«Кто кажется безумцем...» — эту историю о брате-монахе, ученике архата Шарипутры, Учитель рассказал в роще Джеты. Как-то раз тот самый монах пришёл к Шарипутре и, поприветствовав своего наставника должным образом, сел подле него и попросил рассказать, как обеспечить себе уважение и материальный достаток, достаточный для приобретения одежды и тому подобного. Шарипутра ответил:
— Друг, существуют четыре качества, которыми должен обладать уважаемый, зажиточный человек:
1. Он должен забыть о скромности, стать абсолютно бесстыдным, отказаться от духовного звания и посвящения — другими словами, выглядеть в глазах окружающих безумцем, который грабит детей и ест их пищу, жаждет утех и не гнушается насилием;
2. Успешный человек должен уметь клеветать, чтобы отнять славу у других и возвысить себя;
3. Потенциальному богачу требуются незаурядные актёрские качества, чтобы, отбросив стыд, развлекать людей ради своей выгоды;
4. Речь такого человека должна изобиловать недобрыми и даже жестокими словами, ему следует быть болтливым и любопытным, чтобы распространять сплетни и слухи ради своего обогащения.
Таким было объяснение архата, как человеку добиться значительных материальных благ. Ученику такие условия оказались не по душе, он осудил столь сомнительный путь и ушёл.
А Шарипутра отправился к Будде, чтобы рассказать ему об этом случае. На что Почитаемый в мирах заявил:
— Этот брат уже не в первый раз порицает финансовое благополучие, он делал то же самое и раньше.
Затем по просьбе архата Шарипутры Благословенный поведал о былом.
— Давным-давно, когда в Бенаресе царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва родился в семье брахмана. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он уже овладел тремя Ведами и восемнадцатью достижениями высшего порядка, стал знаменитым учителем, под руководством которого обучались пятьсот юношей.
Однажды один их них, ведущий добродетельный образ жизни, обратился к своему учителю с вопросом:
— Как люди обретают богатство?
Учитель ответил:
— Друг мой, есть четыре качества, которые обеспечивают людям богатство.
И он продекламировал первую гатху:
Кто кажется безумцем и на других клевещет,
К актёрству дар имеет, болтлив, ведёт дурные речи, —
Глупцу такому достаётся и успех, и лёгкое обогащение;
Сей путь не для тебя, прими моё отеческое наставление.
Услышав слова учителя, ученик выразил осуждение корыстолюбия в следующих двух гатхах:
Позор тому, кто славу иль достаток добывает
Безнравственными действиями и прочими грехами!
Я предпочту жить подаянием, без крова,
Чтоб только не касаться жадности, порочности и злобы.
Таким образом юноша прославил преимущества духовной жизни. Вскоре он стал аскетом и собирал пожертвования как праведный монах, культивирующий в себе сверхъестественные способности и получающий знания высшего порядка, а когда пришёл его срок, отправился в мир Брахмы.
Когда Учитель закончил повествование, он соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— В те времена братом-монахом, порицающим корысть, был тот самый юноша, а его учителем был я сам.
Эта джатака учит, что любые обретения, достигнутые неправедным путём, недостойны и приносят лишь страдания. Лучше жить честно, даже если это означает скромное существование.
«Владея знанием о лучшем...» — эту историю о придворном царя Кошалы Учитель рассказал в роще Джеты. Придворный тот был очень предан царю и честно выполнял все свои обязанности. Польза, которую он приносил царству, была поистине велика; царь ценил это и оказывал мужчине большую честь. Другие придворные, завидуя такому успеху своего сослуживца, всеми силами старались опорочить его, сочиняя...