Содержание
Питание в большинстве религий является неотъемлемой частью духовной практики, регулируемой предписаниями, запретами и рекомендациями, касающимися как самой пищи, так и процесса её употребления. Буддизм, в отличие от многих других религий, не догматичен, поэтому выбор продуктов питания остается, в основном, за самим буддистом.
Учение Будды и личный опыт
Наставления Будды
Будда, покидая мир, наставлял своих учеников никому не верить слепо, включая его самого, и проверять всё на личном опыте. Он призывал «быть самому себе светильником», не возводя в культ учителей или писаний, отрицая, например, авторитет ведических писаний. Причины этого сложны и многообразны, но ясно одно: Будда не был сторонником догм, ритуалов и «мёртвых» знаний. Знания должны быть проверены на личном опыте, только тогда они обретают ценность. Это относится и к питанию.
Пять заповедей и их влияние на питание
Основные принципы
Вопросы питания в буддизме рассматриваются как рекомендации, а не как заповеди или запреты. Для мирян существуют пять заповедей, рекомендованных к соблюдению:
- Отказ от насилия и убийства;
- Отказ от воровства;
- Отказ от лжи;
- Отказ от дурного сексуального поведения;
- Отказ от употребления опьяняющих веществ.
В контексте питания нас интересуют первая и последняя заповеди, которые помогают определить, от чего следует воздерживаться.
Что едят буддисты?
Личный выбор и интерпретации
Мирянам рекомендуется избегать причинения вреда живым существам и употребления опьяняющих веществ. Интерпретация этих понятий индивидуальна. Для кого-то это отказ от охоты, рыбалки и использования животных в цирке, для кого-то — вегетарианство. Учитывая жестокие условия содержания коров, даже употребление молочных продуктов можно рассматривать как причинение вреда.
Строгих пищевых запретов в буддизме нет. Мнения относительно наставлений Будды по поводу мяса расходятся. Некоторые считают, что Будда категорически осуждал мясоедение, видя в нём несовместимость с состраданием. Другие утверждают, что он не давал конкретных указаний, оставляя этот вопрос на усмотрение каждого. Существует также мнение о лжеучителях, которые приписывают Будде оправдание мясоедения.
Разные школы буддизма придерживаются разных взглядов. Некоторые считают мясоедение допустимым, даже формой служения живым существам, полагая, что после поедания и совершения религиозных обрядов, животные достойно перевоплощаются. Однако, сторонники этой концепции упускают из виду то, куда перевоплотится сам практикующий, съевший мясо.
Мы — то, что мы едим.
Питание в буддизме: общие принципы
Срединный путь
Питание в буддизме, особенно для мирян, практически не регламентируется. Трудно совмещать «бодхичитту» и «метту» с употреблением мяса, разве что полностью абстрагируясь от его происхождения.
В монашеской общине практиковалось двухразовое питание. Существует поговорка: «Святой человек питается один раз в день, мирянин — два раза в день, а животное — три раза в день». Современное общество, напротив, пропагандирует многоразовое питание.
Будда проповедовал Срединный Путь — отказ от роскоши и крайнего аскетизма. Он даже сделал замечание ученику, практиковавшему одноразовое питание. В вопросах питания Будда советовал придерживаться золотой середины: питаться без излишеств, но и не истязать себя голоданием.
Питание буддийских монахов
Строгие правила и исключения
Питание монахов регламентируется строже. Большинство воздерживается от мяса (хотя есть исключения) и предпочитает простую пищу. Почти все монастыри избегают лука и чеснока, которые возбуждают ум и тело, вредя практике йоги и медитации. То же касается стимуляторов (чая, кофе), а также грибов (как с научной, так и с философской точки зрения).
Рацион монахов состоит в основном из злаков, овощей и молока. Часть монастырей считает, что Будда запрещал есть мясо только в случае, если животное было убито специально для монаха. В остальных случаях, получение мясной пищи в качестве подаяния не возбраняется.
Особенности питания зависят от школы буддизма. Тибетский буддизм более лоялен к употреблению мяса, чем индийский. Главная цель буддийского питания — не препятствовать духовной практике, поэтому исключаются опьяняющие вещества и стимулирующие продукты (лук, чеснок, кофе, чай, сахар, соль, специи). Кухня проста и недорога, но при этом питательна — в соответствии с идеей Срединного Пути.