Ади-Будда (Изначальный Будда) – самая глубокая и чистая мудрость, которая отражает естественное состояние каждого человека. В этой мудрости – свобода от всех привязанностей. Известно пять основных привязанностей (клеши). А именно: гнев, страсть, неведение, зависть и гордость. Эти пять ограничений изначально нам не свойственны. Они обретены в результате того, что наша истинная сущность, которая есть природа будды, начала искать вовне и увлеклась иллюзорными проявлениями.
Эти проявления в йоге называют тремя гунами, а в буддизме их рассматривают в аспекте трёх корней или трех ядов: Жадности, Ненависти и Невежества. На протяжении неисчислимых кальп мы искали что-то, что могло бы удовлетворить нас. Мы погружались в новые переживания и отождествляли себя с теми состояниями, которые временно приносили нам радость. Так у нас формировались опыт и карма. На основе опыта мы могли судить о вещах и обретали новые представления. У нас появились чувства, они стали реакцией на внешние изменения. В Мире Форм проявилась форма существ. Так постепенно мы шли к нашему нынешнему существованию. Таким образом, человек представляет собой совокупность скандх. Слово "скандха" переводится как накопление. Изначально скандхи проявляются как свет, но, как результат работы различающего сознания, свет обретает цвет, дискретность, форму, и так проявляются скандхи. Каждая из пяти скандх в очищенном аспекте представляет собой свет соответствующей мудрости.
Наш мир разделён на "я" и "другие". Здесь лежит начало всех импульсов нашего эго. Эго видит весь мир дуалистически, разделяя его на две области, одна из которых называется "здесь", и к ней относятся "я" и "моё". Другая называется "там", и в ней находятся "другие" и "их". Стена, воздвигнутая между внутренним и внешним пространствами, приводит к бесконечной борьбе. И обычный поиск счастья и успокоения состоит в попытке преодолеть эту преграду, присвоив себе все существующее. Но беда в том, что чем больше эго пытается овладеть ситуацией, тем прочнее становится воздвигнутое им самим препятствие. В этой борьбе эго полностью теряет все свои ориентиры, что и является истинной причиной страдания.
Основа всех страданий и неврозов состоит в том, что эго постоянно пытается контролировать захваченную территорию и защищаться от воздействий, которые являются порождением его собственной фантазии. Медитативная практика замедляет стереотипные реакции, и в успокоенном внутреннем мире вещи начинают быть видимы несколько более ясно.
Когда усилия эго по защите своего мира ослабевают, основополагающие энергии индивидуума могут наконец воссиять в нем как мудрость. Проявление этой мудрости будет различным в зависимости от особенностей, и потому мы можем говорить о пяти семействах будд. Они называются семействами Ваджра (неразрушимого драгоценного камня), Будды, Ратны (драгоценности), Падмы (лотоса) и Кармы (действия). По сути — это пять фундаментальных энергетических потоков, проявляющихся в любом феноменальном опыте.
Пять дхьяни-будд или Пять Будд Медитации, или Пять Татхагат, олицетворяют свободу от захваченности пятью скандхами (накоплениями). Этим Буддам соответствуют и пять побеждаемых ими "ядов", или "клеш" - неведение, страсть, ненависть, гордыня и зависть.
Классификация, которая часто встречается в литературе.
Имя | Семейство | Супруга | Чистая земля | Цвет | Скандха | Клеша | Мудрость | Перевод имени |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Акшобхья | Ваджра | Буддалочана | Абхирати - Совершенная Высшая Радость | синий | рупа - форма: телесная оболочка, внешность, тело |
гнев | зеркало-подобная изначальная мудрость | «Непоколебимый» |
Ратнасамбхава | Ратна | Мамаки | Область Великолепия | жёлтый | ведана - ощущения: чувства | гордость | изначальная мудрость равенства | «Тот, от которого возникают драгоценности» |
Амитабха | Падма | Пандара-васини | Сукхавати (Девачен) - Совершенная Высшая Радость | красный | самджня - представления: понятия, образы | страсть | различающая мудрость, познающая различия между всеми явлениями |
«Безграничный Свет» |
Амогха-сиддхи | Карма | Самайятара | Чистая Земля Совершенства Просветлённых Действий | зелёный | самскара - сформированный опыт: склонности сознания, направляющие наши действия | зависть | мудрость, способная совершать все деяния | «Верное Достижение» |
Вайрочана | Будда | Дхатвешвари (Белая Тара) |
Акаништха - небеса, с которых невозможно падение в миры сансары | белый | виджняна - различение: работа сознания, движения души | неведение |
изначальная мудрость абсолютного пространства | «Татхагата наивысочайший и блистательный, повсеместный глаз-сокровищница» |
Из пяти скандх самые глубокие и первичные — различение и сформированный опыт, далее возникают представления, затем ощущения и форма. В духовной практике мы обычно продвигаемся от Акшобхьи (форма) к Вайрочане (сознание), т. е. освобождаемся сначала от более грубых накоплений, а затем от более тонких.
