Дриглам Намжа — официальные правила поведения и этикета в Бутане, определяющие дресс-код жителей, регулирующие количество культурных ценностей, таких как искусство и архитектура, а также регламентирующие изучение национального языка (дзонг-кэ). Само название «Дриглам Намжа» можно перевести как «Основные правила дисциплинарного поведения».
Правила Дриглам Намжа ввёл в семнадцатом веке основатель Бутана Шабдрунг Нгаванг Намгьял, который стремился объединить страну не только политически, но и культурно. Он установил главные принципы построения крепостей (дзонгов), ввёл традиционные фестивали цечу и религиозные танцы цам.
На сегодняшний день Бутан — это единственная страна в мире, где местное население обязано носить национальную одежду. Без национальной одежды жителя Бутана не пустят ни в государственное учреждение, ни в монастырь или другое приличное место — это нарушение общественного этикета (к туристам не относится).
Согласно Дриглам Намжа, мужчины обязаны носить верхнюю одежду (гхо). Гхо представляет собой удлинённый до колен халат, который мужчины подпоясывают ремнём «керой» таким образом, чтобы спереди сформировался карман, в который бутанцы кладут миску и другие личные вещи.
Мужчины обязаны надевать национальный костюм, направляясь в храм, больницу, школу, а также заключая любые деловые соглашения. Полиция строго следит за соблюдением официального этикета страны.
Национальный женский костюм напоминает индийское сари и называется «кира». «Кира» — это прямоугольное полотно из тонкой плетеной ткани, которое женщины обматывают вокруг тела. Как правило, «кира» украшается традиционной вышивкой ярких цветов. Её закрепляют на плечах богато украшенными металлическими брошками, которые называют «комасами». Обычно под «кира» надевают блузу «вонжу». Поверх кира они могут надевать короткий жакет тего.
Повседневные гхо и кира изготавливаются из хлопка или шерсти, в зависимости от сезона, с рисунком в простую полоску или в натуральных цветах. В особых случаях и по праздникам можно надевать кира (реже гхо) из красочного узорчатого шёлка.
При посещении дзонгов или на высоком официальном уровне действуют дополнительные правила, согласно которым мужчины должны надевать шёлковый шарф кабни, а женщины — узкую вышитую ткань, накинутую на левое плечо, рачу.
Национальная одежда в Бутане не только служит пропуском в общественные места, но и способствует определению статуса своего владельца. Например, расцветка традиционного шарфа сразу дает понять, кто перед вами: аристократия носит шарфы желтого цвета, чиновники – красного, рядовые граждане – белого.
Дриглам Намжа также описывают традиционные правила строительства дзонгов (укреплённых монастырей). При этом не существует никаких конкретных планов, чертежей, а во время строительства запрещено использовать гвозди. Крепость возводят, под руководством ламы, граждане страны, что является частью их налоговых обязательств перед государством.
Строить в стране можно только в традиционном бутанском стиле. Для проектирования есть специальный свод правил, которые нельзя нарушать, для этого существуют специальные архитекторы. Если вы построили дом с нарушением правил — правительство его снесет, чтобы он не портил вид и не мешал людям радоваться. Самовольничать нельзя даже на своей земле.
Приглашаем вас в йога-тур «Освоение методик воспоминания прошлых жизней в местах силы»в Бутан и Непал
Тур проводит преподаватель клуба OUM.RU Андрей Верба