Измени себя — изменится Мир вокруг

Канкхейя сутта: В замешательстве

Однажды Достопочтенный Ломасавангиса пребывал среди Сакьев в Капилаваттху в Парке Нигродхи. И тогда Маханама из клана Сакьев подошёл к Достопочтенному Ломасавангисе, поклонился ему, сел рядом и сказал ему:

«Так ли оно, Господин, что пребывание ученика тождественно пребыванию Татхагаты, или же пребывание ученика – это одно, а пребывание Татхагаты – нечто иное?»

«Не так оно, друг Маханама, что пребывание ученика тождественно пребыванию Татхагаты. Напротив, пребывание ученика – это одно, а пребывание Татхагаты – нечто иное.

Друг Маханама, те монахи, которые [ещё] ученики, не достигшие идеала своего ума, которые пребывают в устремлении к непревзойдённой защите от подневольности, пребывают, [временно] отбросив пять помех. Какие пять?

  1. чувственное желание,
  2. недоброжелательность,
  3. лень и апатию,
  4. неугомонность и сожаление,
  5. сомнение.

Те монахи, которые [ещё] ученики… пребывают, отбросив пять помех.

Но, друг Маханама, что касается тех монахов, которые араханты, чьи пятна [умственных загрязнений] уничтожены, которые прожили святую жизнь, сделали то, что следовало сделать, сбросили тяжкий груз, достигли цели, всецело уничтожили оковы существования, полностью освободившись посредством окончательного знания – то пять помех [в их случае] были отброшены, вырваны с корнем, сделаны подобными обрубку пальмы, уничтожены так, что не могут более возникнуть в будущем. Какие пять? Чувственное желание, недоброжелательность, лень и апатия, неугомонность и сожаление, сомнение. Что касается тех монахов, которые араханты… то пять помех [в их случае] были отброшены… не могут более возникнуть в будущем.

И следующим способом тоже, друг Маханама, можно понять, почему пребывание ученика – это одно, а пребывание Татхагаты – иное. Однажды, друг Маханама, Благословенный пребывал в Иччханангале в Лесу Иччханангалы. Там Благословенный обратился к монахам: «Монахи, я хочу уйти в затворничество на три месяца.

  1. Делая долгий вдох, я знаю: «Я делаю долгий вдох»; или, делая долгий выдох, я знаю: «Я делаю долгий выдох».
  2. Делая короткий вдох, я знаю: «Я делаю короткий вдох»; или, делая короткий выдох, я знаю: «Я делаю короткий выдох».
  3. Я знаю: «Ощущая всё тело, я буду вдыхать»; я знаю: «Ощущая всё тело, я буду выдыхать».
  4. Я знаю: «Успокаивая телесную формацию, я буду вдыхать»; я знаю: «Успокаивая телесную формацию, я буду выдыхать».
  5. Я знаю: «Ощущая восторг, я буду вдыхать»; я знаю: «Ощущая восторг, я буду выдыхать».
  6. Я знаю: «Ощущая удовольствие, я буду вдыхать»; я знаю: «Ощущая удовольствие, я буду выдыхать».
  7. Я знаю: «Ощущая умственную формацию, я буду вдыхать»; я знаю: «Ощущая умственную формацию, я буду выдыхать».
  8. Я знаю: «Успокаивая умственную формацию, я буду вдыхать»; я знаю: «Успокаивая умственную формацию, я буду выдыхать».
  9. Я знаю: «Ощущая ум, я буду вдыхать»; я знаю: «Ощущая ум, я буду выдыхать».
  10. Я знаю: «Радуя ум, я буду вдыхать»; я знаю: «Радуя ум, я буду выдыхать».
  11. Я знаю: «Сосредотачивая ум, я буду вдыхать»; я знаю: «Сосредотачивая ум, я буду выдыхать».
  12. Я знаю: «Освобождая ум, я буду вдыхать»; я знаю: «Освобождая ум, я буду выдыхать».
  13. Я знаю: «Созерцая непостоянство, я буду вдыхать»; я знаю: «Созерцая непостоянство, я буду выдыхать».
  14. Я знаю: «Созерцая угасание, я буду вдыхать»; я знаю: «Созерцая угасание, я буду выдыхать».
  15. Я знаю: «Созерцая прекращение, я буду вдыхать»; я знаю: «Созерцая прекращение, я буду выдыхать».
  16. Я знаю: «Созерцая оставление, я буду вдыхать»; я знаю: «Созерцая оставление, я буду выдыхать».

Если кто-либо, монахи, говорил бы о чём-либо правдиво так: «Это – благородное пребывание, божественное пребывание, пребывание Татхагаты» – то он бы правдиво так сказал [именно] о сосредоточении осознанности к дыханию».

Таким способом, друг Маханама, можно понять, почему пребывание ученика – это одно, а пребывание Татхагаты – иное».

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите смахните вправо
Примечания
  •  ↩ Телесная формация – это вдох и выдох (СН 41.6)
  •  ↩ Согласно Висуддхимагге, восторг (пити) переживается, когда практикующий вошёл в первую или вторую джханы. После выхода из них, он постигает прозрением восторг, связанный с джханой, на предмет происхождения и исчезновения. Счастье (сукха) достигается в нижних трёх джханах. После выхода из них оно также аналогичным образом становится объектом для прозрения.
  •  ↩ Умственные формации (читта-санкхара) – это чувство и восприятие (ведана и саннья). Они присутствуют во всех четырёх джханах.
  •  ↩ Согласно Висуддхимагге, "Ощущая ум" следует понимать посредством четырёх джхан. Ум "радуется" достижением первых двух джхан, сопровождаемых восторгом, или же посредством прозрения в них (когда они видятся как подверженные происхождению и исчезновению). "Сосредотачивая ум" означает либо сосредоточение в джхане, либо мгновенное сосредоточение в момент прозрения. "Освобождая ум" означает освобождение его от помех, либо от более грубых джхановых факторов по мере продвижения к более глубоким состояниям сосредоточения, либо от искажений познания путём прямого знания (в момент прозрения).
  •  ↩ Согласно Висуддхимагге, "Созерцание непостоянства" означает созерцание 5 совокупностей как непостоянных, так как они возникают и угасают и постоянно меняются и подвержены ежемгновенному распаду. Эта тетрада связана целиком с прозрением, в отличие от предыдущих трёх, которые можно трактовать и как медитацию успокоения, и как медитацию прозрения. "Созерцание угасания" и "созерцание прекращения" можно понимать как прозрение в природу мгновенного распада и прекращения феноменов, а также как сверхмирской путь, который приводит к достижению ниббаны как угасания жажды и прекращения формаций. "Созерцание оставления" – это отбрасывание загрязнений ума посредством прозрения и вхождения в ниббану.
Благодарности и пожелания