Наланда ― место, находящееся недалеко от Раджгира. Здесь располагался наиболее известный из древних индийских университетов. Наланда была процветающим городом во времена Будды. Он посещал его во время своих миссионерских странствий. В Наланде Будда останавливался вместе со своими учениками в манговой роще Амбаваны. У нас есть обширные сведения об университете Наланды благодаря трудам Сюань Цзаня и Фа Сяня, оставивших заметки о своих путешествиях и о пребывании в университете.
Первый монастырь в Наланде построил царь Кумара Гупта (415-455 н.э.). Эта была семинария для обучения буддийских монахов. Она находилась неподалёку от города и по этой причине была выбрана монахами как идеальный центр для буддийского обучения. В результате разрастания и расширения этой семинарии возник университет Наланды. Царь Буддха Гупта (455-467 н.э.), царь Джатагатха Гупта (467-500 н.э.), царь Баладитья (500-525 н.э.) и Виджра (525) поспособствовали расширению университета в плане дополнительных сооружений. Царь Баладитья возвел святилище в 300 футов высотой. Его сын Виджра построил пятый монастырь. Царь Харша Силадитья построил шестой монастырь и окружил университет девятью высокими стенами.
В десятом веке, когда в университет пришел Сюань Цзань, здесь проживало 10.000 студентов. Все они прибыли сюда из различных частей Индии и других стран. Это был ведущий индийский университет. Его ректором считался самый выдающийся буддийский учёный в Индии и во время проживания Сюань Цзаня таковым был Силабхадра Маха Тхера. В то время здесь находилось 10.000 учеников, 1510 учителей и 1500 рабочих. Ученики прибывали из Тибета, Китая, Японии, Кореи, Суматры, Явы, Шри-Ланки.
К обучению в университете допускались прошедшие устный экзамен. Его принимал в вестибюле профессор, которого звали Двара Пандита. Необходимо было хорошо знать санскрит, поскольку обучение проводилось именно на нём. Все китайские монахи, желавшие получить высшее образование в Индии, вначале отправлялись на Яву, чтобы отточить навык во владении санскритом. Сюань Цзань писал, что только 20% иностранных студентов проходили сложные экзамены. Среди индийцев процент был повыше ― 30%. Таким образом, стандартные требования были высокими. На сдачу экзаменов не влияли ни касты, ни мировоззрение, ни национальность ― в полном согласии с буддийским подходом. В университете не было студентов на заочном обучении. Университет обеспечивался за счёт доходов семи деревень по указу царя. Изучение буддизма Махаяны было обязательным. Также ученик мог выбрать изучение доктрин других 18 буддийских школ Хинаяны, равно как и светские предметы: науку, медицину, астрологию, изобразительное искусство, литературу, коммерцию, управление и так далее. Также преподавались шесть систем индуистской философии. На самом высоком здании находилась обсерватория. Частью университетского курса обучения были лекции, дебаты, обсуждения. Сюань Цзань писал, что каждый день давалось 100 лекций. В Университете царила образцовая дисциплина.
Крупную роль сыграла Наланда в пропаганде буддизма и распространении индийской культуры за рубежом, особенно в Китае и Тибете. Без преувеличений можно сказать, что в период расцвета (VII— Х вв.) Наланда была одним из крупнейших азиатских центров образования и науки. Из Средней Азии, Тибета, Китая, Кореи, Японии, Индокитая, Индонезии, Цейлона в Индию съезжались ученые-буддисты, желавшие завершить свое образование под руководством прославленных учителей. Так у И Цзина мы узнаем, что за сорок лет между поездкой Сюань Цзана и его собственной, в Индии побывало 56 ученых из стран Восточной Азии и большинство их обучалось в Наланде. Еще больше иностранцев приезжало в Индию в последующие столетия. Получив здесь всестороннее образование, собрав сотни ценнейших рукописей, они возвращались на родину, где основывали буддийские общины, обучали соотечественников санскриту и переводили на свои языки произведения индийской литературы. Так индийская культура просачивалась в самые отдаленные страны Азии.
