Намо Будда — это ступа, находящаяся недалеко от Катманду. С ней связан сюжет, давно уже ставший частью народной неварской культуры.
Согласно древним текстам здесь произошло следующее. Трое принцев пошли погулять в лес, в предгорья Гималаев. По дороге они встретили только что родившую тигрицу, ослабленную и умиравшую от голода. Движимый состраданием, младший царевич, Махасаттва, решил спасти тигрицу, накормив её своим телом. Он отстал от братьев и вернулся к логову. Тигрица была так ослаблена, что даже не реагировала на него, он расцарапал своё тело, дал лизнуть ей крови, и тогда она его сожрала. Вернувшиеся братья увидели пятна крови и куски плоти вокруг логова. Царевич Махасаттва был тем, кто позднее переродился как Будда Шакьямуни.
Подробно всю эту историю можно прочитать в «Джатаке о том, как царевич Махасаттва пожертвовал своё тело тигрице». История обрывается на том, как Махасаттва, перевоплотившись на небе Тушита, спускается оттуда, чтобы успокоить своих убитых горем родителей.
На первый взгляд, это сюжет о сострадании и самопожертвовании. Так он обычно и трактуется. В буддизме есть представления о парамитах (запредельных совершенствах), в том числе парамите щедрости. Выделяют «дарование», «великое дарование» и «труднейшее дарование». Первое предполагает жертвование материальных вещей. Второе — членов своего тела, а последнее — жертвование собственной жизнью. С этой точки зрения, Будда воплотился как царевич Махасаттва, чтобы совершить труднейшее дарование — пожертвовать своей жизнью, плотью и кровью и тем самым спасти от голода умирающую тигрицу. Примеры подобных поступков многократно описываются в Джатаках.
Но можно ли посмотреть на событие глубже?
Андрей Верба так комментирует произошедшее здесь в глубоком прошлом. Он говорит, что на этом события не закончились, как раз дальше-то и случилось самое интересное, помогающее понять суть Джатаки:
«Но на самом деле всё оказывается намного сложнее. Нужно посмотреть на всю ситуацию с точки зрения отношений учителя и ученика. Учитель, взявший ответственность за ученика, разделяет и ту негативную карму, которую тот накапливает. Если ученик вынужден перевоплотиться в нелучшем варианте, то учитель тоже за это несёт ответственность и должен и эту карму разделить.
Этой истории есть такое объяснение. В действительности тигрята, родившиеся у тигрицы, были не совсем обычными. Двое из них были теми душами, которым в последующих воплощениях суждено было стать Шарипутрой и Маудгальяной.
Каждый из нас накапливает карму. И в этом нет проблем. Если у вас есть определённое количество лет, чтобы эту карму отработать, то на ваше перевоплощение это не повлияет. Но по какой-то из причин в одном из воплощений будущим Шарипутре и Маудагальяне не хватило времени разобраться со своей негативной кармой, они не смогли отработать её до перевоплощения и родились как тигрята. Одна из эманаций души Будды Шакьямуни была их учителем и в тех жизнях.
Чтобы минимизировать их страдания в теле животных, он был вынужден перевоплотиться как молодой царевич. Родившись младшим братом, он не имел большого шанса занять престол. То, что он ушёл из жизни, не имело большого значения для государства. Правление всё равно должен был принять старший сын. Младший царевич пришёл для того, чтобы разыграть «многоходовку».
Дело в том, что тигра-людоеда и тигрят тоже, согласно законам того времени, необходимо было убить. Важно было, чтобы тигрят убили, и они исчерпали карму быть животными. Если бы они прожили жизнь тигров, они бы накопили очень много негативной кармы, убивая своих жертв, поэтому и пришлось вмешаться. Накопили карму перевоплощаться в дальнейшем ещё и теми, кого они ели. В писаниях говорится, что попасть в мир животных — это большая проблема, и выбраться оттуда — шансов мало. Когда вы двигаетесь по пути саморазвития, будьте внимательны к той реальности, которая перед вами разворачивается».
Эта история действительно о сострадании… Но о сострадании, основанном на глубокой мудрости и глубокой кармической связи между учителем и учеником, порой заставляющем совершать поступки непонятные и даже аморальные, с точки зрения взгляда обычного обывателя.
Намо Будда — традиционная неварская ступа, окружённая несколькими более маленькими. На квадратной хармике (надстройке над куполом) изображены Всевидящие глаза Будды, ориентированные по четырём сторонам света и обозначающие мудрость и сострадание всех Будд. Такие же глаза вы увидите и на ступах Боднатх и Сваямбунатх. Над хармикой — 13 уменьшающихся в диаметре колец, представляющих сферы бытия бодхисаттв. Вокруг ступ установлены молитвенные барабаны с вложенными в них священными текстами.
Ступа построена на останках царевича Махасаттвы. Согласно сутрам, родители царевича собрали его кости и волосы в ларец, украшенный драгоценными камнями, и захоронили, немного спустившись вниз от того места, где находилось логово тигрицы. После этого царь Махаратха вернулся во дворец, чтобы управлять государством. Но его жена Сатьявати со старшими сыновьями, Махапранадом и Махадевом, провели в этом месте ещё несколько месяцев, пока не соорудили небольшую ступу в память о любимом сыне и брате (а именно Махасаттва был любимцем матери).
Но долгие века эта ступа была занесена землёй, ведь согласно «Сваямбху пуране» (тексту, фиксирующему основные события долины Катманду), всё это происходило около 6000 лет назад.
