в зоне слышимости объектов цетара. Тексты мантр приведены в Приложении №2 к данной статье. Произносящий мантры не обязательно должен обладать духовным посвящением или высоким уровнем реализации. Начитывая мантры, нужно визуализировать просветлённое существо, к которому эта мантра обращена. Это божество восседает над головой каждого из освобождаемых существ и посылает нисходящие потоки светоносного нектара. Нектар очищает животных от болезней и страданий, дурной кармы и изъянов сознания.
Затем нужно подуть на животных или на заранее приготовленную воду. При этом нужно думать о том, что это полностью очищает спасаемых существ от негативной кармы и факторов, препятствующих просветлению. Если использовалась вода, то нужно окропить животных благословлённой водой.
После этого нужно сделать вокруг алтаря как можно больше обходов посолонь, то есть по часовой стрелке. При этом нужно нести в руках освобождаемых животных или вести их за собой. Во время обходов можно продолжить повторять мантры и молитвы. Считается, что такие обходы будут способствовать будущему просветлению. После завершения обходов нужно закончить церемонию, выпустив животных на свободу. Не лишним будет оставить для них корм.
Данное краткое описание ритула цетар составлено на основании книги ламы Сопа Ринпоче «Абсолютное исцеление». Подробнее о том, как заблаговременно благословлять воду для ритуала освобождения животных и проводить сам ритуал, вы можете также прочитать в книге.
Когда проводить цетар
В книге «Сострадательная деятельность» Чатрал Ринпоче пишет, что те, кто не является буддистом, могут проводить цетар в любые даты, находящие отклик в их душе. Это могут быть дни рождения, новый год, полнолуния или новолуния, дни равноденствия или любые другие даты.
Буддистам по возможности нужно правильно выбирать день, подходящий с позиции тибетской астрологии. Считается, что правильно выбранная дата усиливает кармический результат от проведения цетара. Благоприятно выполнять цетар в 8, 10, 25 и 30 лунный день (дни новолуния, полнолуния, день Гуру Ринпоче, день Будды Медицины). Есть и неблагоприятные дни. Подробно об этих датах написано в книге «Сострадательная деятельность».
Кого именно и в какое место выпускать
Выпуская животных или рыб, необходимо соблюсти несколько условий:
- Нельзя выпускать экзотических животных из тёплых стран в регионах с холодным климатом, даже если на улице лето. С наступлением заморозков или даже раньше такие животные погибнут.
- Животных и рыб можно выпускать только в ту среду, где уже есть популяция данного вида. Иначе можно нанести непоправимый вред местной экосистеме. В сложившейся экосистеме одни виды животных питаются другими или же определёнными видами растений. Если «вбросить» в экосистему новые дополнительные виды, какие-то популяции животных могут пострадать или полностью исчезнуть.
- Необходимо учитывать стадию развития животного: способно ли оно в силу своего развития добывать пищу.
- Нельзя выпускать домашних животных в дикую природу. Скорее всего они погибнут.
- В замкнутые экосистемы малого размера не нужно выпускать много животных. В таком случае многие из них погибнут от нехватки питания. В целом нужно учесть особенности местности, куда выпускаются животные, например, фазу годового цикла реки и тому подобное.
- Очень полезно будет предварительно проконсультироваться с биологом.
Один из простых вариантов проведения цетара — купить живых червей в рыболовном магазине и освободить их. Для выпускания червей нужно выкопать неглубокую ямку, положить в неё червей и присыпать сверху землёй. Если просто высыпать червей на землю, их могут тут же склевать птицы.
Как посвятить заслуги от выполнения цетар
При посвящении заслуг от спасения живых существ необходимо освободить ум от дурных мыслей и эмоций: гордости и самодовольства, привязанности, гнева и эгоизма во всех его проявлениях.
Человек, совершивший цетар, может мысленно или вслух посвятить заслуги тому, кому посчитает нужным. Это можно сделать в свободных формулировках. К примеру, заслуги можно посвятить:
- на благо всех существ, чтобы они достигли мира, покоя и просветления, чтобы избавились от всех страданий;
- учителям, ведущим существ к Освобождению;
- своим родным и близким, если известно, что они в данный момент нуждаются в помощи и поддержке;
- тому, кому посчитаете нужным.
Буддисты могут использовать молитвы посвящения заслуг из буддийских сборников или соответствующий текст из книги «Абсолютное исцеление» ламы Сопа Ринпоче (Приложение №3 к данной статье).
Приложения
1. Польза от даяния Дхармы — из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление»
Лама Сопа Ринпоче: «Мы даруем любовь, поскольку мы не просто желаем, чтобы животное испытало счастье, но и самостоятельно осуществляем задуманное, выпуская животное на волю. Мы даруем животным защиту от страха, освобождая их от ужаса скорого и неминуемого увечья и смерти. Поскольку ритуал освобождения животных также очищает их от негативной кармы, мы тем самым освобождаем их и от опасности рождения в низших мирах сансары.
