«Мои те драгоценности. . .» Эту историю Учитель во время своего пребывания в Джетаване рассказал об одном недовольном и удрученном бхикшу.
Этот бхикшу не мог сосредоточить свой ум на каком-нибудь одном предмете, и его мучила неудовлетворенность. Тогда его привели к Учителю. – Правда ли, что ты недоволен? – спросил Учитель. – Правда, – отвечал бхикшу. – Почему же так? – Из-за страсти. – О бхикшу, – сказал Учитель, – страсть прокляли даже животные, почему же ты, постигший высокое учение, мучаешься из-за страсти, которую презирают даже животные? И он рассказал историю о прошлом.
В давние времена, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва возродился в образе обезьяны и жил в Гималаях. Один лесник поймал эту обезьяну и принес ее царю. Обезьяна, живя в царском дворце, верно служила царю и постигла многие обычаи людей. Царь, довольный ее службой, велел позвать лесника и сказал ему: «Возьми эту обезьяну и отпусти в том месте, где ты ее поймал». Тот так и сделал.
Все племя обезьян, узнав о возвращении Бодхисаттвы, собралось на вершине большой скалы, чтобы посмотреть на него. Увидев Бодхисаттву, обезьяны начали с ним приветливую беседу. – Любезный, где ты был столько времени? – спросили они. – В Варанаси, в царском дворце, – отвечал Бодхисаттва. – А как же ты освободился? – Царь сделал меня своей любимой обезьяной и, довольный моей службой, отпустил. Тогда обезьяны сказали: – Ты, наверное, знаешь нравы, которые царят в мире людей. Расскажи нам о них; мы хотим послушать. – Не спрашивайте меня о нравах людей, – сказал Бодхисаттва. – Расскажи, расскажи, мы хотим послушать! – упрашивали его обезьяны.
Тогда Бодхисаттва сказал: «Люди, будь то кшатрии или брахманы, только и твердят: «Мое! Мое!». Они ничего не знают о непостоянстве, благодаря которому вещи из бытия переходят в небытие. Послушайте теперь, что за обычаи у этих слепых глупцов». И он произнес следующие гатхи:
«Мои те драгоценности
Моё, моё то золото!» –
Так день и ночь твердят глупцы,
Не видя дхарму высшую.
Два господина в доме есть:
Один из них без бороды,
С отвисшей грудью, с косами,
С ушами посверленными,
За деньги в дом он приведен;
Домашних мучает всегда.
Услышав его слова, обезьяны закричали: – Не продолжай, не продолжай! Такие речи нам даже слушать противно, – и они обеими руками плотно заткнули уши. – В этом месте мы услышали о такой непристойности, – решили обезьяны, и, прокляв это место, они ушли в другое. А эта скала получила название Проклятой скалы.
Приведя эту историю для разъяснения дхармы и провозгласив благородные истины, Учитель отождествил перерождения (после провозглашения истин тот бхикшу достиг первого плода): «Тогда обезьяньим племенем были последователи Будды, а царем обезьян был я».