Две с половиной тысячи лет назад, победив войско Мары и устояв перед его уловками и соблазнами, Будда Шакьямуни повернул никогда не поворачивающееся вспять Колесо Дхармы. Первую проповедь он прочитал в Оленьем Парке для своих бывших товарищей-аскетов, которые, увидев, что он отказался от суровых аскетичных практик, решили, что он сбился с пути. Когда же он прочитал своим товарищам первую проповедь, они поняли, что он познал истину. В ней Татхагата изложил основу своего Учения — Четыре благородные истины:
- существует страдание;
- существует причина страдания — желания и привязанности;
- существует состояние прекращения страданий — нирвана;
- к нирване ведёт Благородный восьмеричный путь.
Эти четыре аспекта Учения стали основой философии последователей Будды. Сорок лет он ходил с проповедями и рассказывал свои ученикам о Нирване и о том, как её достичь. И лишь спустя сорок лет на горе Гридхракута, где на его проповедь собрались не только люди, а и все виды живых существ, в том числе Бодхисаттвы и боги, Татхагата сказал о том, что его проповедь о Нирване была уловкой, которую он применил для того, чтобы побудить людей двигаться по пути. Чтобы объяснить, почему он так поступил, Будда привёл сравнение с призрачным городом.
Можно представить себе длинный и опасный путь, который ведёт к некому месту, где есть сокровища, царит блаженство и нет никаких страданий. И есть множество живых существ, которые хотят туда попасть. И вот находится опытный проводник, который вызывается провести всех этим путём. Однако на его середине живые существа начинают роптать, говорить, что у них нет больше сил, они напуганы, устали и вообще непонятно, кто и куда их ведёт, и есть ли вообще это мифическое волшебное место, куда они все так хотят попасть. Проводник, видя, что существа выбились из сил и уже готовы повернуть назад, силой своих мистических способностей создаёт перед ними иллюзию призрачного города. И говорит им: «Вот! Мы пришли к цели». Существа обрадовались, зашли в этот город, отдохнули, обрели снова радость и счастье, а проводник, видя, что отчаяние покинуло их сердца, убрал сотворённую им иллюзию и сказал: «Я создал иллюзию, чтобы вы отдохнули. Но теперь вы снова полны сил. И наша конечная цель уже близка. Идёмте!»
Из этого сравнения, которое привёл Будда, можно понять, что он поступил так же, как и проводник: видя, что вера живых существ слаба, сил их не хватит на долгий, длинный и опасный путь, Будда сначала указал ближайшую, достижимую для каждого, вполне реальную цель — Нирвану. И лишь спустя сорок лет он сказал, что идея о Нирване была уловкой, и стал проповедовать о Пути Бодхисаттвы. Что же такое Путь Бодхисаттвы? В чём его цель? И почему Будда изначально не рассказал об этом Пути?
Что такое Путь Бодхисаттвы? Можно представить себе средневековый город, охваченный «чёрной смертью», пандемией чумы. И вот находятся некоторые лекари, которые нашли лекарство от страшной, смертельной болезни. Исцелив самих себя, они могли бы благополучно покинуть город, потому что зачем оставаться в городе, который всё равно обречён на смерть? Но как можно покинуть это сплетение родных улиц, где знаком каждый переулок и где в каждом доме живут друзья детства? И тогда эти лекари, нашедшие лекарство от страшной, мучительной болезни, остаются в городе и начинают исцелять умирающих жителей.
На этом простом примере можно кратко объяснить, что такое Путь Бодхисаттвы. Охваченный пандемией чумы город — это символ Сансары, где с безначальных времён живые существа испытывают неизмеримые страдания: болезни, старость, смерть и так далее. Лекари, нашедшие лекарство, — это Бодхисаттвы, которые уже разрушили оковы неведения и нашли средство избавления от страданий. Друзья детства, которые живут повсюду, — это существа, вращающиеся в круговороте перерождений. Дело в том, что в бесконечном количестве рождения и смерти все живые существа уже успели побывать и нашими родственниками, и нашими друзьями. Именно поэтому все жители средневекового города, умирающие от чумы, для лекарей являются «друзьями детства». И лекари, движимые чувством сострадания к ним, остаются в городе, чтобы исцелить всех, кого только смогут.
