Буддизм — религиозно-философское учение, которое распространено по всему миру. В нашей стране также много последователей Учения Будды, однако для большинства людей Будда — это какой-то то ли индийский философ, то ли китайский бог, который к нашей культуре якобы не имеет никакого отношения. Но это большое заблуждение. В целом, представление о буддизме у большинства людей весьма искажённое и обусловленное разного рода стереотипами о том, что буддизм, дескать, проповедует безразличное отношение к реальной жизни, отказ от всего на свете и призывает чуть ли не бросить всё и, обернувшись простынёй, «сидеть под деревом», равномерно дыша носом. Это также не более чем стереотип.
Будда Шакьямуни, который посетил наш мир 2500 лет назад, во-первых, как ни странно прозвучит, вовсе не является основателем буддизма. Принц Сиддхартха (которого впоследствии стали называть Буддой), покинув царский дворец, несколько лет посвятил практике йоги и медитации, чтобы найти путь освобождения от страданий. И, познав Истину, просто делился опытом со своими последователями. То же, что сегодня мы знаем как буддизм, — уже весьма видоизменённая форма Учения Будды, и больше напоминает религию, нежели философско-практическое учение о мироустройстве. Во-вторых, Будда имеет прямое отношение к нашей культуре.
Есть реальные исторические свидетельства о том, что род Шакья (выходцем из которого является Принц Сиддхартха, ставший Буддой) в своё время жил не где-нибудь, а на территории современной Украины, если быть точнее, в районе современного Запорожья. Потом, под влиянием различных причин, рода Шакья был вынужден переместиться на территорию Индии, где уже и родился Принц Сиддхартха. Получается, что род Шакья жил на территории славянских народов и имеет прямое отношение к нашей культуре.
Таким образом, заявления о том, что Учение Будды — это «чужая культура», не имеют под собой никакого основанияю. И самый главный парадокс состоит в следующем: в христианской традиции, последователи которой в большинстве своём негативно относятся к личности Будды и его Учению, описывается история некоего индийского царевича Иоасафа, который православной церковью почитается как святой. И история царевича Иоасафа практически на 100 % совпадает с жизнеописанием Будды Шакьямуни. В «Католической энциклопедии» редакции 1913-го года можно прочитать о том, что история царевича Иоасафа — это переработанное христианскими богословами сказание о Будде Шакьямуни. Поэтому утверждения о том, что Учение Будды — это «чужая культура», не выдерживают абсолютно никакой критики.
Факты о буддизме
Недостаток информации об Учении Будды порождает множество стереотипов и домыслов. Наиболее распространён стереотип, что буддизм призывает к бездействию, дескать, «всё есть страдание», поэтому какой смысл вообще что-либо делать? Но это также большое заблуждение. Будда, давая своё Учение, трижды повернул «Колесо Дхармы», то есть дал три версии своего Учения, и каждая из них была более совершенной версией предыдущей.
Если первый поворот Колеса Дхармы призывает стремиться к личному Освобождению от страданий, сосредоточиться на личной практике и главной целью объявляется нирвана, то второй поворот Колеса Дхармы предлагает своим последователям идею о Пути Бодхисаттвы. Бодхисаттва — это существо, которое зародило в себе стремление достичь состояния Будды, но не ради личного блага, а ради блага всех живых существ. Этим последователи Махаяны отличаются от последователей Хинаяны. Если вторые стремятся только к личному Освобождению, то Путь Бодхисаттвы состоит в том, чтобы стремиться освободить как можно большее количество живых существ из Сансары, круговорота перерождений. Таким образом, утверждение о том, что Учение Будды призывает к бездействию и праздному времяпровождению под деревом, — это заблуждение. Будда не призывал к практике ради самой практики. В первой своей проповеди он призывал своих последователей практиковать, чтобы освободиться от страданий, но не для того, чтобы провести остаток жизни, «сидя под деревом», а для того, чтобы жизнь была более гармоничной, эффективной и в ней было как можно меньше страданий.
Что же касается Пути Бодхисаттвы, о котором Будда говорил в своей проповеди на горе Гридхракута, то целью практики и вовсе считается служение всем живым существам. Будда призывал последователей неустанно трудиться ради блага живых существ. И даже сказал знаменательную фразу, которая как нельзя лучше отражает суть его учения: «Будды дают учение только Бодхисаттвам». То есть речь идёт о том, что Будда учит только тех, кто затем будет применять его Учение ради освобождения всех живых существ от страданий, а не «сидеть под деревом». И эта концепция, как можно заметить, идёт в разрез с общепринятыми представлениями об Учении Будды среди большинства людей, которые часто формируют свой взгляд на буддизм на основе каких-то фильмов, общепринятых домыслов и так далее.