Согласно Тибетской книге мёртвых (Бардо Тодол) , когда после смерти человек попадает в состояние бардо (промежуточное состояние между жизнью и смертью), перед ним проявляются каждый из пяти Будд, и пытаются помочь душе умершего перевоплотиться в одной из чистых земель. Подробнее вы можете прочитать об этом в Тибетской книге мёртвых.
Далее подробно описаны Дхьяни Будды и их проекции на живых существ в мире людей. Далеко не каждый человек полностью подходит под одну из категорий, и большинство людей представляют собой сочетание нескольких семейств.
Будда Вайрочана
Он представляет семейство «Будда», изображаемый в соединении со своей супругой Дхатвешвари, символизирующей изначальную мудрость абсолютного пространства. Вайрочана относится к чистому измерению центра (местопребывания дхьяни-будд соотносят со сторонами света).
Тело Вайрочаны белого цвета, что символизирует чистоту и пустотную сущность пробуждённого ума. Колесо с восемью спицами в руках Вайрочаны — это Колесо Закона (дхармачакра), символизирующее учение будды, освобождающее от пут беспокоящих ум страстей. Иногда Вайрочану изображают без Колеса Закона в руках, тогда его руки сложены в дхармачакра-мудре (жесте изложения дхармы). Известны изображения Вайрочаны с четырьмя лицами (Сарвавид-Вайрочана). Вайрочана смотрит в разные стороны, в этом случае он воплощает в себе аспекты всех дхьяни-будд. Четырёхликого Вайрочану изображают с двумя или с восемью руками; в руках он держит дхармачакру, ваджру, чётки, стрелу, лук.
В мире людей в невежественном состоянии представитель семейства Будды связан с элементом пространства, или эфиром. В непросветленном состоянии он вялый, ленивый, немного глуповатый и склонен к полноте. Рассредоточенность — вот самая точная характеристика человека этого типа, который всегда как будто немного спит. Он обычно не любит мыть тарелки и вообще заботиться о себе; ему кажется, что всякое действие требует слишком много усилий. Мудрость семейства Будды — это Мудрость Всеобъемлющего Пространства, и, став просветлённым, носитель этого свойства вялости становится тёплым, спокойным и открытым, как само пространство.
Будда Амогхасиддхи
Амогасидхи - Будда северного направления, относится к семейству Карма, которое связано с зимой, темно-зелёным цветом, чувством зависти. Этот Будда дарует йогину силу настойчивости, упорства, необходимых для успеха во всех йогах, а также силу безошибочного распознавания последствий непогрешимого действия.
В одиночной форме Амогхасиддхи сидит в медитативной позе на лотосовом троне, его правая рука сложена у груди в абхая-мудре (жесте защиты и благословения): ладонь развёрнута наружу, пальцы выпрямлены.
В мире людей в невежественном состоянии представитель семейства Карма очень активен и всегда чем-то занят. Дакини семейства Карма часто изображается в профиль, поскольку она слишком занята, чтобы стоять перед вами анфас. Эта скорость связана с элементом воздуха, и наделённое ею существо бывает весьма раздражительным и импульсивным, что порождает страх потерять направление, а потому в результате возникает стремление организовать всё и вся и держать вещи под полным контролем. Будучи преобразована в мудрость, эта энергия становится "Всеисполняющей Мудростью" и проявляется как активность, деятельность просветлённого существа.
Будда Амитабха
Будда Амитабха - будда западного направления. Будда Амитабха символизирует различающий разум и дарует йогическую силу познания каждой вещи в отдельности, а также всех вещей в единстве. Красный цвет его тела символизирует осуществление им помощи всем живым существам.
Особая форма будды Амитабхи — Будда Бесконечной Жизни — Будда Амитаюс (дальневосточная традиция, в отличие от тибетской, полностью отождествляла Амитабху и Амитаюса). Одна из эманаций будды Амитабхи — Гуру Падмасамбхава. В бардо дхарматы Амитабха является после будды Ратнасамбхавы, на четвёртый день.
Основной канонический текст, связанный с представлениями об Амитабхе — сутра «Сукхавативьюха».
