Я слышал, что однажды благословенный пребывал в кампе, на берегу озера гаггара. И большое число мирян из кампы пришли к достопочтенному Сарипутте и по прибытии, поклонившись ему, сели рядом. И потом они обратились к достопочтенному Сарипутте: «Давно у нас не было возможности, достопочтенный, послушать Дхамму из уст самого благословенного. Было бы хорошо, если бы мы могли послушать дхамму из уст самого Благословенного».
В таком случае, друзья, приходите на следующий день упосатхи, и, возможно, вы услышите Дхамму из уст самого Благословенного».
«Как скажете, достопочтенный», - ответили миряне из кампы достопочтенному Сарипутте. Поднявшись со своих сидений, поклонившись ему и обойдя его справа, они ушли.
Затем на следующий день упосатхи миряне из кампы пришли к достопочтенному Сарипутте и по прибытии, поклонившись ему, встали рядом. Тогда достопочтенный Сарипутта вместе с мирянами из кампы отправились к благословенному и по прибытии, поклонившись ему, сели рядом. И достопочтенный Сарипутта обратился к Благословенному: «Может ли быть так, что когда человек даёт какой-либо дар, это не приносит большого плода, большой пользы, тогда как другой человек даёт точно такой же дар, и это приносит большой плод, большую пользу?
«Да, Сарипутта, есть случай, когда человек даёт какой-либо дар, и это не приносит большого плода, большой пользы, тогда как другой человек даёт точно такой же дар, и это приносит большой плод, большую пользу».
«Учитель, и в чём заключается причина, почему человек даёт какой-либо дар, и это не приносит большого плода, большой пользы, тогда как другой человек даёт точно такой же дар, и это приносит большой плод, большую пользу?»
«Сарипутта, бывает так, что человек преподносит дар ради собственной выгоды, с умом, устремлённым [к получению выгоды], ищет для себя накопления [благих заслуг] [с мыслью]: «я буду наслаждаться этим после смерти». Он даёт свой дар - еду, питьё, одежду или средство для передвижения; гирлянду, благовония и мази; постельные принадлежности, кров, лампу - жрецу или отшельнику. Как ты думаешь, Сарипутта? Может ли человек дать такой дар?»
«Может, учитель».
«Сделав такое дарение в поисках собственной выгоды - с умом, устремлённым [к получению выгоды], ищет для себя накопления [благих заслуг] [с мыслью]: «я буду наслаждаться этим после смерти» - после распада тела, после смерти, он рождается в мире Четырёх Великих Царей. Затем, после того как потеряло силу это деяние, эта способность, этот статус, это владычество, он возвращается обратно в этот мир.
Затем, бывает так, что человек преподносит дар не ради собственной выгоды, и его ум не устремлён [к получению выгоды], он не ищет для себя накопления [благих заслуг] и у него нет мысли: «я буду наслаждаться этим после смерти». Вместо этого он преподносит дар с мыслью: «дарение - это хорошо». Он даёт свой дар - еду, питьё, одежду или средство для передвижения; гирлянду, благовония и мази; постельные принадлежности, кров, лампу - жрецу или отшельнику. Как ты думаешь, Сарипутта? Может ли человек дать такой дар?»
«Может, учитель».
«Сделав такой дар с мыслью «дарение - это хорошо», после распада тела, после смерти, он рождается в компании дэвов мира тридцати трёх. Затем, после того как потеряло силу это деяние, эта способность, этот статус, это владычество, он возвращается обратно в этот мир.
Или, вместо того, чтобы подумать так: «Даяние — это хорошо», он преподносит дар с мыслью: «такие дары давались в прошлом, делались в прошлом, моим отцом и дедом. Было бы неподобающе для меня сделать так, чтобы этот старый семейный обычай прекратился». . . И тогда после распада тела, после смерти, он рождается в мире дэвов ямы. Затем, после того как потеряло силу это деяние, эта способность, этот статус, это владычество, он возвращается обратно в этот мир.
Или, вместо этого… он преподносит дар с мыслью: «я не испытываю недостатка. А они испытывают недостаток. Было бы неправильно для меня, будучи обеспеченным, не дать дар тем, кто не обеспечен». . . И после распада тела, после смерти, он рождается в мире довольных Дэвов. Затем, после того как потеряло силу это деяние, эта способность, этот статус, это владычество, он возвращается обратно в этот мир.
Или, вместо этого… он преподносит дар с мыслью: «подобно тому, как подносили дары великим мудрецам прошлого - Аттхаке, Вамаке, Вамадэве, Вессамитте, Яматагги, Ангирасе, Бхарадвадже, Васеттхе, Кассапе и Бхагу - то таким же будет это моё подношение даров». . . И после распада тела, после смерти, он рождается в мире дэвов, наслаждающихся сотворениями. Затем, после того как потеряло силу это деяние, эта способность, этот статус, это владычество, он возвращается обратно в этот мир.
Или, вместо этого… он преподносит дар с мыслью: «Когда сделано мной это дарение, это делает мой ум спокойным. Удовлетворение и радость появляются». . . И после распада тела, после смерти, он рождается в мире дэвов, имеющих власть над творениями других. Затем, после того как потеряло силу это деяние, эта способность, этот статус, это владычество, он возвращается обратно в этот мир.
Или, вместо того, чтобы подумать так: «Когда сделано мной это дарение, это делает мой ум спокойным. Удовлетворение и радость появляются», он преподносит дар с мыслью: «это украшение ума, поддержка ума». Он даёт свой дар - еду, питьё, одежду или средство для передвижения; гирлянду, благовония и мази; постельные принадлежности, кров, лампу - жрецу или отшельнику. Как ты думаешь, Сарипутта? Может ли человек дать такой дар?»
«Может, учитель».
«Сделав такое подношение, не ради собственной выгоды, с умом не устремлённым [к получению выгоды], без поисков накопления для себя [благих заслуг], ни [с мыслью]: «я буду наслаждаться этим после смерти»,
— ни с мыслью: «Даяние — это хорошо»,
— ни с мыслью: «Такие дары давались в прошлом, делались в прошлом, моим отцом и дедом. Было бы неподобающе для меня сделать так, чтобы этот старый семейный обычай прекратился»,
— ни с мыслью: «Я не испытываю недостатка. А они испытывают недостаток. Было бы неправильно для меня, будучи обеспеченным, не дать дар тем, кто не обеспечен»,
— ни с мыслью: «подобно тому, как подносили дары великим мудрецам прошлого — Аттхаке, Вамаке, Вамадэве, Вессамитте, Яматагги, Ангирасе, Бхарадвадже, Васеттхе, Кассапе и Бхагу — то таким же будет это моё подношение даров»,
— ни с мыслью: «Когда сделано мной это дарение, это делает мой ум спокойным. Удовлетворение и радость появляются»,
— но с мыслью: «Это украшение ума, поддержка ума» —то после распада тела, после смерти, он рождается в мире брахмы. затем, после того как потеряло силу это деяние, эта способность, этот статус, это владычество, он становится невозвращающимся. Он не приходит обратно в этот мир.
В этом, Сарипутта, заключается причина, почему человек даёт какой-либо дар, и это не приносит большого плода, большой пользы, тогда как другой человек даёт точно такой же дар, и это приносит большой плод, большую пользу».