Университет занимал площадь в 30 акров. Здесь было три больших библиотеки: Ратна Сагара, Ратна Ниди, Ратна Ранджана, одна из которых была девятиэтажной. Наланда известна величайшими буддийскими мыслителями, среди которых можно выделить Нагарджуну, Арьядэву, Дхармапалу, Силабхадру, Сантаракшиту, Камаласелу, Бхавивеку, Дигнагу, Дхармакирти. Их работы представлены четырнадцатью тибетскими и китайскими переводами. Оригиналы, однако, канули в лету, когда мусульманские захватчики под предводительством Бхактиара Кхилджи сожгли университет и обезглавили монахов в 1037 году. До этого момента Наланда процветала тысячу лет, была кладезем мудрости и обучения, единственным в своём роде во всём мире.
Бхактиар Кхилджи вторгся в Магадху и напал на Наланду прямо в тот момент, когда монахи собирались обедать. Это подтверждено археологическими свидетельствами, которые показали, что монахи оставляли еду в большой спешке. Этот же факт подтверждает и то, что в зернохранилищах остался обуглившийся рис. Благословенная многовековая жизнь Наланды однажды была резко оборвана. Так осталась лишь память о Наланде и история ее, изложенная европейцам впоследствии, сначала Гамильтоном, а затем Алексанром Каннингемом.
Руины и раскопки Наланды охраняются индийским правительством. В 1958 году президент Индии Раджендра Прасад торжественно открыл Нава Наланда Вихараю рядом с местом, где располагался древний университет.
Сейчас почти все развалины приведены в порядок, а территория самого комплекса заботливо ухожена и местами похожа на огромный цветник, с чистыми дорожками, скамеечками, клумбами.
К сожалению, мы можем увидеть только развалины монастыря. Но и они поражают своими масштабами. По словам археологов, большая часть зданий пока остаётся скрытой под землёй. Но так как даже то, что уже открыто для взора, занимает площадь в полторы сотни тысяч квадратных метров, то не остаётся сомнений в том, что университет был внушительных размеров.
На месте сегодняшних руин когда-то располагались несколько храмов, семь монастырей, многочисленные здания для занятий (по некоторым подсчётам их было несколько сотен), большие аудитории, общежития. Помимо этого, конечно же, тут стояли и другие постройки – это был целый город, ограниченный стенами, и в нём было всё, что необходимо для нормальной жизни (а проживало в Наланде примерно десять тысяч человек) и прекрасного обучения.
Даже развалины монастырей позволяют увидеть многое ― лекционные залы, студенческие комнаты, помещения для приготовления пищи, можно даже видеть, как устроена была система вентиляции и канализации. Широкий фундамент, сохранившиеся основания стен позволяют представить себе величину зданий..
В центре комплекса возвышалось большое учебное заведение с примыкающими к нему восемью отдельно стоящими просторными залами. Сказочно красивые павильончики увенчивали великолепные, ярко раскрашенные многоэтажные здания. Среди них вы-делялась обсерватория, касавшаяся, по словам Сюань Цзана, своим башенным верхом облаков. Многочисленные помещения для священнослужителя и наставников, сгруппированные вокруг внутренних двориков, отличались богатством убранства: расписные карнизы, резная балюстрада, красные столбы, покрытые резьбой и живописью, на крышах блестела и переливалась тысячами оттенков яркая цветная черепица.
Отдельные здания были выше 60 м, и в одном из них — пятиэтажном— стояла медная статуя высотой 24 м. Крыши были покрыты, возможно, позолоченной медью или цветной черепицей. Во внутреннем убранстве применялись драгоценные камни и самоцветы. Деревянные колонны и балки ярко раскрашивались (часто в красный цвет). Самое высокое здание в Наланде, достигавшее высоты около 90 м, являлось одним из крупнейших сооружений своей эпохи.
Весь учебный городок был обнесен стеной с угловыми башнями и несколькими воротами. Башни были приспособлены для астрономических наблюдений. На воротах каждый пришелец мог прочесть имена прославленных учителей Наланды и, таким образом, с самого начала проникался уважением к этому храму науки.
