Кланяюсь всем Буддам и Бодхисаттвам.
Слышал я такое однажды. Победоносный вместе с большим собранием из тысячи двухсот пятидесяти монахов и множеством бодхисаттв-махасаттв2 находился на Грифовой горе, недалеко от Раджгира. В это время Почтенный Шарипутра отправился к Бодхисаттве-Махасаттве Майтрее3, чтобы повидаться с ним. Когда Шарипутра приблизился, они обменялись многими словами искренней радости и расположились на плоском камне.
После этого Почтенный Шарипутра так обратился к Бодхисаттве-Махасаттве Майтрее: "Майтрея, сегодня Победоносный, взглянув на росток риса, изрёк монахам следующее: "Монахи, тот, кто видит зависимое возникновение – видит Дхарму. Кто видит Дхарму – видит Будду". Произнося это, Победоносный ничего больше не сказал. Майтрея, каков смысл этого изречения4, произнесённой Блаженным5? Что такое зависимое возникновение? Что такое Дхарма? Что такое Будда? Как так, что если видишь взаимозависимое возникновение, то видишь Дхарму? Как получается, что если видишь Дхарму, видишь Будду?
После того, как Шарипутра произнёс это, Бодхисаттва-Махасаттва Майтрея так ответил ему: "Благородный Шарипутра, относительно сказанного Победоносным, Господином Дхармы, Всезнающим6: " Тот, кто видит зависимое возникновение – видит Дхарму. Кто видит Дхарму – видит Будду". [На твой вопрос] – что же такое это зависимое возникновение? – [отвечу]. Оно таково: "Из-за наличия этого возникает то и, поскольку это родилось, – рождается78 то". Так что при условии неведения активизируются формирующие факторы (самскара), при условии формирующих факторов – сознание, при условии сознания – имя и форма, при условии имени и формы – шесть источников (сознания), при условии шести источников – контакт, при условии контакта – ощущение, при условии ощущения – жажда, при условии жажды – привязанность, при условии привязанности – существование, при условии существования – рождение. При условии рождения возникают старость и смерть, мучение, скорбь, страдание, несчастье, и отчаяние. Таким образом возникает одна лишь великая масса страданий.
Теперь, с прекращением неведения – прекращаются формирующие факторы; с прекращением формирующих факторов – прекращается сознание; с прекращением сознания – прекращаются имя и форма; с прекращением имени и формы – прекращаются шесть источников сознания; с прекращением шести источников сознания – прекращается контакт; с прекращением контакта – прекращается ощущение; с прекращением ощущения – прекращается жажда; с прекращением жажды – прекращается привязанность; с прекращением привязанности – прекращается существование; с прекращением существования прекращается рождение; с прекращением рождения – прекращается старость, смерть, мучение, скорбь, страдание, несчастье и отчаяние. Таким образом прекращается вся эта великая масса страданий9. Именно это Победоносный назвал зависимым возникновением.
И что же такое Дхарма? Это восьмеричный путь благородных, а именно: правильное воззрение10, правильная решимость11, правильная речь12, правильное поведение13, правильный образ жизни14, правильное усилие15, правильное памятование16 и правильное сосредоточение17. Вот этому "восьмеричному пути благородных", который сводится единственно к достижению результата и [тем самым] к преодолению страданий18, Победоносный дал название "Дхарма".
И далее, что же такое Будда? Это тот, кто постиг в уме все свойства (дхармы)19. Тот, кто зовётся "Буддой", обладает Глазом Благородной Мудрости и Телом Дхармы. Он видит все дхармы как [стадии] учения, так и не-учения20.
Теперь, каково же это видение зависимого возникновения? По этому поводу Победоносным сказано: «Тот, кто видит, что по природе зависимое возникновение – это нечто постоянное, не имеющее жизненной силы, свободное от жизненной силы, такое как есть, непреложное, нерождённое, невозникавшее, не созданное, не составное, беспрепятственное, без объекта наблюдения (безопорное), мирное [состояние ума], без страха, не нарушаемое, безостановочное (неистощимое), не являющееся полным покоем21. Кто также видит, что и Дхарма по природе – это нечто постоянное, не имеющее жизненной силы, свободное от жизненной силы, такое как есть, непреложное, нерождённое, невозникшее, несделанное, несоставное, беспрепятственное, без объекта наблюдения, мирное [состояние ума], без страха, ненарушаемое, безостановочное, не являющееся полным покоем – тот всецело (ясно) понимает Дхарму Благородных, и тогда, поскольку обладает истинной мудростью, видит Будду, как непревзойдённое Тело Дхармы».
