Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о совершенной Дхарме

«Владея знанием о лучшем...» — эту историю о придворном царя Кошалы Учитель рассказал в роще Джеты. Придворный тот был очень предан царю и честно выполнял все свои обязанности. Польза, которую он приносил царству, была поистине велика; царь ценил это и оказывал мужчине большую честь. Другие придворные, завидуя такому успеху своего сослуживца, всеми силами старались опорочить его, сочиняя всевозможную клевету.

И наступил день, когда царь поверил их словам и, не проведя должного расследования, совершенно бездоказательно бросил добродетельного и невиновного человека в темницу, заковав его в цепи. Однако, благодаря своей добродетели, оставшись в полном одиночестве, придворному удалось не только успокоить свой ум, но и достичь плодов первой стадии пробуждения, Сотапанны (состояние вошедшего в поток). Через какое-то время царь осознал свою ошибку, снял с достойного человека оковы и осыпал милостями больше прежнего.

После такого поворота событий придворный решил выразить своё почтение Учителю и, взяв с собой цветы и благовония, отправился в монастырь, где почтительно поклонился Будде и сел подле него. Почитаемый в мирах благосклонно заговорил с посетителем:

— Мы слышали, что у тебя были большие неприятности, — сказал он.

— Да, Учитель, но я превратил своё несчастье во благо: сидя в тюрьме, я обрёл плоды первой стадии пробуждения.

— Друг мой, — заметил Учитель,— ты не единственный, кто обратил зло в добро; мудрецы прошлого тоже были на это способны.

И тут Благословенный поведал о былом.

— Давным-давно, когда Бенаресом правил Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился царевичем. Возмужав и получив образование в Такшашиле, он унаследовал царский трон и всегда соблюдал десять правил высоконравственного правителя: раздавал милостыню, практиковал добродетель и соблюдал священный день.

Однажды случилось так, что некий придворный стал захаживать в царский гарем. Слуги заметили это и доложили царю о безнравственном поведении такого-то и такого-то. Царь расследовал дело и послал за нечестивцем.

— Никогда больше не показывайся мне на глаза, — сказал он и изгнал мужчину из дворца.

Тот отправился ко двору соседнего царя, и дальше всё произошло так, как описано в джатаке «О муже добродетельном» (№ 51). Слова изгнанника прошли тройную проверку, наконец, царь ему поверил, снарядил огромную армию и пошёл войной на Бенарес, намереваясь захватить его. Когда об этом узнали военачальники царя Бенареса, общим числом в пятьсот человек, они сказали царю следующее:

— Такой-то и такой-то царь идёт на нас войной, разоряя наши земли и намереваясь захватить Бенарес. Мы пойдём и схватим его!

— Зачем мне царство, для сохранения которого требуется причинять кому-либо вред? — задумался царь. — Не предпринимайте никаких действий.

Вскоре захватчики окружили город. И снова придворные обратились к царю и сказали:

— Повелитель, прислушайся к нашим советам, позволь нам схватить царя-противника!

— Ничего не поделаешь, — был ответ, — откройте городские ворота.

Затем царь занял своё место на троне и с торжественным видом, окружённый придворными, стал ожидать захватчиков.

Те не заставили себя ждать, вошли в город, перебили стражников у всех четырёх ворот и поднялись в тронный зал. Там они взяли в плен царя со всеми его придворными, заковали их в цепи и бросили в темницу. Сидя в темнице, царь Бенареса почувствовал жалость к царю-захватчику, сочувствие к врагу буквально переполняло его. И это всепоглощающее чувство вызвало острую боль в теле горе-завоевателя, он будто весь горел изнутри, объятый сильным пламенем. Испытывая нестерпимые муки, он спросил, в чём причина.

Ему ответили:

— Ты бросил в темницу праведного царя — в этом причина твоих мучений.

Царь-захватчик немедленно попросил прощения у Бодхисаттвы и вернул ему царство со словами:

— Да будет твоё царство вновь твоим. Впредь я буду защищать тебя от врагов.

После этого он наказал порочного советника и вернулся восвояси.

Тем временем Бодхисаттва в праздничном одеянии расположился в богато украшенном тронном зале на высоком помосте под белым зонтом, вокруг него собрались его приближённые, к которым он обратился следующими двумя гатхами:

Владея знанием о лучшем, что строит мироздание,
На практике я Дхарму применил;
Имея в сердце лишь покой и сострадание,
Я сотни жизней сохранил.

О люди царства Каши, коль скоро миру проявляете
Сочувствие, гуманность и прощение,
Тогда, когда придёт ваш срок, на небеса вы попадаете.
Услышьте это Дхармы наставление!

Таким образом, будучи существом высшего порядка, Бодхисаттва прославлял добродетель, сострадая великому множеству людей, и, оставив свой белый зонт в огромном, размером в двенадцать йоджан, городе Бенаресе, удалился в Гималаи, где и посвятил жизнь саморазвитию, став аскетом.

Затем Учитель, в своей совершенной мудрости, продекламировал третью гатху:

Вот вам мои слова, которые сказал
Я, будучи правителем великим Бенареса;
Сложил тогда царь Камса лук, стрелу в колчан убрал;
Всё ради жизни праведной в аскезах.

Когда Учитель закончил повествование, он соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:

— В те времена Ананда был царём-захватчиком, а царём Бенареса был я сам.

Это интересно
Джатака о жадном монахе

«Что за хохлатую цаплю я вижу...» — эту историю о жадном монахе Учитель рассказал в Джетаване. Как-то раз жадного брата пригласили на встречу с Благословенным, и тот сказал: — Не только в этой жизни он жаден, он и раньше был таким, и за жадность свою поплатился жизнью, и по его вине мудрецы прошлого были изгнаны из своих жилищ. Затем Почитаемый в мирах рассказал о былом. — Давным-давно в...