Санскритское слово «Сангха» переводится как ‘собрание, множество’. Этот термин объединяет всех последователей учения Будды. Цели такого сообщества — реализация и распространение Дхармы, то есть наставлений Будды Шакьямуни. Учителя и единомышленники — это необходимая опора и поддержка духовного искателя на пути. Под термином «Сангха» может пониматься как группа людей, составляющих духовную общину, так и сонм существ, достигших высоких уровней реализации. Такие высокоразвитые существа —Архаты и Бодхисаттвы — вместе образуют АрьяСангху.
В «Ратана сутте» Татхагата называет Будду, Дхарму и Сангху «драгоценными сокровищами». Для современных буддистов эти три драгоценности составляют наибольшую ценность. После принятия прибежища в трёх драгоценностях человек может именоваться буддистом-мирянином. Он вступает в коллектив духовных друзей, движущихся к просветлению. В узком смысле Сангхой можно назвать любой коллектив, который следует пути, указанному Буддой Шакьямуни. Такому объединению совсем не обязательно примыкать к той или иной буддийской школе.
В широком понимании принять прибежище в Сангхе означает слушать наставления пробудившихся Учителей, достигших реализации благодаря постижению сути Дхармы Будды. При этом, чтобы самому окончательно освободиться от страданий и пробудиться, необходимо прикладывать соответствующие усилия.
Члены коллектива единомышленников могут накладывать на себя те или иные аскезы и нравственные ограничения. Это будет ускорять их духовную эволюцию. В традиции буддизма существует понятие «четырёхчастная Сангха».
В неё входят:
- монахи — бхикшу,
- монахини — бхикшуни,
- миряне — упасаки,
- мирянки — упасики.
Основное различие между монахами и мирянами — в перечне обетов, которым они следуют. У монахов ограничения более строгие. В абсолютном смысле Сангха состоит из существ, имеющих опыт прямого переживания пустотности, в относительном смысле — из людей, которые соблюдают обеты.
Первая проповедь Будды состоялась более 2500 лет назад в древней Индии, с этого дня Сангха учеников Благословенного росла и множилась. Будда давал своё учение так, чтобы оно было понятно всем. Души разумных существ имеют различный эволюционный уровень, поэтому учение было разделено на три направления — «Три Колесницы».
В книге «Откровения тибетских отшельников» Лама Сонам Дордже пишет, что Сангха как объект буддийского прибежища означает:
-
В Малой колеснице (Хинаяне) — это Архаты, достигшие индивидуального освобождения и реализовавшие суть Четырёх Благородных Истин. Последователями Малой колесницы считаются:
- шраваки — монахи, практикующие Малую колесницу в компании других монахов;
- пратьекабудды — монахи, практикующие Малую колесницу в уединении, вне Сангхи.
- В Большой колеснице (Махаяне) под Сангхой понимаются Бодхисаттвы одного из десяти уровней реализации. У последователей Большой колесницы более высокая мотивация: избавить от страданий и привести к просветлению всех живых существ.
- Согласно различным направлениям тантрической Алмазной колесницы — Ваджраяны, — Сангха может включать высокоразвитых существ: йидамов, сиддх, даков и дакинь. Помимо этого, в йога-тантре Сангха — это вся община буддийских монахов или монахинь, практикующих тайную мантраяну. Мотивация последователей Большой и Алмазной колесниц схожа между собой.
Как зародилась Сангха
Близ города Бенарес, в Оленьем парке, Будда прочитал свою первую проповедь, названную «Поворотом колеса Законоучения». Слушателями были пять его бывших единомышленников, с которыми принц Гаутама до своего пробуждения практиковал суровые аскезы. После проповеди пять аскетов стали его учениками. Аскет по имени Каундинья первым попросил Благословенного принять его в ученики.
Будда принял его, сказав:
«Войди, подвижник, и готовься правильно возвещать Учение. Следуй стезёй духовной жизни до полного искоренения страдания».
Так зародилась Сангха монахов.
Основой для определения правил жизненного устройства Сангхи служила Дхарма, провозглашённая самим Буддой.
Что объединяло монахов:
- правила поведения, установленные Благословенным;
- стремление к духовному совершенствованию и развитию у себя сострадания;
- желание просвещать людей, нести в общество учение, избавляющее от страданий.
Правила поведения в Сангхе
С течением времени количество монахов в общине постепенно росло. Ученики, вступившие в общину, несколько лет странствовали вместе с Татхагатой, постигая суть учения. Затем, когда сознание монаха очищалось от клеш и помрачений, Будда отправлял его распространять Дхарму самостоятельно.
Монахи называли себя «бхикшу», что в переводе означает ‘нищенствующие’. Члены Сангхи по определению не должны были иметь излишков имущества. Ученики
Благословенного пользовались лишь несколькими вещами:
- Три больших отрезка ткани, которые использовались в качестве одежды. Материя могла быть найденной или пожертвованной. Монахини могли использовать два дополнительных куска ткани.
