Зеркальная гладь озера, отблеск луны в чёрной прохладной воде и белоснежные лепестки лотоса, безмятежно покоящегося на поверхности воды. Лотос — символ совершенства, символ умиротворения, символ чистоты. Лотос берёт своё начало в грязной болотной тине и пробивается сквозь многие слои речного ила, подобно нашему сознанию, которое, пробуждаясь, пробивается сквозь омрачения и «клеши». Так, устремившись вверх, цветок лотоса преодолевает всё сопротивление, и вот его белоснежные лепестки однажды проклёвываются над водной гладью, чтобы раскрыться во всей своей красоте.
Лотос в буддизме символизирует чистый ум, чистое сознание — состояние Будды. Пробиваясь сквозь грязную болотную тину омрачений, лотос раскрывается тысячей лепестков так же, как тысячей совершенных качеств Будды раскрывается наше сознание в процессе духовного развития.
Что же означает лотос в буддизме? Цветок лотоса — это символ духовного развития и самосовершенствования. Символика лотоса часто встречается в буддизме. К примеру, самая известная сутра, в которой изложено учение Махаяны, называется «Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы». Почему именно такое название? Потому что лотос — это символ совершенства, символ гармонии. И в этой сутре изложена, если так можно выразиться, самая совершенная версия Дхармы — учения Будды. Цветок лотоса в буддизме также фигурирует и в самой известной (или одной из самых известных) мантре «Ом Мани Падме Хум». Дословный её перевод: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса».
Примечательно, что сама фраза перевода, конечно, очень красивая, но ведь никакого конкретного смысла не несёт. И в этом на самом деле заключена вся ценность мантры. Дело в том, что по мере практики рецитации мантры или медитации с ней, она для каждого практикующего будет раскрываться своим смыслом. И вряд ли можно встретить в мире два одинаковых понимания этой мантры. Потому что словами глубинный смысл мантры выразить вообще невозможно. Но если говорить о примерном понимании мантры, то она означает примерно следующее: «В моём сердце (или в моем сознании) присутствует драгоценная жемчужина — природа Будды — изначальная чистая природа каждого живого существа. И в процессе раскрытия лотоса, который символизирует сознание, в его сердцевине засияет природа Будды». Это, разумеется, лишь одна из вариаций понимания смысла мантры, и описание — весьма условное. Но это, так сказать, определённое направление для ума, чтобы на начальном этапе углубиться в медитативные размышления над этой мантрой. И впоследствии для каждого практикующего она обретает свой смысл, и в лотосе его сознания начинает сиять драгоценная жемчужина — природа Будды.
Значение лотоса в буддизме с трудом укладывается в какие-то определённые концепции, так как школ и направлений в буддизме очень много. Но в большинстве из них лотос занимает центральное положение в символике и олицетворяет собой совершенство тела, речи и ума, которое достигается в тот момент, когда мы осознаём в себе наличие той чистой неизменной изначальной природы — природы Будды. То есть, так или иначе, все живые существа уже имеют в себе само это состояние, но лишь в силу наличия омрачений и «клеш» это состояние не осознаётся на глубинном уровне.
Подобно тому, как тяжёлые серые тучи скрывают солнце, так и «клеши» скрывают в каждом живом существе природу Будды. И когда лотос нашего сердца раскрывается всеми своими благородными качествами, драгоценная жемчужина светом своего сияния озаряет всё вокруг и вдохновляет других встать на путь самосовершенствования. И в этом и есть путь бодхисаттвы, а жемчужиной, сияющей в цветке лотоса, можно назвать бодхичитту — добродетельный настрой ума, который бодхисаттва неустанно взращивает в себе бессчётные кальпы.
Лотос в буддизме — это символ победы над своими извечными врагами — вездесущими «клешами», которые на самом деле и являются причиной всех наших страданий и нашим главным препятствием на пути к обретению состояния совершенства — состояния Будды. На самом деле, всё, что мы можем делать, — это работать со своим умом. Не стоит пытаться изменить этот совершенный мир, ведь лишь в силу собственного несовершенства мы видим его несовершенным. И чтобы увидеть этот мир таким, каким видел его Татхагата, следует неустанно трудиться над тем, чтобы лотос нашего сердца раскрылся тысячей совершенных качеств. Преодолевая болотную тину дна озера, из которого произрастает лотос нашего сознания, мы движемся в самом верном направлении — от несовершенства к совершенству. И именно это стремление и это движение нам, с помощью цветка лотоса, указывает сама природа.