Шарипутра спросил: "Почему называется зависимым возникновением?"
Майтрея ответил: "Поскольку происходит в связи с причинами и условиями, а не в отсутствии причин и условий – поэтому называется "зависимым возникновением". Относительно этого Победоносный кратко сформулировал определяющую характеристику зависимого возникновения как результат обусловленного. Приходили татхагаты, или не приходили, [зависимое возникновение] – это истинная суть всех дхарм, – называется остающейся. И далее [Будда] назвал это истинной природой дхарм–, истинным пребыванием дхарм, неизменностью дхарм, слаженностью зависимого возникновения, таковостью, безошибочной таковостью, только таковым и ни чем иным, истинным, единственно истинным, непреложным и безошибочным.
Далее, зависимое возникновение происходит ещё и в силу двух факторов. В силу каких двух? Во-первых, в силу связи с причинами, во-вторых – с условиями.
[Зависимое возникновение] предстаёт так же ещё в двух аспектах – внешнем и внутреннем.
Что же такое зависимость от причин внешнего зависимого возникновения? Это то, что из семени возникает побег, из побега – листик, из листика – росток, из ростка – стебель, из стебля – бутон, из бутона – цветок, из цветка – плод. Нет семени – не возникает и побег, и т.д. до тех пор, когда если нет цветка – не завязывается и плод. Если семя есть, то появится (тиб. mngon par 'grub) побег, и т.д. до тех пор, когда если есть цветок – появляется и плод. При этом хотя семя и не думает: "Я само – создатель побега," и побег также не думает: "Сам я был создан семенем," – и т.д. до тех пор, когда цветок не думает: "Я сам – создатель плода," и плод не думает: "Сам я был создан цветком," – однако же, если есть семя, то, сформировавшись, появляется побег и т.д. до тех пор, когда если есть цветок, то сформировавшись, появляется и плод. Вот таким образом предстаёт зависимость от причин внешнего зависимого возникновения
Как же надо понимать зависимость от условий внешнего зависимого возникновения? Это возникновение за счёт совокупности шести элементов (тиб. khams). За счёт совокупности каких же шести элементов? Зависимость от совокупности элементов земли (тиб. sa, скт. притхиви), воды (тиб. chu, скт. ап), огня (тиб. me, скт. теджо), ветра (тиб. rlung, скт. ваю), пространства (тиб. nam mkha, скт. акаша) и времени (тиб. dus, скт. кала) представляет собой зависимость от условий внешнего зависимого возникновения.
При этом элемент земли даёт опору (тиб. rten pa) для семени. Элемент воды даёт влагу (тиб. rlan pa) семени. Элемент огня обеспечивает семя теплом (тиб. yongs su dro ba), взращивая его. Элемент ветра даёт возможность семени взойти (тиб. 'bu ba). Элемент пространства обеспечивает простор (тиб. mi sgrb pa) для беспрепятственного развития семени. Время даёт возможность семени измениться (тиб. 'gyur pa). Без этих условий не произойдёт превращение семени в побег, в то время как если нет недостатка во внешнем элементе земли, а также нет недостатка ни в воде, ни в огне, ни в ветре, ни в пространстве, ни во времени, то при наличии их полной совокупности и с прекращением существования семени появляется побег.
