«Вьющееся растение Асавати…» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, по поводу соблазнения прежней женой. Это событие будет рассказано в джатаке о чувствах1.
Когда же он так спросил монаха, действительно ли правда, что тот разочарован и, получив ответ: «Это так, Бхагаван», он далее спросил: «Кто тебя разочаровал?», и тот ответил: «Моя бывшая жена, Бхагаван». Затем Учитель сказал: «О аскет, эта женщина опять наносит тебе ущерб. В прошлом ты пожертвовал ради неё целое войско, состоявшее из четырёх отрядов, и жил три года в Гималаях, перенося большие страдания». После этих слов он поведал следующее событие из прошлого.
Когда в то время в Варанаси правил Брахмадатта, бодхисаттва перевоплотился в деревне в царстве Каши в семье брахмана. Когда он подрос и в Такшашиле выучился мастерствам, он занялся подвижничеством. Питаясь кореньями и плодами леса, он достиг осознанности и совершенства, пребывая в Гималаях.
В это время спустилось одно добродетельное существо из небес тридцати трёх Богов и перевоплотилось в образе девочки внутри цветка лотоса, который рос в одном из находящихся там лотосовых прудов. Когда же остальные лотосы постарели и осыпались, тот цветок приобрёл толстый стебель и оставался один. Тот аскет, который хотел искупаться, узрев её, подумал: «В то время как другие упали на дно, этот остаётся один стоять со своим толстым стеблем, из-за чего так?» Он приблизился к растению и открыл цветок лотоса. Там он увидел девочку. У него пробудились отцовские чувства, он привёл её в свой шалаш и вырастил. Впоследствии, когда ей исполнилось 16 лет, она стала очень красивой, превосходя человеческую красоту, но не достигая красоты Богов.
Однажды в то время приблизился Бог Шакра, чтобы прислужить аскету. Когда он увидел девочку, он спросил: «Откуда она?» — и, узнав, каким образом тот нашёл её, спросил: «В чём она нуждается, что ей необходимо?», — «Место для проживания, а также возможность одеваться, украшаться и питаться», — прозвучал ответ. «Хорошо, аскет», — сказал Шакра. На месте её жительства он создал дворец из хрусталя и сотворил затем для неё божественный лагерь, божественную одежду и украшения, а также божественные кушанья и напитки. Если она хотела подняться наверх, этот дворец спускался и оставался на земле, но, когда она поднималась наверх, он взлетал ввысь и находился в воздухе. Между тем, выполняя свои обязанности в общем и целом перед бодхисаттвой, она жила во дворце.
Однажды её узрел охотник. Тот спросил бодхисаттву: «Кем она вам приходится?» Услышав, что она его дочь, он отправился в Варанаси и сообщил царю: «О царь, в горах Гималая я видел такую-то дочь одного аскета». Тотчас, слушая, он влюбился в девушку, и, сделав охотника своим путеводителем, он выдвинулся в то место со своим войском, которое состояло из четырёх рядов. Здесь он разбил укреплённый лагерь и отправился в пустынь с охотником и министрами, которые окружали его. Он приветствовал бодхисаттву и сказал: «Господин, женщины — ведь грех для живущего в святости, я хочу вырастить вашу дочь».
Бодхисаттва же, так как он пребывал в сомнении по поводу содержимого цветка лотоса, шагая через воду, когда нашёл её, дал девочке имя Асамка («сомнение»). Поэтому он не сказал царю сразу: «Бери её с собой», а молвил: «О великий царь, если ты знаешь имя этой девочки, тогда ты можешь забрать её с собой». Царь возразил: «Если вы мне его сообщите, я буду его знать». Но бодхисаттва ответил: «Я не скажу имя. Если ты его знаешь, тогда бери её с собой».
Царь согласился и с того времени размышлял со своими министрами, какое же у неё имя. Он изложил трудно разгадываемые имена и сказал бодхисаттве: «Её зовут так», но бодхисаттва ему отказал словами: «Её так не зовут».
Пока царь так размышлял над её именем, прошёл год. Слоны, лошади и люди были убиты львами и другими хищниками, возникла опасность из-за змей и комаров, измученные жарой, многие умерли. Тогда царь обратился к бодхисаттве: «Я тут попусту трачу время» — и стал собираться обратно. Девочка Асамка, однако, стояла перед открытым кристальным окном её дворца. Царь, увидев её, сказал: «Мы не можем разгадать твоё имя. Оставайся жить в Гималаях, а мы уезжаем».
Затем девочка сказала: «О махараджа, если ты уедешь, ты не найдёшь женщину, подобную мне. В мире тридцати трёх Богов в парке Цитталата2 находится одно вьющееся растение по имени Асавати [вызывающая удовольствие]. Внутри её плода находится божественный напиток, если кто-то один раз попробует его, тот останется на протяжении четырёх месяцев опьянённым лежать в божественной постели. Но это растение даёт плоды всего лишь раз в тысячу лет. Божественные сыновья, которые одержимы духовными напитками, сдерживают свою жажду к божественному напитку, так как они хотят получить плод оттуда, постоянно они ходят тысячу лет к этому растению, что бы убедиться, что оно здоровое. Ты же недоволен из-за одного единственного года. Велико счастье получать плод своего вожделения, не будь недовольным!» После этих слов она произнесла следующие три гатхи:
«Вьющееся растение Асавати
растёт в лесу Цитталата;
из него раз в тысячу лет
появляется только один плод.
