Содержание
В городе Капилавасту в V веке до н. э. начинал свой жизненный путь один из величайших учителей всех времён — Будда Шакьямуни (Гаутама).
Своё название город получил от мудреца Капилы, основателя философии индийского дуализма — санкхьи.
Город Капилы был столицей царства Шакьев, именно в этом роду воплотился Будда. Шакья представляли древнюю правящую династию Икшваку, к этой же династии относится и другая великая личность далёкого прошлого — Рама.
И Будде Шакьямуни, и Раме мудрецы предрекали два варианта судьбы — стать могущественным духовным учителем или выдающимся, талантливейшим правителем. Рама выбрал путь воина и правителя, а Будда — святого мудреца. Город Капилавасту признаётся святыней многими почитателями учения Будды, хотя мнения о его исконном местонахождении разнятся.
Где находится Капилавасту
В настоящее время Капилавасту на карте можно увидеть на территории Непала. Там находятся археологические раскопки Тилауракот, где, по мнению непальских археологов, и располагаются руины древней столицы государства Шакьев. Однако их индийские коллеги придерживаются иного мнения, считая, что родина Будды Гаутамы находится на территории северного индийского штата Уттар-Прадеш. Здесь вблизи деревни Пипрахава в 70-х годах прошлого века найдены части зданий монастыря, других сооружений и ступа, которые датированы периодом жизни Будды.
От сада Лумбини — общепризнанного места рождения Будды Шакьямуни — оба претендента на звание древнего Капилавасту находятся в нескольких десятках километров.
Спор археологов до сих пор не разрешён. Известно, что непальские власти просили ЮНЕСКО присвоить месту раскопок Тилауракот статус объекта Всемирного наследия под названием «Капилавасту», но на июнь 2023 года этот статус не присвоен. Возможно, с этим медлят потому, что с обеих сторон участниками спора приводятся правдоподобные аргументы.
Основание города
По одной из версий, основателем города Капилы был царь Икшваку. Согласно индийской мифологии, он был сыном одного из прародителей человеческого рода — Вайвасваты Ману.
Икшваку реализовывал различные проекты для процветания своего народа, Капилавасту стал одним из таких замыслов. Однако это произошло задолго до рождения мудреца Капилы, значит, изначальное, но утраченное название этого города было иным.
Другая версия повествует о том, как сам мудрец Капила предложил изгнанным принцам построить на этом месте своё поселение. Эти принцы были сыновьями царя Паталы — Вирудхаки, который после смерти своей жены захотел жениться снова. Но из-за того, что у него уже были наследники престола, никакие цари не хотели отдавать своих дочерей ему в жёны. И только после обещания Вирудхаки, что родившийся сын станет наследным принцем, для него нашлась невеста.
Обещание пришлось выполнять: родился именно сын, а тесть уже грозил войной, если Вирудхака не сдержит данное слово. И Вирудхака пошёл на подлую хитрость: он вынудил своих сыновей нарушить правила игры на музыкальных инструментах, вследствие чего изгнал их вместе со свитой из города. Царевичи поселились у подножья Гималайских гор рядом с ашрамом мудреца Капилы, который позднее и указал им на место постройки нового поселения. Позднее их стали называть Шакья, то есть ‘смелыми’. Они и стали отцами-основателями рода Шакьев.
Историки о роде Шакья
Примечательно, что некоторые историки считают сомнительным царское происхождение Шакьев. Город Капилавасту не был крупным политическим игроком, на что указывает в том числе подконтрольность соседнему царству Кошалы. По другой версии, род Шакьев был знатным, но отец Будды был больше вождём племени, чем царём, а также имел право решающего голоса на собрании соседних племён.
Историк Джон Кей в своей книге «История Индии» пишет:
«[Будда]…был кшатрием, сыном Шуддходаны, раджи из рода Шакья. Его государство представляло собой одну из ганасангх республиканского типа, и раджей в нём было много. Поскольку их глава избирался, титул принца, который приписывают Сиддхартхе легенды, следует считать выдумкой. Более того, Капилавасту — столица Шакья — не была главным политическим центром, являлась всего лишь одним из городов на Северном пути. Она лежит на юге современного Непала. Для Будды торговля и ремёсла были гораздо привычнее придворных церемоний. Богатство, от которого он внезапно отказался, оставив жену и детей, вполне могло существовать в действительности. Подобная роскошь встречалась в процветающих городах, таких как Вайшали (столица личчхавов), Кошала (Сарасвати) или Раджагриха (Магадха)».
Жизнь Будды в Капилавасту
Во время рождения Сиддхартхи — будущего Будды Шакьямуни — царством Шакьев правил его отец Шуддходана. Узнав о пророчестве, по которому его сын может вместо наследования трона выбрать путь духовного лидера, Шуддходана попытался оградить сына от любых переживаний, которые могут спровоцировать духовные поиски. Но его замысел потерпел крах, когда в свои двадцать девять лет принц осознал всё непостоянство бытия и тщетность такой праздной жизни.