При этом элемент земли не думает: "Я обеспечиваю семя опорой". Точно также и элемент воды не думает: "Я обеспечиваю семя влагой". Элемент огня также не думает: "Я обогреваю семя". Элемент ветра также не думает: "Я позволяю семени взойти". Элемент пространства также не думает: "Я даю семени простор". Время также не думает: " Я даю возможность семени изменится". Семя также не думает: "Я позволяю побегу созреть". Побег также не думает: "Я созрел благодаря этим условиям". И, всё-таки, при наличии этих условий и с прекращением существования семени появляется побег, и так далее до тех пор, когда если есть цветок, то появляется плод. Причём этот побег сам себя не сделал, не был он сделан и чем-то другим, а также комбинация себя и другого не сделала его. Он не был сделан богом творцом, не время изменило его, он не возник естественно (тиб. rang bzhing las ma byung), не был он рождён и без причин. Однако, после того как элементы земли, воды, огня, ветра, пространства и времени собрались вместе, а семя прекратило своё существование, появляется побег. Вот что представляет собой зависимость от условий в контексте внешнего зависимого возникновения.
При этом внешнее зависимое возникновение надо рассматривать в пяти аспектах. Что это за пять аспектов? Оно не является чем-то постоянным (тиб. rtag par ma yin pa); не является чем-то пресекающимся (тиб. chad par ma yin pa); не является чем-то переходящим из одной фазы в следующую (тиб. 'pho bar ma yin pa); из малой причины появляется большой результат (тиб. las chung ngu byas pa las bras bu chen pa mngon bar 'grub); оно предстаёт как поток соответствующий одного другому (тиб. de dang 'dra ba'i rgyud)
Как же оно не является чем-то постоянным? Поскольку и побег другой, и семя другое, – ведь то, что является побегом, не является семенем; из прекратившегося семени побег не возникает; из не прекратившегося также не возникает; но, когда семя прекратилось, то в тот же самый момент возникает побег – именно поэтому зависимое возникновение не является чем-то постоянным
Как же оно не является пресекающимся? Как из ранее уже прекратившегося семени, так и из ещё не прекратившегося не рождается побег, но, когда семя прекратилось, тогда же, не подобие движения верхней и нижней чашек весов, рождается побег, – именно поэтому зависимое возникновение не является чем-то пресекающимся
Как же оно является чем-то переходящим? Поскольку и побег другой, и семя другое. То самое, что является побегом, не является семенем. Именно поэтому зависимое возникновение не является чем-то переходящим
Как же из малой причины появляется большой результат? Из маленького посаженного семени появляется большой плод, поэтому из малой причины появляется большой результат.
А поскольку, какое семя посажено, соответственно такой результат и появляется, [зависимое возникновение] предстаёт как череда соответствий одного другому.
Именно так надлежит рассматривать внешнее зависимое возникновение в пяти аспектах.
Аналогично этому, внутреннее зависимое возникновение происходит за счёт двух. За счёт каких двух? Во-первых, это зависимость от причин, а во-вторых, зависимость от условий.
Тогда что же такое зависимость от причин внутреннего зависимого возникновения? Это когда неведение обуславливает формирующие факторы, и далее вплоть до старости и смерти, обусловливаемых рождением. В случае, если не было бы неведения, пропали бы и формирующие факторы; и далее, соответственно, если бы не было рождения, пропала бы старость и смерть. А так, из-за наличия неведения, появляются формирующие факторы, и далее, вплоть до появления старости и смерти из-за того, что есть рождение.
При этом неведение не думает: "Я – создатель формирующих факторов". Формирующие факторы также не думают: "Мы созданы неведением," – и так далее до тех пор, когда рождение также не думает: "Я – создатель старости и смерти". Старость и смерть так же не думают: " Мы созданы рождением". Но, однако, когда есть неведение, проявляются формирующие факторы, и так далее до тех пор, когда если есть рождение, проявляются старость и смерть. Вот таким образом надо представлять себе зависимость от причин внутреннего зависимого возникновения.
Что же такое зависимость от условий внутреннего зависимого возникновения? Это возникновение за счёт совокупности шести элементов. За счёт совокупности каких же шести элементов? Совокупность элементов земли, воды, огня, ветра, пространства и сознания (тиб. rnam shes, скт. виджняна) представляет собой зависимость от условий внутреннего зависимого возникновения.
