Лакшминкара была младшей сестрой Индрабхути, царя Уддияны1. С детства она наслаждалась всеми преимуществами благородного рождения. Царевна училась у великого буддийского мастера Камбхалы и хорошо разбиралась в тантре.
Когда ей исполнилось шестнадцать лет, брат решил выдать её за муж за принца Шри Ланки. Уезжая к жениху, царевна взяла с собой самое ценное сокровище — своё глубокое знание учения Будды.
Прибыв в столицу Шри-Ланки, Лакшминкара обнаружила, что большинство людей там — не буддисты. К тому же её попросили не появляться во дворце, пока положение звёзд не станет полностью благоприятным. Царевна остановилась в городе. Поприветствовать её приехали люди из свиты принца, только что с охоты, подвыпившие и тяжело нагруженные дичью.
«Что это? — воскликнула она. — Сколько здесь крови! Кто убил этих несчастных существ?» Охотники ответили, что её будущий муж проводит много времени в лесах, убивая животных. Царевна терпеть не могла охоты и тому подобных занятий. Она подумала: «Даже из уважения к брату, разве я могу выйти замуж за неуча?»
На следующий день она раздала своё богатство местным жителям, а украшения — людям из её свиты. Объявив, что она никого не желает видеть, Лакшминкара разделась, обрезала волосы и намазала тело пылью и углём.
Король Шри-Ланки и весь двор очень расстроились. Врачи готовили лекарства для Лакшминкары, но та упрямо всё выбрасывала. Затем она сбежала из дворца и отправилась странствовать. Она выглядела как безумный аскет, жила на кладбищах и медитировала. Через семь лет она достигла Освобождения. Её тантрическим партнёром был дворцовый уборщик, которого она обучила высоким методам.
Однажды мимо тех мест, где жила Лакшминкара, проезжал царь со своей свитой. Во время охоты царь заблудился в лесу и набрёл на пещеру йогини. Он заглянул внутрь и застыл: перед ним в сияющем пространстве бесчисленные дакини совершали различные подношения. Царь вошёл, поклонился Лакшминкаре и попросил дать ему наставления.
Йогиня ответила ему песней:
«Все существа в самсаре неизбежно переживают боль.
Здесь нет счастья, блаженства;
Только рождение, старость и смерть.
Даже боги это переживают.
Особенно мучительно существование
в трёх нижних мирах.
Никакая еда не утолит ваш голод,
И вас бросает то в холод, то в жар.
Но какая радость достигать Освобождения!»
И она сказала:
«Ты не можешь быть моим учеником. У меня учился твой уборщик, он достиг реализации и теперь будет учить тебя».
Царь получил у своего слуги посвящения, прямую передачу энергии и наставления в практике. Лакшминкара и её партнёр многие годы передавали многочисленным ученикам практику Ваджраварахи. Потом в своих телах они ушли в ясный свет.
из книги «Женщины в буддизме»