Лучше всего до нашего времени сохранилась ступа Шарипутры, с наружными лестницами, лепными изображениями Будды на стенах, со множеством маленьких ступ рядом. Очевидно, и другие храмы были столь же богато украшены скульптурами и барельефами. История этой построения этой ступы такова:
Ближайшие ученики Будды — Шарипутра и Маудгальяна были родом из Раджгира, селения, находящегося недалеко от Наланды. Именно в Раджигир вернулся Шарипутра, чтобы прочесть свои последние проповеди перед уходом в паринирвану.
В одной из Джатак так описывается его уход: «узнав об уходе Шарипутры в нирвану, владыка богов Индра в окружении многих сотен тысяч божеств, взявших цветы, благовония и другие предметы жертвоприношения, направился в ту сторону, [где совершалось это событие]. Боги тесно сгрудились на верхнем небе, дождем хлынули их слезы, а выпавшие цветы покрывали землю до колен.
Все жители города и его окрестностей, узнав, что Шарипутра перешел в нирвану, взяли с собой необходимые для жертвоприношения предметы ― животное и растительное масло, благовония, цветы, прибыли на место и, охваченные нестерпимой скорбью, совершили жертвоприношение.
Затем владыка богов Индра отдал Вишвакарме следующее распоряжение: «Приготовь колесницу, украшенную многими драгоценностями! На нее положи телесную оболочку Шарипутры». После этого боги, наги, якши, царь, сановники, все население страны, громко стеная, доставили [останки Шарипутры] в спокойное и благостное место». Так тело Шарипутры было перенесено в Наланду, где сами боги совершили над ним прощальные ритуалы. Над останками Шарипутры Анатхапиндадой была построена ступа.
Побродив по руинам монастыря можно почувствовать витающий дух познания. Буддизм – это традиция, связанная с обучением. Что делает его по-своему уникальным. Будда - просветленное существо, о котором можно сказать, что оно ― идеальный ученый, тот, кто пришел к окончательному и совершенному постижению природы реальности. И этого постижения было достаточно для того, чтобы Будда освободился от страдания. Потому что он осознал, что сама реальность дает нам возможность освободиться от страданий, если понять ее природу. Именно идея глубинного познания реальности и лежала в основе университетского обучения в Наланде. Образование ― целью которого было достижение пробуждения. Сейчас это благодатное место, пронесшее сквозь века дух ученой мудрости, состояние глубокой сосредоточенности и покоя, посещают тысячи туристов со всего мира.
Автор статьи: преподаватель йоги Ольга Евдокимова
Первый монастырь в Наланде построил царь Кумара Гупта (415-455 н.э.). Эта была семинария для обучения буддийских монахов. Она находилась неподалёку от города и по этой причине была выбрана монахами как идеальный центр для буддийского обучения. В результате разрастания и расширения этой семинарии возник университет Наланды. Царь Буддха Гупта (455-467 н.э.), царь Джатагатха Гупта (467-500 н.э.), царь Баладитья (500-525 н.э.) и Виджра (525) поспособствовали расширению университета в плане дополнительных сооружений. Царь Баладитья возвел святилище в 300 футов высотой. Его сын Виджра построил пятый монастырь. Царь Харша Силадитья построил шестой монастырь и окружил университет девятью высокими стенами.
В десятом веке, когда в университет пришел Сюань Цзань, здесь проживало 10.000 студентов. Все они прибыли сюда из различных частей Индии и других стран. Это был ведущий индийский университет. Его ректором считался самый выдающийся буддийский учёный в Индии и во время проживания Сюань Цзаня таковым был Силабхадра Маха Тхера. В то время здесь находилось 10.000 учеников, 1510 учителей и 1500 рабочих. Ученики прибывали из Тибета, Китая, Японии, Кореи, Суматры, Явы, Шри-Ланки.
