Измени себя — изменится Мир вокруг

Питание в буддизме: традиции и личный выбор

Слушать аудио 0:00 / 09:57
Текст читает: Павел Каминский

Питание в большинстве религий является неотъемлемой частью духовной практики, регулируемой предписаниями, запретами и рекомендациями, касающимися как самой пищи, так и процесса её употребления. Буддизм, в отличие от многих других религий, не догматичен, поэтому выбор продуктов питания остается, в основном, за самим буддистом.

Учение Будды и личный опыт

Наставления Будды

Будда, покидая мир, наставлял своих учеников никому не верить слепо, включая его самого, и проверять всё на личном опыте. Он призывал «быть самому себе светильником», не возводя в культ учителей или писаний, отрицая, например, авторитет ведических писаний. Причины этого сложны и многообразны, но ясно одно: Будда не был сторонником догм, ритуалов и «мёртвых» знаний. Знания должны быть проверены на личном опыте, только тогда они обретают ценность. Это относится и к питанию.

Пять заповедей и их влияние на питание

Основные принципы

Вопросы питания в буддизме рассматриваются как рекомендации, а не как заповеди или запреты. Для мирян существуют пять заповедей, рекомендованных к соблюдению:

  1. Отказ от насилия и убийства;
  2. Отказ от воровства;
  3. Отказ от лжи;
  4. Отказ от дурного сексуального поведения;
  5. Отказ от употребления опьяняющих веществ.

В контексте питания нас интересуют первая и последняя заповеди, которые помогают определить, от чего следует воздерживаться.

Что едят буддисты?

Личный выбор и интерпретации

Мирянам рекомендуется избегать причинения вреда живым существам и употребления опьяняющих веществ. Интерпретация этих понятий индивидуальна. Для кого-то это отказ от охоты, рыбалки и использования животных в цирке, для кого-то — вегетарианство. Учитывая жестокие условия содержания коров, даже употребление молочных продуктов можно рассматривать как причинение вреда.

Строгих пищевых запретов в буддизме нет. Мнения относительно наставлений Будды по поводу мяса расходятся. Некоторые считают, что Будда категорически осуждал мясоедение, видя в нём несовместимость с состраданием. Другие утверждают, что он не давал конкретных указаний, оставляя этот вопрос на усмотрение каждого. Существует также мнение о лжеучителях, которые приписывают Будде оправдание мясоедения.

Разные школы буддизма придерживаются разных взглядов. Некоторые считают мясоедение допустимым, даже формой служения живым существам, полагая, что после поедания и совершения религиозных обрядов, животные достойно перевоплощаются. Однако, сторонники этой концепции упускают из виду то, куда перевоплотится сам практикующий, съевший мясо.

Мы — то, что мы едим.

Питание в буддизме: общие принципы

Срединный путь

Питание в буддизме, особенно для мирян, практически не регламентируется. Трудно совмещать «бодхичитту» и «метту» с употреблением мяса, разве что полностью абстрагируясь от его происхождения.

В монашеской общине практиковалось двухразовое питание. Существует поговорка: «Святой человек питается один раз в день, мирянин — два раза в день, а животное — три раза в день». Современное общество, напротив, пропагандирует многоразовое питание.

Будда проповедовал Срединный Путь — отказ от роскоши и крайнего аскетизма. Он даже сделал замечание ученику, практиковавшему одноразовое питание. В вопросах питания Будда советовал придерживаться золотой середины: питаться без излишеств, но и не истязать себя голоданием.

буддийские монахи набирают еду
буддийский монах с четками

Питание буддийских монахов

Строгие правила и исключения

Питание монахов регламентируется строже. Большинство воздерживается от мяса (хотя есть исключения) и предпочитает простую пищу. Почти все монастыри избегают лука и чеснока, которые возбуждают ум и тело, вредя практике йоги и медитации. То же касается стимуляторов (чая, кофе), а также грибов (как с научной, так и с философской точки зрения).

Рацион монахов состоит в основном из злаков, овощей и молока. Часть монастырей считает, что Будда запрещал есть мясо только в случае, если животное было убито специально для монаха. В остальных случаях, получение мясной пищи в качестве подаяния не возбраняется.

Особенности питания зависят от школы буддизма. Тибетский буддизм более лоялен к употреблению мяса, чем индийский. Главная цель буддийского питания — не препятствовать духовной практике, поэтому исключаются опьяняющие вещества и стимулирующие продукты (лук, чеснок, кофе, чай, сахар, соль, специи). Кухня проста и недорога, но при этом питательна — в соответствии с идеей Срединного Пути.

буддийский монах набирает еду