Самое интересное про буддизм
Наиболее же интересным является третий поворот Колеса Дхармы, на котором было основано Учение Ваджраяны, «алмазной колесницы». Ваджраяна также проповедует Путь Бодхисаттвы. Её философия очень схожа с философией Махаяны, но сами методики продвижения по Пути отличаются. Ваджраяна предлагает более эффективные методы практики, которые позволяют, согласно утверждениям последователей, достичь состояния Будды всего за одну жизнь. Что же предлагает нам Ваджраяна? Главным методом продвижения в Ваджраяне считаются концентрация на образе просветлённого существа и повторение мантры. Тут действует простой принцип: «О чём мы думаем, тем мы и становимся». И, концентрируясь на просветлённом существе, мы постепенно перенимаем его качества. А мантра позволяет более эффективно сосредоточить ум на энергии просветлённого существа, на котором мы концентрируемся. Одной из наиболее распространённых практик в Ваджраяне является концентрация на образе Бодхисаттвы Авалокитешвары, который является воплощением абсолютного сострадания всех Будд. А мантра Бодхисаттвы Авалокитешвары — ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ — это, своего рода, звуковой ключ, который позволяет раскрыть в себе качества Бодхисаттвы Авалокитешвары и сделать медитацию на его образ эффективной. Существует информация, что для достижения полного Просветления необходимо повторить мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ миллиард раз! По самым приблизительным подсчётам, даже при довольно быстрой скорости начитки, на это уйдёт около 140 лет!
Преимущественно среди тибетских буддистов считается, что Ваджраяна является наиболее совершенной версией Учения Будды, так как предлагает максимально эффективные методики движения по Пути. В Тибете популярно мнение, что сам Будда Шакьямуни дал лишь некоторые наставления, которые вошли в традицию Ваджраяны, а большая часть практик, наставлений и философских концепций была получена от других Будд, Бодхисаттв или была постигнута великими практиками во время глубоких медитаций. Обязательными условиями для практики учения Ваджраяны традиционно считаются мотивация Бодхисаттвы (сострадание ко всем живым существам), а также глубокое понимание и осознание таких концепций, как «пустотность» и «чистое видение».
Если говорить просто, то пустотность — это понимание того, что «форма есть пустота, а пустота есть форма». Более подробно эта концепция изложена в Сутре Сердца, в которой описана проповедь Бодхисаттвы Авалокитешвары на тему запредельной мудрости. Что касается чистого видения, речь идёт о восприятии вещей такими, какие они есть. Но это нужно понимать не просто на уровне ума. Это постигается путём глубоких медитативных опытов.
Можно сделать вывод, что Учение Будды гораздо более многогранно и увлекательно, чем традиционно принято считать в нашем обществе. Учение Будды — это не «сидеть под деревом» и «созерцать». Учение Будды — это, в первую очередь, путь развития в себе сострадания ко всем живым существам, это путь обретения контроля над своим умом, путь познания своего собственного мира и, самое главное — зарождения в себе мотивации эффективно жить ради блага всех живых существ.
Также интересна сама уникальность такого явления, как приход Будды в наш мир. На самом деле, Будда Шакьямуни — это далеко не первый Будда, который пришёл в мир, чтобы наставить живых существ в Дхарме. До него приходили Будды и будут приходить после него. Будда Шакьямуни — это лишь Будда нашей эпохи, поэтому именно он так популярен. И уникальность его прихода в том, что Будда в принципе не может прийти в Кали-югу. Потому что в этом нет смысла. Что такое период Кали-юги? Вся жизнь Вселенной делится на четыре этапа подобно тому, как год делится на времена года. Есть благостный период — Сатья-юга, — когда, проще говоря, у всех всё хорошо, все развиваются, никто никому не мешает жить. А есть тёмный период — Кали-юга, — когда все деградируют и у всех всё не очень хорошо. И есть два промежуточных периода. Так вот, Будде просто нет смысла приходить в Кали-югу, потому что его никто не сможет понять, — люди заняты, мягко говоря, несколько другими вещами: войнами, заработком денег, развлечениями и так далее. И приход Будды Шакьямуни в Кали-югу — это проявление величайшего сострадания к нашему миру со стороны этого просветлённого существа, который решил, несмотря ни на что, сделать попытку вырвать нас из тьмы невежества. И надо сказать, ему это неплохо удалось. Учение Будды является той путеводной звездой, которая многих ведёт к освобождению от страданий.
И для достижения совершенства на этом пути недостаточно постичь философские концепции. На этом пути важна практика. Одной из важнейших в буддизме является дыхательная практика Апанасати Хинаяна. Несмотря на свою кажущуюся простоту, она очень эффективна. Сам Будда Шакьямуни дал её своим ученикам. Есть даже такое мнение, что он сам достиг Просветления путём этой дыхательной практики, которую он выполнял на протяжении семи дней непрерывно. Неизвестно, насколько достоверно это утверждение, но даже ежедневная практика этого дыхательного упражнения по 30–60 минут даёт довольно серьёзные результаты. Суть состоит в наблюдении за своим дыханием и постепенным увеличением вдоха и выдоха. К примеру, вдох — пять секунд, выдох — пять секунд, затем вдох — шесть секунд, выдох — шесть секунд и так далее до момента ощущения дискомфорта. Затем следует уменьшать длительность вдоха и выдоха в обратном порядке. Эта практика позволяет повысить уровень осознанности, обрести состояние спокойствия и контроль над своим умом. А как говорил Будда Шакьямуни: «Нет счастья, равного спокойствию». И если поразмышлять над этими словами, то можно прийти к выводу, что так оно и есть. Ведь все причины страданий порождаются нашим беспокойным умом, который интерпретирует вполне нейтральные события как приятные или неприятные.