А теперь подумайте: разве смогли бы вы бросить на произвол судьбы умирающих от чумы друзей, если имели бы при себе лекарство, полностью побеждающее этот страшный недуг? Вопрос риторический. Так же действует и Бодхисаттва, — развив в себе безграничное сострадание ко всем живым существам, он даёт себе обещание не покидать Сансару до тех пор, пока все живые существа не будут свободны от страданий и причин страданий. И даже сам Будда продолжает оставаться в Сансаре. Есть мнение, что после смерти физического тела он ушёл в Нирвану.
Но эта версия не выдерживает никакой критики. Во время проповеди Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы Бодхисаттва, по имени Накопивший Знания, говорил о Будде примерно так: «Во всём мире не найдётся места даже с горчичное зерно, где бы он, идя по Пути Бодхисаттвы, не пожертвовал своей жизнью ради другого живого существа». Подумайте сами — может ли настолько сострадательное существо просто покинуть Сансару, зная, что здесь остаются живые существа, которые продолжают страдать? Да и сам Будда на горе Гридхракута сказал, что он создаст иллюзию своего ухода из мира и это будет ещё одной его уловкой: «В действительности не уходя, я возглашаю, что уйду». С помощью этой уловки Татхагата учит и обращает живых существ. Почему Будда так поступил?
Это он тоже объяснил: «Если они видят, что Татхагата пребывает в мире вечно, не исчезает, в них рождается высокомерие, их охватывает ленность и у них не возникает мысли о том, что встретить Будду трудно». И дальше он сказал, что будет вечно пребывать на горе Гридхракута и проповедовать Сутру о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Так даже если сам Будда из чувства сострадания не ушёл в Нирвану, а продолжает оставаться с нами, не следует ли и нам, беря с него пример, о благе других помышлять больше, чем о собственном?
Следует рассмотреть сам термин «Бодхисаттва». Дословный перевод примерно такой: ‘существо, стремящееся к Пробуждению’. Путь Бодхисаттвы начинается с зарождения «Бодхичитты» — стремления помочь всем живым существам освободиться от страданий. И чтобы максимально эффективно помогать живым существам, Бодхисаттва стремится обрести состояние Будды. Для чего это нужно? Дело в том, что Будда — это совершенно просветлённое существо, которому открыты все тайны. Будда видит прошлое, настоящее, будущее, ему ведомы все хитросплетения кармы, он знает, о чём думает и к чему стремится каждое живое существо. И, обладая таким всеведением, Будда может найти ключик к каждому сердцу и даже самому невежественному существу донести истину на понятном языке и в понятной форме. Это называется искусными средствами. С помощью искусных средств, или уловок, Будды проповедуют Дхарму. И одной из таких уловок была идея о Нирване, которую Будда Шакьямуни предложил в качестве цели на первоначальном этапе проповеди Дхармы.
Существует десять уровней развития Бодхисаттвы. Все они соответствуют «десяти парамитам» — качествам Бодхисаттвы, которыми тот постепенно овладевает на своём пути.
Таким образом, Бодхисаттвой может считаться любой, кто зародил в себе Бодхичитту — стремление принести благо всем живым существам. И лишь по мере овладения десятью качествами Бодхисаттва становится полностью совершенным:
- щедрость;
- нравственность;
- терпение;
- усердие;
- медитация;
- мудрость;
- искусные средства;
- верность обетам;
- всемогущество;
- изначальная мудрость.
По мере совершенствования в каждом из качеств Бодхисаттва развивается сам и становится более эффективным в вопросах помощи другим. Путь Бодхисаттвы — это путь от эгоизма к альтруизму. И первой ступенью на этом пути является развитие щедрости. Мы живём в эгоистичном обществе, и мотивации большинства сегодня направлены исключительно на потребление. И нужно сделать определённый переворот в своём сознании, чтобы научиться бескорыстно жертвовать ради других. Здесь речь идёт не только о материальных благах.
