Его называли Падмасамбхава, что дословно означает «рожденный из лотоса». Он появился на северо-западе Гималаев в стране Уддияна из огромного лотоса, посреди озера. Но существует и множество других версий того, как к нам пришёл Гуру Ринпоче. Сам же он говорил об этом так:
«Некоторые верят, что я появился в цветке лотоса, среди пыльцы в озере Дханакоша в Уддияне, некоторые верят, что я родился принцем в тех краях. Другие верят, что я пришел со вспышкой молнии на вершине горы Намчак. Многообразны их убеждения, ибо я появлялся во множестве форм. Через двадцать четыре года после паринирваны Будды Шакьямуни, Амитабха, Ади-будда Бесконечного Света, преисполненный Бодхичитты, помыслил о Просветлении и из сердца Махакаруны, в форме Махакаруны, я, Падмасамбхава, лотосорожденный гуру, возник как слог «шри». Я пришёл, как приходит в мир дождь, в бессчётных формах для тех, кто готов принять меня. Деяния Просветлённых непонятны. Кто определит меру для них?»
Термá Йеше Цогъял
Его приход был предсказан Буддой Шакьямуни, который обещал вернуться, для сохранения учения Дхармы. Хотя есть мнение, что это эманация Будды Амитабхи…
Сознание Татхагат неделимо, а их мудрость беспредельна, говорить о том, чья это эманация относительно таких просветлённых существ некорректно, а оценивать двойственным умом их поступки — пустая трата времени. Из сострадания высокодуховные существа проявляются в этот мир в различных формах, чтобы развеять бесчисленные омрачения живых существ и, как луч света, озарить нам путь к просветлению.
По одной из версий царь Дхармараджа Индрабодхи, проезжая мимо озера, увидел мальчика, обладающего признаками великого человека, примерно восьми лет, сидящим на лотосе и излучающим сияние. К тому же мальчик обладал огромной мудростью и рассудительностью. Царь забрал мальчика во дворец и усыновил его. По приезду устроили большое пиршество, царь хотел сделать его своим преемником, потому как у него не было наследников.
Но дворцовые дела не привлекали молодого царевича. Утехи и беззаботная жизнь в мире, где огромное количество живых существ испытывают страдания, ему были не в радость. Он склонялся к аскетизму и йогическим практикам. Его неординарное поведение, с точки зрения жителей города, очень беспокоило и злило министров, которые всячески пытались убедить царя, что Падмасамбхаве не место во дворце.
Падмасабхава и сам хотел покинуть дворец и одна из его выходок привела к тому, что его сослали. Он стал жить в местах погребения людей. Ему пришлось по душе это спокойное уединённое место, куда лишь иногда приходили люди, для кремации своих родных, принося с собой еду в качестве подношения. Занимаясь йогическими практиками на различных кладбищах, он устранил все клеши, обрёл бесчисленные сиддхи и получил множество благословений и передач от Дакинь, которые прозвали его Могущественный Ваджрный Гнев.
Возможно, это покажется странным, но даже просветлённым созданиям, пришедшим в этот грубо-материальный мир необходимо заниматься практиками самопознания. Кто-то идёт на кладбище, кто-то в пустыню на 40 дней, а кто-то садится под дерево Бодхи для окончательного освобождения. Так как любое взаимодействие с материальным миром ведёт к омрачениям, для полного познания истинной сущности мудрецы использовали практики самопознания — аскезы. Это тяжелый путь, быстро пройти который удаётся единицам. Но одной из целей прихода Падмасамбхавы было именно показать своим примером Путь.
Затем Падмасамбхава отправился в Индию, где проявлял свои способности людям, дабы обратить их к учению Дхармы. Но будучи саморождённым Буддой, он не имел учителя, и людям было тяжело поверить, что он достиг таких результатов без гуру, кто-то даже считал его демоном. Чтобы избавить их от сомнений Падмасамбхава получил прямые передачи от именитых учителей, которые он постигал мгновенно, не прибегая к практикам.
Решив, что ему необходимо обрести бессмертное ваджрное тело, Гуру Падма нашёл себе спутницу для этой цели. Он выбрал шестнадцатилетнюю Маха Мандараву, дочь царя Аршадхары, которая отреклась от царской жизни и взяла монашеские обеты. Царь хотел этому помешать и бросил Падмасамбхаву в костёр, который превратился в лотосовое озеро, до сих пор являющееся местом поклонения паломников. Это чудо позволило царю и его свите поверить в чудесное происхождение Гуру Ринпоче и обрести учение Будды, которое распространилось в этом царстве.
