Монастырь Дрепунг построен в 1416 г. Это один из трех главных монастырей школы Гелугпа (или Гелуг).
Слово «гелугпа» переводится как «желтая шапка». Это направление буддизма, которого придерживается большинство тибетцев. Слово «Дрепунг» обозначает «гору риса», благодаря большому количеству белых монашеских жилищ, окружающих монастырь, построенный на склоне горы.
Монастырь Дрепунг находится в пяти километрах к западу от города Лхаса.
Интересна легенда об основании Дрепунг.
Однажды наставник — лама Цонкапа — передал своему ученику Джамьяну Чойдже белую раковину, некогда принадлежавшую самому Будде Шакьямуни (загадочную белую раковину можно и сейчас увидеть в большом зале для чтения сутр), и обязал его построить монастырь, где и будет храниться эта священная реликвия. Как предсказывал сам Лама Цонкапа, этот монастырь должен был стать цитаделью буддийского учения в Тибете. Дабы исполнить волю учителя, Джамьян Чойдже отправился в долгое путешествие, чтобы найти наиболее подходящее место для будущего монастыря. В своем долгом странствии Джамьян Чойдже остановился на ночлег у подножия высокой горы.
Там ему приснился вещий сон, в котором Джамьяну Чойдже было сказано, что, если построить монастырь на вершине этой горы, то он прославится своими великими учеными и большой общиной монахов. Однако они будут страдать от недостатка средств и будут вынуждены нищенствовать. Если же построить монастырь у подножья этой горы, то монашеская община будет жить в полном достатке, но в ней будет очень мало истинно мудрых монахов. Проснувшись, Джамьян Чойдже принял решение строить монастырь на этой горе — в самой ее середине. Так появился великий монастырь Дрепунг, который со временем стал самым большим монастырем в Тибете, служившим домом нескольким тысячам монахам. Дрепунг обрел статус "чоде", что в переводе с тибетского означает "Великая цитадель Учения".
Дрепунг - самый крупный монастырь школы Гелугпа. Хотя есть известное изречение, что в Дрепунге 7760 монахов, на самом деле их там было на несколько тысяч больше. Единовременно в определенные периоды в нем проживало до 10 тысяч монахов. Большинство изучали и практиковали «Три корзины». Многие стремились совершать десять созидательных действий в соответствии со своими умственными способностями. Некоторые же выполняли хозяйственные работы ради экономического благосостояния монашеской общины. Образованные монахи после окончания обучения в главном монастыре отправлялись служить настоятелями дочерних монастырей. Поэтому тесно связанных с Дрепунгом учреждений было много. Таким образом, эта община играла роль главного центра учений Будды.
В монастыре много великолепных образцов настенной живописи (см. фото справа), прекрасных скульптур и других произведений мастеров.
В то время как дворец Потала находился на реконструкции, пятый Далай-лама переехал в Дрепунг. Он решил расширить территорию монастыря. После значительного увеличения площади и ряда изменений Дрепунг стал напоминать город, обнесенный крепостной стеной.
Один из главных ритуалов здесь называется Shai Dafo, что переводится как «Солнечные ванны для Будды». В числе важнейших достопримечательностей монастыря можно назвать самую большую в Тибете танку. Эту танку - изображение Будды на ткани – монахи выносят на улицу и выставляют на солнце, чаще всего расстилая танку на склоне горы. Этот ритуал проводится в первый день Ходоин, который отмечается ежегодно в начале августа.
Праздник Ходоин означает в буквальном смысле «праздник кислого молока». Начинается праздник выставлением большой танки Будды. Затем идет программа театральных выступлений. Экспонирование танки длится около трех часов, после чего ее снова свертывают и уносят в монастырь. Во второй половине дня центр праздничных мероприятий переносится в парк Норбулинку. В течение недели не прекращаются театральные представления. Люди иногда целыми семьями приходят в парк Норбулинку и другие парки Лхасы, где разбивают палатки, обосновываясь основательно.
Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, художественных произведений и манускриптов. В монастыре Дрепунг установлена знаменитая статуя Будды Будущего Майтрейи. Паломничество в Дрепунг - важный пункт на пути к коре вокруг Кайласа.
В 1959 году, во время культурной революции, монастырь был практически разрушен. Сейчас он внесен в список национального культурного наследия, достаточно хорошо отреставрирован и продолжает функционировать, но в совершенно ином масштабе. Монахов в нем теперь всего несколько сотен, внутри находится музей, посещаемый туристами со всего мира. Интересно погулять по территории Дрепунга, осмотреть множество зданий, соединенных между собой узкими лабиринтами. Непременно стоит посетить бывшую кухню с огромными котлами, в которой готовили еду на десяток тысяч человек.
фотографии, сделанные в монастыре Дрепунг во время одной из поездок клуба OUM.RU в Тибет в этом разделе.
материал подготовлен по данным из интернета и специализированной литературы.