Мы совершаем щедрое даяние Дхармы, благословляя действенными мантрами воду, которой затем окропляем освобождаемое животное. Это оказывает на них благотворное влияние, очищая от негативной кармы и приводя к рождению божеством-дэвой, человеком или в чистой земле. Давая корм освобождённому животному, мы совершаем четвёртый вид даяния — подносим ему материальные дары.
Ключевую роль здесь играет практика дарования Дхармы. Попросту выкупая животных в местах, где им грозит скорая смерть, и освобождая там, где не существует опасности для их жизни, мы не оказываем им такую уж большую услугу. Не имея возможности услышать Дхарму, умерев, большинство из них вновь переродится в мире животных или в другом низшем уделе сансары.
Несомненно, освобождая животных, мы приносим им определённую пользу, продлевая их жизнь, однако наибольшую пользу они получат, услышав звучание мантры или учения Будды. Прочитанные вслух учения о пустотности, бодхичитте и тантре, оставляя отпечаток в сознании животных, гарантируют, что в будущем они обретут человеческое рождение, встретят и станут практиковать Дхарму и реализуют путь, ведущий к просветлению.
Читая им учение Будды, мы не только избавим животных от страданий сансары, но и сделаем их способными достичь полного просветления. Тем самым мы дарим спасённым животным безграничное благо, освобождая их от всех страданий сансарной круговерти и их причин. Это делает нашу практику исключительно полезной, и, выполняя её, мы испытываем глубокое удовлетворение».
2. Тексты мантр взяты из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление»
Короткая мантра Ченрезига (на санскрите — Авалокитешвара)
ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ
Польза от повторения этой мантры безгранична. Результат будет зависеть от чистоты мотивации того, кто начитывает мантру. От исцеления от болезней, до встречи в каждом будущем воплощении Будды и постижения сокровенного смысла Дхармы — пустотности.
Короткая мантра Намгьялмы
ОМ БХРУМ СВАХА/ ОМ АМРИТА АЙЮР ДАДЭ СВАХА
Намгьялма — богиня долголетия и очищения. Считается, что всякий, услышавший эту мантру, ни-когда более не переродится в низших мирах сансары. Если начитать эту мантру в ухо животному, оно более не перевоплотится в мире животных. Для человека эта жизнь станет последним рождением во чреве.
Мантра Митрукпы
НАМО РАТНА ТРАЙЯЙЯ/ ОМ КАМКАНИ КАМКАНИ/ РОЧАНИ РОЧАНИ/ ТРОТАНИ ТРОТАНИ/ ТРАСАНИ ТРАСАНИ/ ПРАТИХАНА ПРАТИХАНА/ САРВА КАРМА ПАРАМ ПАРАНИ ME САРВА САТТВА НАНЧА СВАХА
Всякий, кто услышит мантру Митрукпы, избежит рождения в низших мирах сансары. Прослушивание или начитывание мантры Митрукпы способно очистить даже существ с наиболее тяжёлой кармой. Лама Сопа Ринпоче описывает способ воздействовать мантрой на умерших существ, чтобы те покинули скорбные уделы.
Мантра Кунриг
ОМ НАМО БХАГАВАТЭ/ САРВА ДУРГАТЭ ПА- РИШОДХАНА РАДЖАЙЯ/ ТАТХАГАТАЙЯ/ АРХАТЭ САМЬЯКСАМ БУД ДХАЙЯ/ ТАДЬЯТХА/ ОМ ШОДХАНИ/ ШОДХАНИ/ САРВА ПАПАМ ВИШОДХАНИ/ ШУДХЭ ВИШУДХЭ/ САРВА КАРМА АВАРАНА ВИШОДХАНИ СВАХА
Кунриг — ещё одно могущественное божество, дарующее очищение. Прослушивание или повторение его мантры способно защитить от рождения в низших мирах сансары.
Мантра Божества Безупречного Сияния
НАМА НАВА НАВА ТИНАМ/ ТАТХАГАТА ГАМ ГАНАМ ДИВА ЛУКА НАМА/ КОТИНИ ЮТА ШАТА САХА СВАНАМ/ ОМ БО БО РИ/ ЧАРИ НИ ЧАРИ/ МОРИ ГОРИ ЧАЛА ВАРИ СВАХА
Прочтя эту мантру двадцать один раз, благословив своим дыханием песок и посыпав им останки или места захоронения умерших, можно освободить от мук тех, кому довелось переродиться в аду, гарантировав им рождение в счастливых уделах сансары.
Мантра Миларепы
ОМ АХ ГУРУ ХАСА ВАДЖРА САРВА СИДДХИ ПХАЛАХУМ
Эта мантра также способна помочь существам избежать рождения в низших мирах сансары. Миларепа утверждал, что каждый, кто ежедневно начитывает его мантру, сможет родиться в чистой земле Миларепы и встретить там самого великого йогина.