К обучению в университете допускались прошедшие устный экзамен. Его принимал в вестибюле профессор, которого звали Двара Пандита. Необходимо было хорошо знать санскрит, поскольку обучение проводилось именно на нём. Все китайские монахи, желавшие получить высшее образование в Индии, вначале отправлялись на Яву, чтобы отточить навык во владении санскритом. Сюань Цзань писал, что только 20% иностранных студентов проходили сложные экзамены. Среди индийцев процент был повыше ― 30%. Таким образом, стандартные требования были высокими. На сдачу экзаменов не влияли ни касты, ни мировоззрение, ни национальность ― в полном согласии с буддийским подходом. В университете не было студентов на заочном обучении. Университет обеспечивался за счёт доходов семи деревень по указу царя. Изучение буддизма Махаяны было обязательным. Также ученик мог выбрать изучение доктрин других 18 буддийских школ Хинаяны, равно как и светские предметы: науку, медицину, астрологию, изобразительное искусство, литературу, коммерцию, управление и так далее. Также преподавались шесть систем индуистской философии. На самом высоком здании находилась обсерватория. Частью университетского курса обучения были лекции, дебаты, обсуждения. Сюань Цзань писал, что каждый день давалось 100 лекций. В Университете царила образцовая дисциплина.
Крупную роль сыграла Наланда в пропаганде буддизма и распространении индийской культуры за рубежом, особенно в Китае и Тибете. Без преувеличений можно сказать, что в период расцвета (VII— Х вв.) Наланда была одним из крупнейших азиатских центров образования и науки. Из Средней Азии, Тибета, Китая, Кореи, Японии, Индокитая, Индонезии, Цейлона в Индию съезжались ученые-буддисты, желавшие завершить свое образование под руководством прославленных учителей. Так у И Цзина мы узнаем, что за сорок лет между поездкой Сюань Цзана и его собственной, в Индии побывало 56 ученых из стран Восточной Азии и большинство их обучалось в Наланде. Еще больше иностранцев приезжало в Индию в последующие столетия. Получив здесь всестороннее образование, собрав сотни ценнейших рукописей, они возвращались на родину, где основывали буддийские общины, обучали соотечественников санскриту и переводили на свои языки произведения индийской литературы. Так индийская культура просачивалась в самые отдаленные страны Азии.
Университет занимал площадь в 30 акров. Здесь было три больших библиотеки: Ратна Сагара, Ратна Ниди, Ратна Ранджана, одна из которых была девятиэтажной. Наланда известна величайшими буддийскими мыслителями, среди которых можно выделить Нагарджуну, Арьядэву, Дхармапалу, Силабхадру, Сантаракшиту, Камаласелу, Бхавивеку, Дигнагу, Дхармакирти. Их работы представлены четырнадцатью тибетскими и китайскими переводами. Оригиналы, однако, канули в лету, когда мусульманские захватчики под предводительством Бхактиара Кхилджи сожгли университет и обезглавили монахов в 1037 году. До этого момента Наланда процветала тысячу лет, была кладезем мудрости и обучения, единственным в своём роде во всём мире.
Бхактиар Кхилджи вторгся в Магадху и напал на Наланду прямо в тот момент, когда монахи собирались обедать. Это подтверждено археологическими свидетельствами, которые показали, что монахи оставляли еду в большой спешке. Этот же факт подтверждает и то, что в зернохранилищах остался обуглившийся рис. Благословенная многовековая жизнь Наланды однажды была резко оборвана. Так осталась лишь память о Наланде и история ее, изложенная европейцам впоследствии, сначала Гамильтоном, а затем Алексанром Каннингемом.
Руины и раскопки Наланды охраняются индийским правительством. В 1958 году президент Индии Раджендра Прасад торжественно открыл Нава Наланда Вихараю рядом с местом, где располагался древний университет.
Сейчас почти все развалины приведены в порядок, а территория самого комплекса заботливо ухожена и местами похожа на огромный цветник, с чистыми дорожками, скамеечками, клумбами.
К сожалению, мы можем увидеть только развалины монастыря. Но и они поражают своими масштабами. По словам археологов, большая часть зданий пока остаётся скрытой под землёй. Но так как даже то, что уже открыто для взора, занимает площадь в полторы сотни тысяч квадратных метров, то не остаётся сомнений в том, что университет был внушительных размеров.
На месте сегодняшних руин когда-то располагались несколько храмов, семь монастырей, многочисленные здания для занятий (по некоторым подсчётам их было несколько сотен), большие аудитории, общежития. Помимо этого, конечно же, тут стояли и другие постройки – это был целый город, ограниченный стенами, и в нём было всё, что необходимо для нормальной жизни (а проживало в Наланде примерно десять тысяч человек) и прекрасного обучения.
