«Ты монах и не знаешь сладострастия…» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Тапода, в Раджагахе, по поводу Тхеры Самиддхи. Проведя всю ночь в стремлении к просветлению, Самиддхи искупался на рассвете. Для того чтобы вытереть своё тело цвета золота, он надел только нижнее бельё и держал верхнюю одежду в руке. Так как его тело, как и хорошо сработанная золотая чаша, было совершенно, его звали Cамиддхи (совершенство).
Когда одна небожительница увидела красоту его тела, её сердце привязалось к Самиддхи, и она обратилась к нему с такими словами:
— О монах, ты нежен, молод, ещё юноша с чёрными волосами, счастлив в расцвете молодости, красив, миловиден и прекрасен. Для чего такому, как ты, не попробовавшему сладострастия, становиться монахом? Отдайся сейчас страстям, потом ты можешь стать монахом и упражняться в добродетелях аскетов.
Но Тхера ответил:
— О небожительница, я не знаю времени и возраста своей смерти. Это скрыто от меня. Поэтому уже в своей молодости я упражняюсь в добродетелях аскетов и тем самым прекращу страдания.
Не услышав от Тхеры доброго слова, небожительница тут же исчезла.
Тхера же пришёл к Учителю и рассказал ему о случившемся. Тогда Учитель сказал:
— Не только ты, Тхера, был искушён сейчас небожительницей, но и раньше небожительницы искушали отшельников.
И после этих слов он, по просьбе Тхеры, рассказал о былом.
— Однажды, когда в Бенаресе правил Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился в семье брахмана в одной деревушке в царстве Каши. После того как он подрос и достиг совершенства во всех искусствах, Бодхисаттва отказался от страстей, оставил мирское ради отшельнической жизни, достиг осознаний и совершенств и жил в Гималаях возле одного озера. Проведя всю ночь в стремлении к просветлению и искупавшись на рассвете, он надел свою лыковою одежду и держал остальное в руке для того, чтобы вытереть своё тело. Небожительница увидела его обладающее высшей красотой тело, и её сердце привязалось к нему. Чтобы соблазнить его, она произнесла такую гатху:
Ты монах и не знаешь сладострастия,
И не наслаждался ты ещё;
Насладившись, стань монахом,
Только не упусти же ты время.
Услышав слова небожительницы, он сказал, чтобы разъяснить свои намерения:
Время смерти я не знаю:
Скрыто оно, неизвестно.
Потому я монах и не наслаждаюсь,
Чтобы не упустить время.
Услышав от Тхеры такие слова, небожительница тут же исчезла.
Закончив повествование, Учитель соотнёс перерождения, произнеся:
— Той небожительницей была та же, что и теперь, аскетом же был я.
«Царица я...» — эту историю о том, как Висакха, великая сестра-мирянка, известная под именем «Мать Мигары» (которое она получила после обращения в буддизм её тестя Мигары — прим. пер.), обрела Восемь благих даров, Учитель рассказал в Саваттхи, в особняке той самой знатной и богатой Висакхи. Случилось так, что, услышав учение о Дхарме, проповедуемое Буддой в Джетаване, эта знатная женщина...