До достижения состояния будды Амитабха был бодхисаттвой по имени Дхармакара. Много кальп назад он зародил в сознании решимость создать особый мир будды, обладающий всеми совершенствами, где могли бы перерождаться все страдающие существа, имеющие веру в него. После достижения состояния будды Амитабха создал такой мир, который стал называться Сукхавати (Исполненное Счастья [Поле]), и стал им управлять. Упоминания об Амитабхе появились в текстах, относящихся к колесницам Махаяна и Ваджраяна. Амитабха упоминается в сочинениях таких индийских Учителей, как Асанга и Нагарджуна.
В мире людей в невежественном состоянии представитель семейства Падма легко соблазняется материальными вещами и склонен к накопительству. Общение занимает в его жизни важную роль. Он желает привлекать к себе людей и распоряжаться ими. Для него характерен дилетантизм(занятие какой-либо деятельностью без должных знаний и профессиональной подготовки.) и беспорядочная активность. Проекты возникают и исчезают по мере пропадания интереса к ним, всегда очень поверхностного. Фактор наслаждения очень важен, а боль почти непереносима. Мудрость, возникающая после того, как эта энергия освобождается из-под власти эго, называется Мудростью Различающего Осознавания и даёт возможность рассматривать все вещи при помощи Праджни, глубокого постижения. Просветлённая эстетика этой энергии способна видеть взаимоотношения всех вещей и создавать замечательные произведения искусства.
Будда Акшобхья
Будда восточного направления, относится к семейству Ваджра.
Чистая Земля Будды Акшобхьи называется Абхирати («Высшая Радость», «Совершенная Радость») и находится в восточном направлении.
Акшобхья описан в «Писании страны Будды Акшобхьи», датируемом 147 годом. Это самый древний текст с описанием Чистой Земли. Согласно этому трактату, монах дал обет практиковать Дхарму в Восточном мире и не испытывать злобы или гнева ни к одному живому существу, пока не достигнет просветления Будды. Всё это время он оставался неподвижным, и стал в результате Буддой Акшобхьей. Будда Акшобхья преобразует склонность живых существ входить в ярость в чистейшую мудрость, подобную зеркалу. Эта мудрость позволяет созерцать предметы такими, какими они являются, неразделёнными и неомрачёнными.
В мире людей в невежественном состоянии человек семейства Ваджра остро реагирует на своё окружение и, чувствуя, что ситуация выходит из-под его контроля или встретившись с какими-либо неожиданностями, впадает в гнев, холодный или горячий. Ваджрный тип интеллектуален и склонен к построению концепций; он постоянно стремится всё систематизировать. Когда этот гневливый, стремящийся к постоянному контролю надо всем интеллект преобразуется в своё изначальное состояние, он становится Зеркалоподобной Мудростью.
Будда Ратнасамбхава
В мандале пяти дхьяни-будд Будда Ратнасамбхава занимает южное направление. Благодаря реализации мудрости равенства он смотрит на все вещи беспристрастно.
Первое упоминание о Будде Ратнасамбхаве встречается в «Гухьясамаджа-тантре» (III век н. э.). Земным воплощением Будды Ратнасамбхавы считают Татхагату Дипанкару (Будду Кашьяпу).
Будда Ратнасамбхава изображается жёлтого цвета, который символизирует об освобождении живых существ из круговорота сансары, восседающем в медитативной позе на высоком троне поддерживаемом конями, что означает равномерное существование в нём мыслей жалости и сострадания. Левая рука Ратнасамбхавы покоится на бедре, ладонь развёрнута вверх, поддерживая драгоценность, исполняющую желания (читтамани), как символ беспрерывного роста знания в дупле драгоценного камня. Его правая рука развёрнута у колена ладонью наружу в варада-мудре (жесте даяния блага, что символизирует щедрость). Он держит у сердца драгоценность, излучающую свет, как символ беспрерывного роста знания в дупле драгоценного камня.
В мире людей в неразвитом состоянии эта энергия стремится заполнить всё пространство, поскольку ей всего мало. Здесь постоянно чувствуется тенденция к главенствующей роли, желание стать центром всякой ситуации. Представитель типа Ратна стремится накапливать еду и имущество. Негативное проявление этого семейства — гордость, желание того, чтобы все признавали его важность. Будучи очищена и преобразована в мудрость, такая энергия становится Мудростью, Дарующей Драгоценность. Стремление расширить свои границы, свойственное представителю семейства Ратна, не будучи привязано к эго, превращается в готовность творчески развить любую ситуацию: создаются прекрасные вещи, и мир вокруг обогащается.