Если человек не имеет финансовой возможности кому-то помочь, это вовсе не значит, что нужно отказываться от этой идеи вовсе. Жертвовать можно своим временем или делиться с людьми знаниями. Распространение знаний — это высшая форма пожертвований, потому что именно знания о том, как устроен мир, о том, как улучшить качество жизни и устранить страдания, — это самое лучшее, что мы можем дать людям. Так, упрочившись в щедрости, Бодхисаттва достигает первого уровня — «радостного», ибо даяние другим того, в чём они нуждаются, приносит истинную радость. Вторым качеством является нравственность. Ещё Будда Шакьямуни давал пять базовых предписаний для гармоничной жизни: избегать насилия, лжи, воровства, недостойного сексуального поведения и употребления одурманивающих веществ. Это минимальные условия, при которых не накапливается тяжёлая негативная карма. Упрочившись в нравственном поведении, Бодхисаттва достигает второго уровня — «незапятнанного», ибо он не загрязняет себя неблагими поступками. Третьим качеством является терпение.
Как писал философ Шантидэва: «Нет зла превыше ненависти и нет подвижничества превыше терпения». Так и есть, гнев — одна из самых энергозатратных эмоций, и именно по причине гнева совершаются самые тяжёлые преступления и самые безнравственные поступки, что в свою очередь ведёт к накоплению негативной кармы и, как следствие, к страданиям. Поэтому обуздать свой гнев — очень важный этап на Пути Бодхисаттвы. Упрочившись в терпении, Бодхисаттва достигает третьего уровня — «освещающего», ибо, будучи терпеливым, он становится примером для других и освещает им путь. Четвёртым качеством является усердие. Бодхисаттва, осознавая всю глубину страданий живых существ, должен победить лень и усталость на пути помощи другим.
Отбросив эти омрачения, он неустанно и радостно трудится ради освобождения живых существ. Об этом также писал Шантидэва: «Подобно тому, как манит азартного игрока большой выигрыш, влечёт Бодхисаттву всякое доброе дело. Ненасытный в делах, он в них находит радость». Упрочившись в усердии, Бодхисаттва достигает четвёртого уровня — «сияющего», ибо, будучи усердным, всё время пребывает в радости от того, что делает. Пятым качеством является медитация. Медитация, или Дхьяна, является восьмой ступенью Восьмеричного Пути, который Будда Шакьямуни указал как путь, ведущий к освобождению. Без практики медитации невозможно развитие. Без контроля над своим умом невозможно будет жить осознанно. Без тренировки и обуздания ума нельзя будет победить клеши — омрачения, загрязняющие наше сознание. Упрочившись в Дхьяне, Бодхисаттва достигает пятого уровня — «трудного для очищения», ибо обуздание своего собственного ума — великий подвиг, который под силу немногим. Шестым качеством является мудрость.
По большому счёту, для эффективной помощи другим нужно обладать двумя качествами: состраданием и мудростью. При отсутствии одного из них помощь не всегда будет адекватной и полноценной, а иной раз — даже во вред. Если у человека нет сострадания, но есть мудрость, — такой человек может стать циничным и чересчур хладнокровным. Если же есть сострадание, но нет мудрости, — это сочетание, пожалуй, ещё хуже.
Такой человек становится жалостливым, он начинает всем «причинять добро», которое приносит больше вреда, чем пользы. Яркий пример — родители, которые слишком любят своего ребёнка и балуют его вкусной едой и подарками. Чаще всего в таких семьях вырастают эгоисты и потребители. Поэтому мудрость — невероятно важное качество на Пути Бодхисаттвы. Упрочившись в ней, Бодхисаттва достигает шестого уровня — «проявляющегося», ибо обретает чистое видение и истина проявляется для него во всём. Седьмым качеством являются искусные средства. Искусные средства — это хитрости, уловки, которые Бодхисаттва применяет, чтобы наставлять живых существ в Дхарме.
