Две с половиной тысячи лет назад на территории Северной Индии воплотился великий духовный учитель — Будда Шакьямуни. Более сорока лет он проповедовал Дхарму, однако, после его ухода Учение было практически полностью искоренено враждебно настроенными правителями. Вскоре после ухода Будды из этого мира воплотился ещё один великий духовный Учитель — Падмасамбхава, который был призван распространить Учение на территории Тибета. И, как ни парадоксально, на сегодняшний день тибетский буддизм гораздо более распространён и развит, чем индийский.
Буддизм в Тибете
Согласно легенде, рождение Падмасамбхавы предсказал ещё сам Будда Шакьямуни. В Махапаринирвана-сутре, где подробно описаны последние дни жизни Будды в этом мире, он сообщает своим ученикам, что настало время его ухода, и даёт различные предсказания и наставления. В числе прочего Будда рассказывает о скором воплощении великого учителя — Падмасамбхавы, который будет распространять Дхарму и освобождать живых существ из оков Сансары. Есть даже мнение, что Падмасамбхава — это и есть инкарнация Будды Шакьямуни. Сам же Будда утверждал, что Падмасамбхава — это эманация бодхисаттвы Авалокитешвары.
Так или иначе, великий духовный учитель пришёл. Он родился совершенно чудесным образом — воплотился в цветке белоснежного лотоса на озере Данакоша в северно-западной Индии. У Падмасамбхавы тут же проявилась благая карма: его заметил проезжавший мимо бездетный царь. Так мальчик стал жить во дворце и ни в чём не знал нужды. По достижении совершеннолетия царевич должен был жениться, но, так как принц был бодхисаттвой, он осознал своё великое предназначение. Царь, приемный отец Падмасамбхавы, разумеется, был против того, чтобы царевич покинул дворец, и тот был вынужден пойти на преступление и убить одного из сыновей знатного вельможи. Этой жестокостью Падмасамбхава добился того, что ему и было нужно, — в наказание за убийство его изгнали из страны, и он смог приступить к реализации своей миссии. Падмасамбхава практиковал достаточно своеобразные и суровые практики: он медитировал на кладбищах и в труднодоступных пещерах. Видимо, в качестве воздаяния за суровые аскезы Падмасамбхаве помогали две дакини, которые делились с ним тайными тантрическими знаниями. Эти знания и позволили ему быстро продвинуться в практике йоги и медитации.
После достижения успехов в практике Падмасамбхава вернулся в страну, из которой был изгнан. Однако люди не готовы были принять Учение Будды, и Падмасамбхава не особенно пользовался авторитетом у населения. Местный царь даже арестовал его и сжёг на костре. Точнее, попытался сжечь, однако, Падмасамбхава, обладающий йогическими сиддхами, чудесно спасся.
Вскоре Падмасамбхава стал наставником Ашоки — легендарного правителя, который по своей благой карме столкнулся с Учением Будды и стал активным его последователем. Ашока является едва ли не единственным примером правителя — преданного последователя Дхармы. Вклад Ашоки в распространение буддизма в мире сложно переоценить.
Трудности, с которыми Падмасамбхаве пришлось столкнуться в процессе распространения буддизма в Тибете, связаны с местными религиозными течениями. Разумеется, на момент воплощения Падмасамбхавы Тибет не был в состоянии религиозного вакуума и там присутствовала местная религия — Бон. Это довольно странная религия с особыми ритуалами и концепциями. И покровителями этой религии были гневные божества и демоны, с которыми Падмасамбхаве пришлось вступить в схватку. Падмасамбхава приступил к проповедям и основал монастырь Самье, где организовал перевод буддийских текстов и наставил в Дхарме первых семерых монахов. Падмасамбхава, обладая йогическими сиддхами, показал местным магам, жрецам и колдунам, «кто есть кто», и те полностью утратили авторитет среди местного населения. Также он с помощью своих сиддх подчинил себе гневных существ — покровителей религии Бон, — превратив их в защитников Дхармы — дхармапал. Реализовав своё предназначение и распространив Дхарму в Тибете, Падмасамбхава вознёсся на небо.
Вкратце о тибетском буддизме
Стоит отметить, что тибетский буддизм отличается от Учения Будды. Дело в том, что внедрение буддизма Падмасамбхавой, так сказать, «поверх» существующей религии Бон не прошло бесследно. Произошло смешение религиозных воззрений, что привело к сильным видоизменениям классического буддизма. Таким образом, в тибетском буддизме мы можем видеть рудименты религии Бон и древнего шаманизма, который присутствовал на этих территориях. Странные ритуалы и практики, совсем не характерные для классического буддизма, — это последствия взаимодействия Учения Будды и религии Бон.
В Тибете преимущественно распространён буддизм традиции Махаяны и Ваджраяны. Особенно популярны в Тибете школы традиции Ваджраяны, такие как Джонанг, Сакья, Карма Кагью и другие. Для тибетского буддизма больше характерны практики тантры, поклонения и медитации, основанные на визуализации различных учителей и просветлённых существ. Типичными для тибетского буддизма являются взращивание «бодхичитты», а также концепция «шуньяты», изложенная в Сутре Сердца и «чистого видения». Основным инструментом для продвижения в практике считается не столько постижение философии, сколько повторение мантр, которые передаются тайно от учителя к ученику.
В тибетском буддизме распространены тантрические практики, позволяющие достичь духовной реализации (состояния Будды) в течении одной или нескольких (до семи) жизней. В целом тибетский буддизм придерживается философии Махаяны о Пути Бодхисаттвы и развитии «бодхичитты», но применяемые здесь методы характерны именно для территории Тибета. В традиции тибетского буддизма важную роль играет почитание Гуру и считается невозможным и даже опасным практиковать те или иные вещи без учителя. Тибетский буддизм отличается от классического тем, что здесь присутствует догматичность и ритуальность, которые для Учения Будды не характерны. Скорее всего, это особенности менталитета и опять-таки последствия смешения буддизма с местными религиями и верованиями.