Мантра Будды Медицины
ТАДЬЯТХА ОМ БЕКАНДЗЭ БЕКАНДЗЭ/ МАХА БЕКАНДЗЭ/ РАДЖА САМУДГАТЭ СВАХА
Произнесение мантры способствует избавлению от болезней, вредоносного влияния духов, от негативной кармы и омрачений. Мантра начитывается для достижения просветления, избавления всех существ от страданий и обретения способности вести их к просветлению.
3. Молитва посвящения заслуг — из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление»
Я посвящаю освобождение этих животных Его Святейшеству Далай-ламе — Будде Сострадания, принявшему человеческое обличье, единственному прибежищу и источнику счастья всех живущих. Пусть жизнь Его Святейшества будет долгой и пусть реализуются все его возвышенные помыслы.
Я посвящаю эту практику долголетию и доброму здравию других благородных существ, несущих счастье живущим. Пусть все их возвышенные помыслы тотчас реализуются.
Пусть члены сангхи пребывают в добром здравии и обретут долголетие. Пусть тотчас сбудутся их устремления в практике Дхармы. Пусть у них всегда будет возможность внимать учению, размышлять и медитировать; да преуспеют они в поддержании безупречной нравственности и уже в этой жизни достигнут совершенного постижения учения и высоких духовных реализаций. Пусть щедрые покровители, поддерживающие Дхарму и заботящиеся о сангхе, обретут долголетие и преуспеют во всех своих начинаниях согласно возвышенной Дхарме.
Эта практика освобождения животных также посвящается долголетию всех людей, создающих благую карму и наполняющих свою жизнь глубоким смыслом через принятие прибежища и следование нормам безупречной нравственности.
Пусть эта практика станет лекарством, избавляющим всех живых существ от страданий болезни, в особенности СПИДа и рака, а также от страдания смерти.
Благая заслуга от этой практики также посвящается всем злодеям, погрязшим в недобродетели. Пусть все они встретят Учение, примут прибежище, и, уверовав в закон кармы, практикуют Дхарму, пусть жизнь их будет долгой. (Без практики Дхармы долголетие принесёт им один лишь вред, так как они продолжат творить зло.)
Также посвятите свою практику конкретным больным, членам семьи, друзьям и прочим.
Если я причиню кому-то вред или скажу ему что-то плохое, это в будущем принесёт вред мне самому. Помня о том, как мы себя чувствуем, когда кто-то говорит нам что-то неприятное, мы воздерживаемся от того, чтобы говорить такое другим. Заботясь о других, думаем, что они так же, как и мы, хотят счастья и не желают страдать. Если так размышлять, то у нас не появится мысли о причинении им вреда.
Для нас, людей, очень важно понимать, что мы все одинаковы в том, что являемся людьми. Также очень важно думать, что все мы — люди — одинаково стремимся к счастью и не желаем страдать. Тогда в нас зародится уважение и доброта к другим. В противном случае рождается мысль: «Я начальник», «я лама», «я такой-то» или «я большой человек, а он — ничего не значащий человек, не обладающий хорошей работой или образованием» и так далее. Если мы свысока смотрим на других, то не сможем жить в согласии со всеми.
В детстве, когда мы только рождаемся, то очень зависим от доброты родителей. Люди, выросшие в любви, более способны проявлять её к другим. Детям, которые были лишены родительской любви, а также детям, вскормленным искусственным молоком, часто требуется более долгое время для развития. Поэтому атмосфера, царящая в семье, очень важна. Если родители с любовью относятся друг к другу, обстановка в семье наполнена любовью, то жизнь их ребенка будет лучше, он вырастет добрее. А если родители употребляют алкоголь, курят, постоянно ругаются, то жизнь такого ребенка будет гораздо труднее.
Также важно окружение — люди, которые находятся рядом с нами. Если в обществе много доброты и любви, то человек становится лучше и добрее. И поэтому очень важно проявлять доброту и любовь ко всем, в том числе животным. Для этого необходимо практиковать терпение».
Список использованной литературы:
- «Абсолютное исцеление», Сопа Ринпоче.
- «Сострадательная деятельность», Чатрал Ринпоче.
- «Наставления по медитации Срединного пути», Кхенчен Трангу Ринпоче.
- «Основы буддийского пути», Калу Ринпоче.
- «Радужные небеса», Калу Ринпоче.
- «Совершенный буддизм. Жизнь, достойная подражания», Калу Ринпоче.
- «Углубленный буддизм. От Хинаяны к Ваджраяне», Калу Ринпоче.
- Статья «Цетар и биология», С.Л. Кузьмин, источник: savetibet.ru/2021/01/19/animal-liberation.html