Боги его навещают всегда,
когда даже плод ещё не созрел.
Прояви лишь терпение, о царь,
удовольствие, которое плод приносит, — это счастье.
Птица же тоже ждёт,
она ждёт, пернатая.
И желание её тоже сбывается,
даже если это долго длится.
Прояви только терпение, о царь,
удовольствие, которое плод приносит, — это счастье».
Посредством этих слов царь снова был пленён к ней. Он вновь собрал своих министров и искал её имя, всё время, гадая среди множества десяти имён. Так он пребывал там второй год. Но и среди десяти имён её имени не было, и когда он говорил: «Её зовут так», — бодхисаттва ему отказывал. Тогда царь снова сказал: «Что я с ней делаю?» — и хотел уехать. Та стала снова перед своим окном и проявила себя, но царь говорил: «Стой же ты там, а мы будем уезжать». «Почему ты уезжаешь, махараджа?». «Я не могу разгадать твоё имя». Затем девочка сказала: «О махараджа, почему ты не разгадаешь моё имя? Не существует желания, которое не могло бы быть исполнено. Один журавль, который стоял на вершине горы, получил своё желание. Почему бы ты не должен его получить? Прояви терпение, о махараджа. Как-то один журавль улетел ввысь и сел на вершину горы, после того как искал корм в лотосовом пруду. После того как он провёл там этот день, на следующий он подумал: «Я сижу уютно на этой вершине горы, если бы я в этот день, сидя здесь, не спускаясь отсюда, мог бы получить корм, пить воду и день просидеть здесь, это было бы, воистину, великолепно». В этот же день царь Богов Шакра вспугнул демонов и сохранил власть Богов на небесах Трайястримша3.
В это время он подумал: «Моё желание было выполнено, есть ли кто-то в лесу, чьё желание не было выполнено?» В то время, так размышляя, он увидел журавля и подумал: «Ему я исполню его желание». Недалеко от того места, где сидел журавль, была одна река. Шакра вздул волны этой реки таким образом, что они поднялись до вершины горы. Так журавль смог съесть своих рыб и выпить воды, и он остался там в этот день, вода же снова опустилась и удалилась. Таким образом, махараджа, такое желание журавля было исполнено, почему бы и твоё не должно быть выполнено?», — и снова она сказала: «Прояви терпение» — и т. д.4.
Когда царь услышал её слова, он снова влюбился в её красоту и был пленён её речью, будучи не в состоянии уехать. Он снова собрал своих министров и гадал из ста имён, но в то время как он искал их, прошёл следующий год. После истечения трёх лет он пришёл к бодхисаттве и спросил: «Господин, будет ли среди этих ста имён это и это её именем?» «Ты его не знаешь, махараджа», — был ответ. Затем царь сказал: «Теперь я пойду», — он попрощался с бодхисаттвой и отправился. Девочка Асамка снова стояла перед своим хрустальным окном. Увидев её, царь сказал: «Оставайся же, мы будем уезжать». «Почему же, махараджа?» Царь ответил: «Ты меня радуешь лишь своим голосом, а не любовным влечением. Пока я пребывал здесь, будучи пленён твоим сладким голосом, прошло три года. Теперь я пойду». После этих слов он произнёс следующие гатхи:
«Только голосом ты радуешь меня,
не порадовала ты меня желанием,
как журавли из Сераяки5
полны красоты, но без аромата.
Кто тщетно только сладкими словами
старается понравиться друзьям
и ничем ценным для этого не жертвует,
в конце теряет свою прелесть.
Только то, что хочешь сделать, обещай,
того, чего не сделаешь, не обещай.
Кто говорит всё время, ничего не делая,
того скоро узнают мудрецы.6
Воистину, разрушено моё войско,
также имущество моё закончилось;
я опасаюсь7 потерять свою жизнь.
Ах, теперь я уеду отсюда».
Когда девочка Асамка услышала слова царя, она ответила: «О махараджа, ты знаешь моё имя, ты только что его сказал. Скажи это имя моему отцу и бери меня с собой», и, обращаясь к царю, она сказала:
«Именно это моё имя,
меня так зовут, государь.
Так подойди сюда, махараджа,
с моим отцом я попрощаюсь».
Затем царь пошёл к бодхисаттве, поздоровался с ним и сказал: «Господин, вашу дочь зовут Асамка». Тот ответил: «После того как ты узнал её имя, забирай её с собой, о махараджа». Он попрощался с бодхисаттвой, подошёл к воротам хрустального дворца и воскликнул: «Дорогая, твой отец подарил тебя мне, подходи сейчас!» Она ответила: «Подожди, махараджа, я хочу попрощаться со своим отцом». Сказав эти слова, она спустилась со своего дворца, поприветствовала бодхисаттву, попросила у него прощения и подошла тогда к царю. Царь взял её с собой в Варанаси и жил с ней счастливо, радуясь сыновьям и дочерям. Бодхисаттва же достиг мира Брахмы, непрерывно погружаясь в экстаз.
После того как Учитель закончил то наставление и провозгласил арийские истины, он отождествил рассказ со следующими словами (в конце провозглашения истин тот недовольный монах же пришёл к результату изменения образа мыслей): «В то время девочка Асамка была ранней женой, царём был недовольный монах, аскетом же был я сам».