Что же такое элемент земли и прочее во внутреннем зависимом возникновении? То, что при сведении воедино [материальных элементов] формирует твёрдые телесные субстанции (тиб. lus kyi sra ba'i dngon po), называется элементом земли. То, что выполняет функцию связывания в теле (тиб. lus sdud), называется элементом воды. То, благодаря чему в теле происходит переваривание (тиб. 'ju ba) съедаемого, называется элементом огня. То, благодаря чему телом осуществляется вдох и выдох (тиб. dbugs phyi nang), называется элементом ветра. То, что образует полости (тиб. sbubs) в теле, называется элементом пространства. То, что на манер треножника (тиб. mdung khyin) формирует побег имени и формы, собирает группу из пяти сознаний (тиб. rnam par shes pa'i tshogs lngar), а также загрязнённое ментальное сознание (тиб. zab pa yid kyi rnam par shes pa), называется элементом сознания.
Без этих условий не произойдёт рождения тела (тиб. lus). Однако, если нет недостатка во внутреннем элементе земли, и также нет недостатка в элементах воды, огня, ветра, пространства и сознания, то при наличии их полной совокупности появляется тело.
При этом элемент земли не думает: "Я, сводя воедино, являюсь создателем твёрдой телесной субстанции". Элемент воды не думает: "Я выполняю связывающую функцию в теле". Элемент огня не думает: "Я обеспечиваю в теле пищеварение". Элемент ветра не думает: "Я осуществляю вдох и выдох в теле". Элемент пространства не думает: "Я обеспечиваю наличие полостей в теле". Сознание не думает: "Я являюсь создателем имени и формы". И хотя тело также не думает: "Я было порождено этими условиями", – тем не менее, при наличии этих условий, рождается тело.
При этом элемент земли не является самостью (тиб. bdag, скт. атма), не является чувствующим существом (тиб. sems can, скт. саттва), не является жизненной энергией (тиб. srog), не является порождающим фактором (тиб. skye ba po), не является рождённым от Ману (тиб. shed las skyes pa), не является потомком Ману (тиб. shad bu), не является женщиной (тиб. bud med), не является мужчиной (тиб. skyes pa), не является бесполым (тиб. ma ning), ни "я" (тиб. nga – ахам), ни моим (тиб. bdag gi), и ни чьим-то ещё (тиб. gzhan su'i yang). Таким же образом соответственно и элемент воды, элемент огня, элемент ветра, элемент пространства и элемент сознания не являются самостью, не являются чувствующими существами, не являются жизненной энергией, не являются порождающими факторами, не являются рождёнными Ману, не являются потомками Ману, не являются женщиной, не являются мужчиной, не являются бесполым, ни "я", ни моим, и ни чьим-то ещё42.
Теперь, что же такое неведение? Представление (тиб. 'dus shes, скт. самжна) об этих шести элементах как о нечто едином (тиб. gcig po), как о нечто целом (тиб. ril po), как о нечто постоянном (тиб. rtag pa), как о нечто стабильном (тиб. brtan pa), как о нечто длящемся (тиб. ther zug), как о нечто приятном (тиб. bde ba), как о самости, как о чувствующих существах, как о жизненной энергии, как о порождающих факторах, как о рождённом существе, как о личности, как о рождённых Ману или потомках Ману, как "я", и "моё" – эти и другие разнообразные виды непонимания называются неведением.
Вследствие наличия неведения возникают страсть (тиб. 'dod chags, скт. рага), ненависть (тиб. zhe sdang, скт. двеша) и тупость (тиб. gti mug, скт. моха) по отношению ко всем объектам; при этом всё то, что является страстью, ненавистью и тупостью по отношению к объектам, называется формирующими факторами, обусловленными неведением.
Узнавание индивидуальных аспектов различных вещей (тиб. dngos po so sor rnam par rig pa) – это сознание.
Сознание и остальные четыре скандхи, которые возникают одновременно (тиб. lhan cig byung ba ne bar len pa) с ним – это имя и форма.
Органы чувств, базирующиеся на имени и форме – это шесть источников сознания
Сведение трёх явлений (тиб. chos) вместе – это контакт.
Переживание (тиб. myong ba) контакта – это ощущение.
Влечение (тиб. zhen pa) к ощущениям – это жажда.
Усилие (тиб. 'phel ba) жажды – это привязанность (цепляние).
Действия (тиб. las, скт. карма), возникающие из привязанности и приводящие к порождению новых действий– это существование.
Возникновение скандх из этой причины – это рождение.