- Верёвка, используемая в качестве пояса.
- Бритва.
- Иголка.
- Мягкий прут.
- Чаша для подаяний, она же тарелка.
- Сито для фильтрации воды.
Чтобы понять, каковы были особенности буддийской Сангхи в сравнении с общинами других духовных традиций, нужно обратить внимание на одну важную деталь. Каждый монах ежедневно должен был ходить с чашей для подаяний по домам и проповедовать людям учение Будды. При этом бхикшу в глазах мирян должен был представлять образец нравственности. Питались монахи только тем, что им жертвовали люди.
В Индии период с июня по сентябрь — сезон дождей. В это время дороги не позволяют странствовать по ним пешком. На этот период монашеская община прерывала просветительскую деятельность, и бхикшу занимались личной духовной практикой.
По мере увеличения численности монахов в общине возникали всё новые случаи отступления от первоначальных принципов Сангхи. В ответ на это Благословенный постепенно увеличивал перечень запретов. Свод правил поведения внутри общины — Пратимокши — закреплён в сборнике текстов «Виная-питака». Устав общины насчитывал 227 пунктов правил для бхикшу и 311 для бхикшуни. Также в «Виная-питаке» описываются истории происхождения каждого правила.
Пять самых тяжёлых преступлений в буддизме:
- Отцеубийство.
- Убийство матери.
- Убийство Архата.
- Пролитие крови Будды.
- Внесение раскола в Сангху.
Согласно наставлениям знаменитого Учителя XVII века Карма Чагме Ринпоче, совершивший одно из перечисленных злодеяний в момент смерти сразу же попадает в ад. Сознание преступника при этом не проходит через промежуточное состояние бардо. Избежать перевоплощения в аду можно при помощи техники переноса сознания под названием «пхова». Освоив эту не самую простую технику, в момент смерти умирающий может, также минуя бардо, воплотиться в чистой земле.
Качества Сангхи
В книге «Благородный восьмеричный путь Будды» Сангхаракшита рассматривает Сангху как проекцию идеального общества в малом масштабе. Каждый подобный коллектив совместными усилиями его участников способен внести весомый вклад в эволюцию человечества.
Какими качествами должна обладать Сангха:
- Коллектив объединён возвышенными целями, опирающимися на нравственные и этические принципы.
- Альтруизм и самоотдача участников.
- Участники постепенно эволюционируют, то есть развивают сострадание, уравновешенность, щедрость, преданность и другие благостные качества.
- Высокие принципы общения внутри коллектива: дружба, духовная связь, возможно, берущие начало в прошлых инкарнациях.
Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда: коллективного, дружного, свободного труда.
Максим Горький
Важность Сангхи
Коллектив духовных друзей — это место тишины, островок спокойствия в мире тревог и страстей. Участие в совместных практиках медитации — большая ценность и поддержка.
На пути самосовершенствования духовный искатель встречается с препятствиями, как внутренними, так и внешними. Внутренние препятствия — это проявление токсичных качеств собственной личности. Гордыня, жадность и страх могут полностью остановить духовный рост. Общение и обмен энергией с нравственными людьми, составляющими Сангху, позволяет осознать свои пороки и избавиться от них.
Внешние препятствия проявляются в возникновении тяжёлых жизненных обстоятельств. Это может происходить в силу ускорения отработки дурной кармы. В этом случае, чтобы устоять на пути, человеку потребуется помощь и поддержка. Сангха друзей и единомышленников может помочь в решении подобных проблем. В группе человек может делиться своей энергией, воодушевлять других, развивая тем самым высокие качества собственной личности. Это обеспечивает ему духовный рост и ускоряет эволюцию.
В одиночку всё делается труднее и менее эффективно. От совместного труда результат любого действия многократно увеличивается. Одно и то же количество усилий за единицу времени, вложенное в коллективный проект, даст во много раз больший эффект для окружающих, чем если бы всё делалось в одиночку.
В Золотой век войдут люди, которые научатся объединяться… Коллектив — великая сила.
Константин Циолковский
Список использованной литературы:
- А. Корниенко «Буддизм. Просто о сложном».
- Чатрал Ринпоче «Сострадательная деятельность».
- Сантье Кхадро «Как медитировать».
- Сонам Дордже «Откровения тибетских отшельников. Руководство по ретриту».
- Сангхаракшита «Благородный восьмеричный путь Будды».
- Сопа Ринпоче «Абсолютное исцеление».
- В. П. Андросов «Будда Шакьямуни и индийский буддизм».
- Калу Ринпоче «О природе ума».
- Калу Ринпоче «Вступая на буддийский путь».
- Калу Ринпоче «Основы буддийского пути».
- Ратана Сутта. Сутра о Драгоценности.