Однажды Достопочтенный Ломасавангиса пребывал среди Сакьев в Капилаваттху в Парке Нигродхи. И тогда Маханама из клана Сакьев подошёл к Достопочтенному Ломасавангисе, поклонился ему, сел рядом и сказал ему:
«Так ли оно, Господин, что пребывание ученика тождественно пребыванию Татхагаты, или же пребывание ученика – это одно, а пребывание Татхагаты – нечто иное?»
«Не так оно, друг Маханама, что пребывание ученика тождественно пребыванию Татхагаты. Напротив, пребывание ученика – это одно, а пребывание Татхагаты – нечто иное.
Друг Маханама, те монахи, которые [ещё] ученики, не достигшие идеала своего ума, которые пребывают в устремлении к непревзойдённой защите от подневольности, пребывают, [временно] отбросив пять помех. Какие пять?
- чувственное желание,
- недоброжелательность,
- лень и апатию,
- неугомонность и сожаление,
- сомнение.
Те монахи, которые [ещё] ученики… пребывают, отбросив пять помех.
Но, друг Маханама, что касается тех монахов, которые араханты, чьи пятна [умственных загрязнений] уничтожены, которые прожили святую жизнь, сделали то, что следовало сделать, сбросили тяжкий груз, достигли цели, всецело уничтожили оковы существования, полностью освободившись посредством окончательного знания – то пять помех [в их случае] были отброшены, вырваны с корнем, сделаны подобными обрубку пальмы, уничтожены так, что не могут более возникнуть в будущем. Какие пять? Чувственное желание, недоброжелательность, лень и апатия, неугомонность и сожаление, сомнение. Что касается тех монахов, которые араханты… то пять помех [в их случае] были отброшены… не могут более возникнуть в будущем.
И следующим способом тоже, друг Маханама, можно понять, почему пребывание ученика – это одно, а пребывание Татхагаты – иное. Однажды, друг Маханама, Благословенный пребывал в Иччханангале в Лесу Иччханангалы. Там Благословенный обратился к монахам: «Монахи, я хочу уйти в затворничество на три месяца.
- Делая долгий вдох, я знаю: «Я делаю долгий вдох»; или, делая долгий выдох, я знаю: «Я делаю долгий выдох».
- Делая короткий вдох, я знаю: «Я делаю короткий вдох»; или, делая короткий выдох, я знаю: «Я делаю короткий выдох».
- Я знаю: «Ощущая всё тело, я буду вдыхать»; я знаю: «Ощущая всё тело, я буду выдыхать».
- Я знаю: «Успокаивая телесную формацию, я буду вдыхать»; я знаю: «Успокаивая телесную формацию, я буду выдыхать»1.
- Я знаю: «Ощущая восторг, я буду вдыхать»; я знаю: «Ощущая восторг, я буду выдыхать».
- Я знаю: «Ощущая удовольствие, я буду вдыхать»; я знаю: «Ощущая удовольствие, я буду выдыхать»2.
- Я знаю: «Ощущая умственную формацию, я буду вдыхать»; я знаю: «Ощущая умственную формацию, я буду выдыхать»3.
- Я знаю: «Успокаивая умственную формацию, я буду вдыхать»; я знаю: «Успокаивая умственную формацию, я буду выдыхать».
- Я знаю: «Ощущая ум, я буду вдыхать»; я знаю: «Ощущая ум, я буду выдыхать».
- Я знаю: «Радуя ум, я буду вдыхать»; я знаю: «Радуя ум, я буду выдыхать».
- Я знаю: «Сосредотачивая ум, я буду вдыхать»; я знаю: «Сосредотачивая ум, я буду выдыхать».
- Я знаю: «Освобождая ум, я буду вдыхать»; я знаю: «Освобождая ум, я буду выдыхать»4.
- Я знаю: «Созерцая непостоянство, я буду вдыхать»; я знаю: «Созерцая непостоянство, я буду выдыхать».
- Я знаю: «Созерцая угасание, я буду вдыхать»; я знаю: «Созерцая угасание, я буду выдыхать».
- Я знаю: «Созерцая прекращение, я буду вдыхать»; я знаю: «Созерцая прекращение, я буду выдыхать».
- Я знаю: «Созерцая оставление, я буду вдыхать»; я знаю: «Созерцая оставление, я буду выдыхать»5.
Если кто-либо, монахи, говорил бы о чём-либо правдиво так: «Это – благородное пребывание, божественное пребывание, пребывание Татхагаты» – то он бы правдиво так сказал [именно] о сосредоточении осознанности к дыханию».
Таким способом, друг Маханама, можно понять, почему пребывание ученика – это одно, а пребывание Татхагаты – иное».