Созревание (тиб. smin) скандх после рождения – это старение.
Уничтожение (тиб. zhig) скандх из-за старения – это смерть.
Предсмертная агония на фоне страстного цепляния (тиб. mngon par chags pa) и внутреннего нестерпимого терзания (тиб. yongs su gdung ba) – это мучение.
Слова, произносимые (тиб. tshig tu smra ba) в мучении – это скорбь.
Неприятные переживания, относящиеся к собранию пяти чувственных сознаний – это страдание.
Ментальное страдание, относящееся к деятельности ментального сознания – это несчастье.
Кроме того, все эти и другие родственные им аффекты (беспокоящие эмоции) (тиб. nyon mongs, скт. клеша) называются отчаянием.
При этом, поскольку имеется великий мрак (тиб. mun pa chen po) – это неведение. Поскольку происходит определённое формирование (тиб. mngon par 'bu byed) – это формирующие факторы. Поскольку узнавание (тиб. rnam par rig pa) – это сознание. Поскольку опора (тиб. rten pa) – это имя и форма. Поскольку двери возникновения (тиб. skye ba'i sgo) – это шесть источников сознания. Поскольку происходит контакт – это контакт. Поскольку происходит переживание (тиб. myong ba) – это ощущение. Поскольку чувствуешь жажду (тиб. skom pa) – это жажда. Поскольку возникает стремление – это привязанность. Поскольку возникновение существования – это существование. Поскольку возникновение (тиб. 'byung ba) скандх – это рождение. Поскольку созревание скандх – это старение. Поскольку распад (тиб. 'jig pa) – это умирание. Поскольку мучаешься – это мучение. Поскольку слова, произносимые в мучении – это скорбь. Поскольку больно телу – это страдание. Поскольку больно уму – это несчастье. Поскольку состояние аффективности – это отчаяние.
Кроме того, непонимание реальности (тиб. de kho na mi rtogs) и ошибочное знание (тиб. log par shes pa) – это неведение. Когда есть такое неведение, образуются три вида формирующих факторов: целиком направленных на добродетель (тиб. bsod nams), целиком направленных на недобродетель (тиб. bsod nams ma yin pa), и целиком направленных на недвижимое (непоколебимое) (тиб. mi gyo ba). Они называются "формирующими факторами, обусловленными неведением". Из формирующих факторов, направленных на добродетель, образуется сознание, направленное на добродетель; из формирующих факторов, направленных на недобродетель – образуется сознание, направленное на недобродетель, и из формирующих факторов, направленных на недвижимое, образуется сознание, направленное на недвижимое. Это называется "сознанием, обусловленным формирующими факторами".
Одновременное появление вместе с сознанием четырёх нематериальных скандх и формы называется "именем и формой, обусловленным сознанием". С развитием имени и формы происходит активизация деятельности посредством шести источников, – это называется "шестью источниками сознания, обусловленными именем и формой". Когда у шести источников сознания происходит шесть контактов – это называется "контактами, обусловленными шестью источниками сознания". Какой происходит контакт, такое же возникает и ощущение, – это называется "ощущением, обусловленным контактом". Переживание этих разнообразных ощущений, удовольствия (тиб. mhgon par dga 'ba) от них, стремление (тиб. lhag par zhen pa) к ним – называется "жаждой, обусловленной ощущением". Поскольку из-за переживания, удовольствия и стремления существа как бы говорят: "Пусть я не буду отдалён от любимого и от счастья" и хотят этого – это называется "привязанностью (цеплянием), обусловленным жаждой". Когда, желая этого, совершают действие телом, речью и умом, тем самым порождая карму нового существования, – это называется "существованием, обусловленным привязанностью". Обретение пяти скандх, возникших за счёт этих действий – это то, что называется "рождением, обусловленным существованием". Развитие скандх, появившихся после рождения, полное их созревание и уничтожение называется "старением и смертью, обусловленным рождением".