Согласно тому же источнику, Будда Шакьямуни позднее посетил эти места. Он увидел небольшой холмик и трижды обошёл вокруг него, прежде чем объявить своим спутникам, что в одном из предыдущих рождений он и был принцем Махасаттвой, и рассказать историю, известную нам по Джатаке. Он попросил своих помощников открыть ступу, указав на те предметы (драгоценности), которые они должны найти. Он также объяснил, что найденные драгоценности имеют отношение к его прошлой жизни. По другой версии, проходя мимо, Будда несколько раз хлопнул ладонями, и ступа открылась сама, сама возникла из-под земли.
Позднее, во время династии Личчхавов, за этим местом присматривали представители рода Байрачарья. Считается, что около 400 лет назад Химэтанджен Дарке Лама, Топден Сякья и Шри Лама отреставрировали эту ступу, и она стала известна как ступа Матери Намо Будды. Тогда же были построены ещё 9 ступ вокруг, и образовался архитектурный ансамбль.
Если вы подниметесь выше в гору с левой стороны от ступы, то в том месте, где принц пожертвовал тело, найдёте небольшое святилище, посвящённое ему. Здесь можно увидеть барельеф, изображающий царевича Махасаттву с голодной тигрицей и тигрятами. Перед каменной доской стоит множество лампадок.
Будда Шакьямуни, когда посещал эти места, также поднялся наверх. Он со спутниками прошёл ещё около 500 метров в гору от ступы, чтобы поклониться тому месту, где принц пожертвовал собой. Будда совершил три обхода вокруг насыпи на месте, где в прошлом воплощении отдал свою жизнь Махасаттва (хотя некоторые источники говорят о том, что на Земле нет места с горчичное зёрнышко, на котором бы Будда не жертвовал своей жизнью), и, склонившись, провозгласил: «Намо Будда». Так этот холм и получил своё название.
Недалеко отсюда, на месте, где было логово тигрицы, стоят ещё одна небольшая ступа и алтарь. Местные обычаи предписывают здесь ложиться на землю в знак пожертвования своего тела. На ветках и деревьях вокруг развешаны кусочки ткани и волосы — это тоже местный обычай.
На воротах, ведущих к месту, где происходили события многовековой давности, можно увидеть живописные цветные барельефы, изображающие сцены из Джатаки. Человек, привыкший к современному искусству, мог бы сказать, что они выполнены в «детской» манере. Тем не менее раскрашенные яркими красками изображения, на которых головы могут быть не пропорциональны телу, а тигрица скорее похожа фигурой на оленя, только полосатого, оставляют очень яркое и чистое впечатление. Создатель этих барельефов явно искренне сопереживал сюжету и старался передать атмосферу сострадания и самопожертвования.
После гибели сына и царь Махаратха, и царица Сатьявати отреклись от престола в пользу приемника и переехали жить в Санкешвари (местечко, находящееся в предгорьях Хираньягири Гандманад Парбат), чтобы медитировать и переродиться на небесах. Там они и умерли, а позже в деревушке был построен небольшой храм в честь матери, родившей великого сына. Здесь, по преданию, и сейчас хранятся останки матери Махасаттвы, а на камнях высечено её изображение. Матерью царевича тогда была та же душа, что позднее воплотилась как царица Майя (Махамайя), давшая в Лумбини жизнь принцу Сиддхартхе.
Отцом Махасаттвы (царём Махартхой) и тогда был тот, кому через века суждено было воплотиться царём Шуддходаной, отцом Будды Шакьямуни. Махаратха управлял царством примерно в 5000 подданных, царством Панчалов.
Развалины дворца Махаратхи сохранились и находятся приблизительно в 8 километрах от ступы, здесь сейчас расположен небольшой городок Панаути (Паноти, Панчали). Значит, прогулка царевичей длилась приблизительно полтора часа, и они не так уж далеко отошли от своего дома. Сейчас бы она поначалу шла вдоль живописных рисовых полей местных крестьян. Но что было здесь в те времена, мы уже не узнаем.
Надо отметить, что царевичи дошли до живописнейших мест. С площадки Намо Будда, которая сама расположена невысоко (её высота всего лишь около 1750 метров), в ясные дни открывается вид на самые высокие гималайские пики: Эверест, Гауришанкар, Дордже Лакпа, вершины Лангтанского хребта. Находясь здесь, можно понять, почему царская семья выбрала для прогулки именно это направление. Первоначально на прогулку (а по другим сведениям, на охоту) отправились все, просто царевичи, оставив родителей отдыхать, ушли чуть дальше.
Взглянув вниз, вы увидите легендарную долину Катманду во всём её величии. Когда-то всю её покрывало древнее озеро. Но сейчас перед вами раскинется зелёное море — море полей и деревьев.
Весь хребет холма, по которому вы можете прогуляться, украшен тибетскими молитвенными флажками, что подчёркивает важность этих мест для буддийских практиков со всего мира.
Без преувеличения, даже если не брать во внимание ступы, холм Намо Будда был и остаётся прекрасным местом. Воздух здесь свежий, чистый и прохладный. Практикуя в этом месте, вы можете наблюдать прекрасные восходы и закаты, а также наслаждаться видом заснеженных гималайских хребтов.
Роберт Конингем, археолог из Университета Дарема и руководитель раскопок, говорит о таких местах: «Эти памятники не являются музеями или красиво богато украшенными сооружениями. Они особые места на земле, где обычные люди могут протянуться и общаться с их богинями и богами. Буквально, это порталы, где небеса касаются земли, и они являются центральным пунктом для ежедневной, еженедельной и ежемесячной жизни миллионов».
Приглашаем в тур по Индии и Непалу с Андреем Верба, где вы сможете прочувствовать места силы, связанные с Буддой Шакьямуни. Это место предлагается к посещению в свободный день тура.