Даже развалины монастырей позволяют увидеть многое ― лекционные залы, студенческие комнаты, помещения для приготовления пищи, можно даже видеть, как устроена была система вентиляции и канализации. Широкий фундамент, сохранившиеся основания стен позволяют представить себе величину зданий..
В центре комплекса возвышалось большое учебное заведение с примыкающими к нему восемью отдельно стоящими просторными залами. Сказочно красивые павильончики увенчивали великолепные, ярко раскрашенные многоэтажные здания. Среди них вы-делялась обсерватория, касавшаяся, по словам Сюань Цзана, своим башенным верхом облаков. Многочисленные помещения для священнослужителя и наставников, сгруппированные вокруг внутренних двориков, отличались богатством убранства: расписные карнизы, резная балюстрада, красные столбы, покрытые резьбой и живописью, на крышах блестела и переливалась тысячами оттенков яркая цветная черепица.
Отдельные здания были выше 60 м, и в одном из них — пятиэтажном— стояла медная статуя высотой 24 м. Крыши были покрыты, возможно, позолоченной медью или цветной черепицей. Во внутреннем убранстве применялись драгоценные камни и самоцветы. Деревянные колонны и балки ярко раскрашивались (часто в красный цвет). Самое высокое здание в Наланде, достигавшее высоты около 90 м, являлось одним из крупнейших сооружений своей эпохи.
Весь учебный городок был обнесен стеной с угловыми башнями и несколькими воротами. Башни были приспособлены для астрономических наблюдений. На воротах каждый пришелец мог прочесть имена прославленных учителей Наланды и, таким образом, с самого начала проникался уважением к этому храму науки.
Лучше всего до нашего времени сохранилась ступа Шарипутры, с наружными лестницами, лепными изображениями Будды на стенах, со множеством маленьких ступ рядом. Очевидно, и другие храмы были столь же богато украшены скульптурами и барельефами. История этой построения этой ступы такова:
Ближайшие ученики Будды — Шарипутра и Маудгальяна были родом из Раджгира, селения, находящегося недалеко от Наланды. Именно в Раджигир вернулся Шарипутра, чтобы прочесть свои последние проповеди перед уходом в паринирвану.
В одной из Джатак так описывается его уход: «узнав об уходе Шарипутры в нирвану, владыка богов Индра в окружении многих сотен тысяч божеств, взявших цветы, благовония и другие предметы жертвоприношения, направился в ту сторону, [где совершалось это событие]. Боги тесно сгрудились на верхнем небе, дождем хлынули их слезы, а выпавшие цветы покрывали землю до колен.
Все жители города и его окрестностей, узнав, что Шарипутра перешел в нирвану, взяли с собой необходимые для жертвоприношения предметы ― животное и растительное масло, благовония, цветы, прибыли на место и, охваченные нестерпимой скорбью, совершили жертвоприношение.
Затем владыка богов Индра отдал Вишвакарме следующее распоряжение: «Приготовь колесницу, украшенную многими драгоценностями! На нее положи телесную оболочку Шарипутры». После этого боги, наги, якши, царь, сановники, все население страны, громко стеная, доставили [останки Шарипутры] в спокойное и благостное место». Так тело Шарипутры было перенесено в Наланду, где сами боги совершили над ним прощальные ритуалы. Над останками Шарипутры Анатхапиндадой была построена ступа.
Побродив по руинам монастыря можно почувствовать витающий дух познания. Буддизм – это традиция, связанная с обучением. Что делает его по-своему уникальным. Будда - просветленное существо, о котором можно сказать, что оно ― идеальный ученый, тот, кто пришел к окончательному и совершенному постижению природы реальности. И этого постижения было достаточно для того, чтобы Будда освободился от страдания. Потому что он осознал, что сама реальность дает нам возможность освободиться от страданий, если понять ее природу. Именно идея глубинного познания реальности и лежала в основе университетского обучения в Наланде. Образование ― целью которого было достижение пробуждения. Сейчас это благодатное место, пронесшее сквозь века дух ученой мудрости, состояние глубокой сосредоточенности и покоя, посещают тысячи туристов со всего мира.
Автор статьи: преподаватель йоги Ольга Евдокимова