Таким образом, двенадцать звеньев зависимого возникновения, возникающие из других причин (тиб. rgyu gzhan) и из других условий (тиб. rkyen gzhan), не являются постоянными, не являются не постоянными, не являются составными, не являются не составными, не являются беспричинными, не являются безусловными, не являются беспричинными и безусловными одновременно, не являются существующими переживаниями (тиб. myong ba po yod pa ma yin), не являются истощающимися дхармами (тиб. zad pa'i chos ma yin), не являются уничтожающимися дхармами (тиб. 'jig pa'i chos ma yin), не являются прекращающимися дхармами (тиб. 'gag pa'i chos ma yin), функционируют с безначальных времён и, подобно непрерывному течению реки, безостановочно (тиб. rgyun ma chad) продолжают функционировать.
И хотя двенадцать звеньев зависимого возникновения, возникающие из других причин и из других условий не являются постоянными, не являются непостоянными, не являются составными, не являются не составными, не являются беспричинными, не являются безусловными, не являются беспричинными и безусловными одновременно, не являются существующими переживаниями, не являются истощающимися дхармами, не являются уничтожающимися дхармами, не являются прекращающимися дхармами, функционируют с безначальных времён и, подобно непрерывному течению реки, безостановочно продолжают функционировать, однако, четыре звена оказываются причинами к которым можно свести (тиб. bsdu ba) все двенадцать звеньев зависимого возникновения.
Какие же эти четыре? Это – неведение, жажда, действие и сознание. При этом сознание работает как причина, [сравнимая] с природой семени (тиб. sa bon kyi rang bzhin). Действие работает как причина, [сравнимая] с природой поля (тиб. zhin gyi rang bzhin). Неведение и жажда работают как причины, [сравнимые] с природой аффектов (тиб. nyong mongs pa'i rang bzhin). При этом действия и аффекты дают возможность возникнуть семени-сознанию (тиб. sa bon rnam par shes pa), а действия служат полем для семени-сознания. Жажда увлажняет (тиб. rlan pa) семя-сознание. Неведение засевает (тиб. 'debs) семя-сознание. Если бы не было этих условий, семя-сознание не могло бы воплотиться.
При этом действие (карма) не думает: "Я должна служить полем для семени-сознания". Так же и жажда не думает: "Я должна напитать влагой семя-сознание". Неведение также не думает: "Я должно посеять семя-сознание". Семя-сознание также не думает: "Я появлюсь благодаря этим условиям". Однако семя-сознание, опираясь на поле действий, напитываясь влагой жажды, удобряясь компостом неведения, и, приблизившись к месту рождения в таком-то и таком-то лоне матери, воплощается в зародыш имени и формы (тиб. ming dang gzugs kyi my gu). Причём этот зародыш имени и формы не сделал себя сам, не был сделан чем-то другим, не был сделан комбинацией себя и другого, не был создан богом-творцом, не изменился просто от времени (тиб. dus kyis ma bsgyur), не возник естественно (тиб. rang dzhin las), не зависит от деятеля и не рождён без причин. Однако, когда отец и мать соединяются, и это происходит в благоприятное для зачатия время, а также, когда имеются другие необходимые условия, и нет недостатка в причинах и условиях, никому не принадлежащих по сути, по своей природе не имеющих чего-то своего, без воспринимающего субъекта, подобных пространству, подобных по своим характеристикам иллюзии, – то, в таком случае, приблизившись к месту рождения, семя-сознание, обладающее переживанием предстоящего рождения в таком-то и таком-то лоне матери, воплощается в виде зародыша имени и формы.
Подобно этому, сознание глаза (тиб. mig gi tnam par shes pa) возникает [на основе] пяти причин. Что это за пять причин? На основе глаза (тиб. mig la rten pa), формы (тиб. gzugs), проявленности (тиб. snang ba), пространства (тиб. nam mkha) и порождающей акт восприятия объекта ментальной направленности (тиб. yid la byed pa). На основании этих условий возникает сознание глаза. При этом глаз обеспечивает опору для сознания глаза. Форма обеспечивает объект восприятия (тиб. dmigs pa) для сознания глаза. Проявленность обеспечивает его видимость (тиб. mngon pa). Пространство обеспечивает беспрепятственность (тиб. sgrib pa). Ментальная направленность обеспечивает наличие направленного (тиб. на объект) восприятия (тиб. bsam pa). Если нет этих пяти условий, сознание глаза не возникает. Когда же нет недостатка в органе чувств – глазах, в форме, проявленности, пространстве и ментальной направленности – из совокупности всего этого возникает сознание глаза.