Как уже говорилось выше, каждое живое существо находится в той или иной степени омрачённости сознания, и чтобы каждому донести истину, нельзя, что называется, говорить в лоб. Если бы Будда изначально стал проповедовать о том, что двигаться по пути нужно ради помощи другим, а не ради собственного блага, большинство его последователей недоуменно переглянулись бы и сказали: «Пойдём отсюда». Поэтому Будда и применил уловку о нирване. Подобно этому, Бодхисаттва, овладевший искусными средствами, может к каждому найти подход и каждому объяснить истину на том языке, на котором тот сможет понять. Упрочившись в искусных средствах, Бодхисаттва достигает седьмого уровня — «далеко ушедшего», ибо с помощью уловок можно далеко продвинуться на пути помощи другим.
Только по достижении этого уровня Бодхисаттва становится Бодхисаттвой в полном смысле этого понятия. Он является полностью совершенным и полноценным на пути освобождения живых существ. Находясь на этом уровне, он может в любой момент уйти в Паринирвану, но остаётся в Сансаре ради помощи другим живым существам. На этом уровне Бодхисаттва имеет способность жертвовать другим даже свои собственные благие заслуги — «тапас». Во время ухода из физического тела Бодхисаттва седьмого уровня раздаёт весь свой тапас своим кармическим ученикам, и поэтому новое рождение часто бывает в не самых лучших условиях (условия нового рождения определяются накопленными благими заслугами). Но силой своего опыта и мудрости Бодхисаттва может эффективно действовать и развиваться даже в самых невыносимых для этого условиях. Восьмым качеством является верность обетам. Имея возможность уйти в нирвану, Бодхисаттва не делает этого.
Почему? Вспоминаем пример с охваченным эпидемией чумы городом и «друзьями детства». Бодхисаттва даёт обещание не покидать Сансару до тех пор, пока все живые существа не достигнут полного освобождения. Таким образом Бодхисаттва, будучи уже полностью освобождённым от оков Сансары, продолжает вращаться в круговороте перерождений, но уже не по причине накопленной кармы, а по причине сострадания ко всем живым существам и с целью всех их освободить. Упрочившись в верности обетам, Бодхисаттва достигает восьмого уровня — «недвижимого», ибо его суровую решимость и верность обетам не может поколебать ничто. Девятым качеством является всемогущество, или, проще говоря, овладение «сиддхами» — сверхспособностями. Сиддхи могут проявляться и на предыдущих уровнях, но на девятом они проявляются в полной мере.
Сиддхи в сочетании с состраданием, мудростью и искусными средствами становятся мощным инструментом на пути освобождения живых существ. Упрочившись во всемогуществе, Бодхисаттва достигает девятого уровня — «обладающего превосходной мудростью», ибо теперь он совершенен в овладении высшей истиной. Десятым качеством является изначальная мудрость. Бодхисаттва, достигший этого уровня, становится равным Будде. Между ними на данном этапе развития сохраняются лишь формальные различия. На этом уровне Бодхисаттва обладает абсолютным всеведением: ему открыто прошлое, настоящее, будущее, он видит все тонкости кармы и реинкарнации и способен быть максимально эффективным. Упрочившись в изначальной мудрости, Бодхисаттва достигает десятого уровня — «облака Дхармы», ибо он, подобно облаку, проливая дождь, способен напоить водой все растения, каким бы многочисленным не было их разнообразие. Так и Бодхисаттва десятого уровня может эффективно наставлять в Дхарме всех живых существ, независимо от того, в каком глубоком невежестве они находятся.
Путь Бодхисаттвы долгий и тернистый. Но цель и мотивация того стоят. Можно представить себе реку с двумя берегами: на одном из них существа, отравленные привязанностью, гневом и неведением, сгорают в огне страданий, на другом берегу цветут райские кущи, поют птицы, и кругом покой и блаженство. И вот, пересекая эту реку, от берега к берегу курсирует лодочник, перевозя живых существ с берега страданий на берег покоя и блаженства. Перевозя живых существ на берег Нирваны, лодочник возвращается на берег Сансары снова и снова за новой партией живых существ, чтобы перевезти их на берег Нирваны. Взгляните на эту реку сумеречной предрассветной порой. Этих лодочников — тысячи. Они и есть Бодхисаттвы — благородные Сыновья Будды. А вечное скитание между двумя берегами — это их Путь, Истина и Жизнь.