На территории современного Непала в пещере Маратика Падмасамбхава и Мандарава три месяца занимались практиками, пока из рук Будды Амитаюса не получили сосуд бессмертной жизни. Монахи из маленького монастыря, построенного позже, очень чтят это место и, собирая выделения сталактитов этой пещеры, делают снадобье, которое, по их словам, продлевает жизнь и избавляет от недугов.
После этого Падмасамбхаву ещё не раз пытались убить, но чудеса, проявленные им, зарождали в жителях и правителях разных городов сострадание ко всем живым существам.
По приглашению царя Трицонг Дацена Гуру Падма отправился в Тибет выполнить, пожалуй, одну из самых важных задач — сохранение учения Будды. Именно благодаря стараниям Падмасамбхавы Тибет сейчас является оплотом буддизма с максимально сохраненными традициями, пришедшими из Индии, где жил Будда Шакьямуни. Нужно понимать, что Тибет тогда был страной, где главенствовали взгляды религии бон, людские жертвоприношения в которой были нормой. Снежная страна краснолицых потомков обезьян и демонов, как её называли. Да и сейчас представители этой религии существуют в Тибете, а её корни тесно переплелись с современным буддизмом. К примеру, в храмах можно увидеть подношения из теста выкрашенные в красный цвет, заменившие кровавые ритуалы.
Из сострадания Падмасамхава давал учения этим людям, мировоззрение которых было трудно изменить лишь одной проповедью, а потому Падмасамбхава часто применял свои сверхъестественные силы для усмирения демонических проявлений. Те же, кто не хотел подчиниться, часто уничтожались величайшим Гуру, дабы они не накопили ещё большего количества негативной кармы. Просветлённые Будды, видящие все карма-причины текущих событий, знающие все прошлые и будущие жизни живых существ, могут остановить душу на пути деградации, поступая с ней очень жестко, даже лишая её жизни, при этом забирая всю негативную карму себе.
Когда Трицонг Даценг со свитой увидел Падмасамбхаву, с виду шестнадцатилетнего юношу, сходящего с лодки, они не поверили, что это Гуру Ринпоче и попросили его продемонстрировать свои сверхъестественные возможности. Падмасамбхава поднял руку в направлении царя и ваджрной (один из переводов этого слова — молния) сжёг всю одежду, не нанеся ему никакого вреда. Это изумило царя и министров, все глубоко раскаялись в своих сомнениях. Давая поучения и наставления, он принялся за дело, ради которого прибыл. Бесчисленные демоны, разрушавшие за ночь то, что было построено днём, были подчинены Падмасамбхавой. Они поклялись служить учению Дхармы и помогали дальнейшему строительству подношениями. Так был построен монастырь Самье. Благодаря Падмасамбхаве было построено множество монастырей на Тибете, которые по легендам связывают огромного демона по рукам и ногам, не давая ему пошевелиться.
Ушёл Гуру Ринпоче также необычно, как и появился. На границе Тибета и Непала он поднялся в небо и дал свою последнюю проповедь. Затем на белоснежном коне Падмасамбхава поскакал по небу на юго-запад, излучая радужное сияние, в сопровождении бесчисленных божеств, делавших ему подношения. Он отправился усмирять демонов-ракшасов на гору цвета меди Сарвамангала. Горе и тоска по учителю не знали границ, и его ученики не могли сдержать своего горя — и рыдая, бросали своё тело на землю.
Гуру Падма практиковал во множестве пещер, побывал на снежных вершинах гор, благословил бескрайние долины, оставив во всех этих местах свою энергию, частичку себя и своей необычайной мудрости. Такие места часто отмечены выдавленными на скалах отпечатками его рук, ног или головы. Также он даровал мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, освобождающую от бесконечных перерождений в сансаре, Бодхисаттве Авалокитешваре. В Тибете это одна из самых почитаемых мантр, а Авалокитешвару называют Ченрези — Будда сострадания. Множество учений Падмасамбхавы были сокрыты в термáх, их охраняют Боги-защитники и Дакини. Считается, что термá будут раскрыты, когда придёт время этого учения и появится достойная просветленная душа, способная понять и нести этот свет мудрости дальше. Но самое важное — к этому учению должны быть готовы люди.
Лотосорожденного Гуру Ринпоче запомнили, как единство всех учителей, Нирманакая Будду, воплощение пути. Он не только указал путь, но и показал, как его можно пройти, помогая в этом бесчисленным живым существам.
«Великий учитель Падмакара — эманация Будды Амитабхи. Воспитав ум на многочисленных сутрах Махаяны, он любит всех живых существ, как мать своё единственное дитя. Постоянно трудясь на благо других, он — кормчий, переправляющий в Нирвану всех существ Сансары. Не дожидаясь просьб, он даёт наставления всем, кого нужно усмирить. Наделённый великим состраданием, он — царь всех бодхисатв». Йеше Цогъял