При этом глаз не думает: "Я должен обеспечит опору для сознания глаза". [Зрительная] форма также не думает: "Я должна обеспечить объект восприятия для сознания глаза". Проявленность также не думает: "Я должна обеспечить видимость для сознания глаза". Пространство также не думает: "Я должно обеспечить беспрепятственность сознания глаза". Ментальная направленность также не думает: "Я должна обеспечить восприятие для сознания глаза". Сознание глаза также не думает: "Меня порождают все эти условия". И, тем не менее, сознание глаза рождается при наличии этих условий. Всё то же самое справедливо и касательно остальных органов чувств, соответственно их специфике.
При этом, хотя никакое явление (дхарма) не переносится из теперешнего существования (тиб. 'jig rten) в последующее, однако, когда нет недостатка причин и условий, тогда существует проявление (тиб. mngon pa) результата (тиб. определённых) действий (кармы). Так, например, когда видится отражение лица на поверхности совершенно гладкого зеркала, само лицо не переходит (тиб. 'phos mod) на поверхность зеркала, однако же, проявление в зеркале существует как результат (тиб. определённых) действий, поскольку для этого нет недостатка необходимых причин и условий. Таким же образом, хотя и нет никого, кто бы, умирая, переносился бы [отсюда], и снова был бы рождён в другом [мире], тем не менее существует проявление в результате действий, поскольку нет недостатка [соответствующих] причин и условий.
Так, например, Луна удалена на расстояние сорока двух йоджан, однако отражение диска Луны видится и в маленькой чаше, наполненной водой, хотя сама Луна не перенеслась со своего места. И хотя не было перехода Луны внутрь наполненной водой маленькой чашки, тем не менее, поскольку нет недостатка причин и условий, в чаше имеется проявление в виде диска Луны. Таким же образом, в то время как хотя и нет никого, кто бы умирая, переходил бы отсюда, и снова был бы рождён в другом мире, но всё-таки существует проявление как результат действий, поскольку нет недостатка [соответствующих] причин и условий.
Так, например, если нет достаточного набора причин и условий, то огонь не загорается, но загорается при собрании всех необходимых причин и условий. Точно так же, поскольку нет недостатка в причинах и условиях, никому не принадлежащих по сути, по своей природе не имеющих чего-то своего, без воспринимающего субъекта, подобных пространству, подобных по своим характеристикам иллюзии, – семя-сознание, приблизившись к месту рождения в такой-то и такой-то утробе матери, взращённое действиями (кармой) и аффектами, воплощается в виде зародыша имени и формы. Вот так следует рассматривать зависимость от условий внутреннего зависимого возникновения.
При этом рассматривается пять аспектов внутреннего зависимого возникновения. Что же это за пять? Зависимое возникновение не является чем-то постоянным; не является чем-то пресекающимся; не является чем-то переходящим [из одной фазы в следующую]; из малой причины появляется большой результат; оно предстаёт как поток соответствий одного другому.
Как же оно не является чем-то постоянным? Поскольку скандхи в момент смерти одни, а скандхи, принадлежащие моменту рождения, другие. Ведь то самое, что является скандхами в момент смерти, не является, скандхами, принадлежащими моменту рождения. И поскольку в момент смерти скандхи прекращаются, а скандхи, принадлежащие моменту рождения, возникают, зависимое возникновение не является чем-то постоянным.
Как же оно не является чем-то пресекающимся? Из ранее уже прекратившихся в момент смерти скандх не возникают скандхи, принадлежащие моменту рождения, не возникают они и из ещё не прекратившихся (скандх). Но когда в момент смерти скандхи прекращаются, тогда же, наподобие движения верхней и нижней чашек весов, рождаются сандхи, принадлежащие моменту рождения (тиб. tshe skye). Именно поэтому зависимое возникновение не является чем-то пресекающимся.
Как же не является чем-то переходящим? Поскольку рождение в общем состоянии существования (уделе) происходит из отличающихся (предыдущих) состояний существ (тиб. sems can gyi ris mi 'dra ba nas skal pa mnyam pa'i skye bar skye ba mngon par sgrub pa) – зависимое возникновение не является чем-то переходящим.