По легенде, в Капилавасту Сиддхартха жил не выходя из дворца, окружённый роскошью и удовольствиями и ограждённый от любых жизненных трудностей и горестей. На 29-м году жизни у него были жена и сын. И однажды он всё-таки покинул дворец вместе со своим возничим. Отправившись на колеснице в город, принц столкнулся с четырьмя обстоятельствами («зрелищами»), которые произвели на него глубочайшее впечатление.
Начало духовных поисков
Встретив впервые на пути больного человека, Сиддхартха узнал о том, что люди могут болеть, испытывая сильные страдания плоти и души.
Второе обстоятельство настигло его, когда он увидел немощного старика, благодаря чему он осознал неотвратимость старческой дряхлости и беспомощности.
И третье — вид безжизненного, мёртвого тела — потрясло царевича до глубины души…
Четвёртым обстоятельством на пути принца стала встреча с аскетом, который посвятил свою жизнь поиску причин страданий людей.
Благодаря последнему «зрелищу» Сиддхартха принял решение оставить прежнюю жизнь и найти способ избавления от страданий для всего человечества. На следующий после прогулки день он ушёл из города, остриг волосы и предался духовным поискам. Через несколько лет исканий, практик, обучений и аскез принц Сиддхартха обрёл просветление и стал Буддой, то есть «Пробуждённым».
Возвращение в Капилавасту
Вскоре после духовной реализации Будда Гаутама вернулся в родное поселение, где ему оказали радостный, почётный приём. После общения с Буддой его сын, брат, парикмахер и двоюродные братья захотели посвятить свою жизнь монашеству. В родном городе Будды начала формироваться монашеская община.
Разрушение поселения рода Шакьев
Ещё при жизни Будды Капилавасту был захвачен и разрушен правителем могущественного царства Кошалы. Многие жители и представители династии Шакьев были физически уничтожены. Причиной такой жестокости стала месть царя Кошалы — Видудабхи.
В «Джатаке о любви к родичам» рассказывается история о том, как могущественное царство Кошалы захотело породниться с древним родом Шакьев: они попросили чистокровную невесту для своего принца, представительницу правящего клана. Последние не смогли отказать, так как находились под политическим влиянием Кошалы. Но и смешивать кровь с другим родом тоже не желали.
Тогда царь принял решение отдать под видом девушки из рода Шакьев внебрачную дочь, которую родила его рабыня. В царстве Кошалы обмана не заметили, и вскоре появился наследник, назвали его Видудабхой. В 16 лет Видудабха обнаружил обман и поклялся омыть кровью город, что и сделал после того, как стал царём. После набега наследников не осталось, род Шакьев постепенно угас, сородичи Будды были рассеяны по территории Древней Индии. Согласно буддийским источникам, Будда плакал, узнав эту страшную весть…
Будда пытается предотвратить беду
В соответствии с «Жизнеописанием Будды» архимандрита Палладия, ещё до нападения Видудабхи к Будде приходили представители его рода с просьбой повлиять на решение правителя Кошалы. На тот момент Будда Шакьямуни был почитаемым во многих землях великим мудрецом, и у них была надежда на то, что он сможет отговорить царя от навлечения бедствия на весь род Шакьев.
Попытка была сделана, когда Видудабха вышел в поход на Капилавасту, и на пути следования его войска Будда сел под сухим деревом у дороги. Узнав Будду, Видудабха поинтересовался, почему он выбрал дерево, которое не защитит его от солнечного жара. Ответ последовал в форме пословицы в надежде на то, что грозный царь переменит своё решение: «Зачем искать тенистого дерева тому, у кого есть кров родных?». Но должного эффекта эта попытка не произвела.
Во время разрушения города Будда находился неподалёку и слышал звуки битвы, крики и стенания людей. Нападение отличалось лютой свирепостью. После того, как войско Кошалы покинуло поселение, Будда пошёл туда и бродил по руинам города среди мёртвых и умирающих. Находящихся в предсмертных муках он старался утешить сострадательными речами и успокаивающими рассказами о жизни после смерти. Спустя немного времени с тех пор, как Капилавасту был разгромлен, Будда оставил этот мир в городе Кушинагар, одарив весь мир величайшими духовными знаниями на тысячелетия вперёд.
По мифической родословной из Синей Летописи известно, что когда Будда гостил у отца (раджи Шуддходаны), к нему обратились с вопросом: «Откуда произошел их род». Тогда Будда попросил Маудгальяяну рассказать историю Шакья. Маудгальяяна вошёл в транс и узрел всю историю Шакья, которую и поведал… Во время завершения предыдущей кальпы, живые существа переродились Богами ограниченного сияния....