Как же из малой появляется большой результат? Вследствие совершённого малого действия может переживаться полностью созревший большой результат. Поэтому из малой причины появляется большой результат.
А поскольку какого типа действия производится, такой же полностью созревший результат и переживается, постольку зависимое возникновение предстаёт как поток соответствий одного другому.
Вот так надлежит рассматривать внутреннее зависимое возникновение в пяти аспектах
Благородный Шарипутра, всякий, кто истинно видит при помощи совершенной мудрости (тиб. yang dag pa'i shes rab) зависимое возникновение, изложенное Победителем, а именно то, что зависимое возникновение по своей природе всегда не имеет жизненной силы, свободно от жизненной силы, таковое как есть, непреложное, не рождённое, не возникавшее, не созданное, не составное, беспрепятственное, без объекта наблюдения, умиротворённое, без страха, не нарушаемое, безостановочное и не является полным покоем. А далее истинно видит, что оно не существует (тиб. med pa), бессодержательно (тиб. gsog), надуманно (тиб. gsob), бессущностно (тиб. snying po med pa), болезнь (тиб. nad), нарыв (тиб. 'bras), недуг (тиб. zug rngu), нечто негативное (тиб. sdig pa), непостоянное (тиб. mi rtag pa), страдание (тиб. sdug bsngal – дукха), пустота (тиб. stong pa – шуньята) и бессамостность (тиб. bdag med pa, скт. анатман), – тот не станет рассматривать варианты прошлого, думая: "Был ли я в прошлом, или же меня не было в прошлом? Кем я был в прошлом? Каково мне было в прошлом?" А также не будет рассматривать варианты предстоящего, думая: "Буду ли я существовать в будущем, или же нет? Кем я стану в будущем, и как это будет происходить?" А так же не будет рассматривать происходящее в настоящее время: "Что это? Как это? Что существует? Чем становится? Откуда берутся эти существа? Куда уходят после смерти и перехода?"
В мире имеются всевозможные взгляды практикующих (тиб. dge sbyong) и брахманов, которые обычно говорят о "я", или же говорят о чувствующих существах, или же говорят о жизненной силе, или же говорят о личности (тиб. gang zag, скт. pudgala), или же говорят о добрых знамениях и удаче, или же о чрезмерном движении, или же об отсутствии движения (тиб. lhag par g.yo ba dang bral bar g.yo ba). Однако, благодаря узнаванию, эти воззрения теперь отбрасываются (тиб. spangs pa), благодаря полному пониманию (тиб. yongs su shes nas) пресекаются по корень (тиб. rtsa ban as bcad de), приобретают свойства не возникновения и не прекращения (тиб. mi skyes mi 'gag pa'i chos can du 'gyur ro) впредь, наподобие очищенной от листьев верхушки бананового дерева, более уж не проявляясь естественным образом.
Благородный Шарипутра, всем, кто таким образом принял (тиб. bzod pa) дхарму и полностью постиг зависимое возникновение, став обладателем осознавания и достоинств (тиб. rig pa dang zhabs su ldan pa), Татхагатой, Архатом, воистину совершенным Буддой, Сугатой, познавшим мир, непревзойдённым предводителем, усмирителем существ, учителем богов и людей, Буддой-победителем будет предсказано непревзойдённое истинное просветление (тиб. bla na med pa yang dag par rdzogs pa'i byang chub): " Этот человек станет воистину совершенным Буддой!"
После этого Почтенный Шарипутра, боги, люди, асуры, гандхарвы и весь мир возрадовались, и воздали хвалу тому, что было сказано Бодхисаттвой-Махасаттвой Майтреей.
На этом завершается сутра Махаяны под названием: "Благородная сутра рисового ростка".
В переводе сутры были использованы лекции, прочитанные Кхенпо Чодраком в Международном Буддийском институте Кармапы (КIВI) в Дели, (Индия, 1992 год), а так же лекции, прочитанные Топкой Римпоче во Франции (Дакпо Кагью Линг) в рамках пятилетней образовательной программы в 1994 году.
Редакция: А. Орлов.