Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о Сакете

В ком дух укреплён…» — это поведал Учитель, пребывая в лесу Анджана возле Сакеты, относительно одного брахмана.

А именно, когда Блаженный в окружении общины монахов входил в Сакету, из города вышел пожилой брахман; и когда он увидел в воротах города Наделённого десятью силами, то пал к его ногам, крепко охватил его лодыжки и произнёс:

— Дорогой, не должны ли дети ухаживать за родителями, когда те состарятся? Почему ты всё это время не показывался? Сейчас тебя увидел я; а теперь сходи повидаться с матерью.

Он взял с собой Учителя и направился домой. Учитель пошёл с ним и расположился на подготовленном сиденье вместе с общиной монахов.

Тут подошла и жена брахмана, пала к ногам Учителя и запричитала:

— Дорогой, куда же ты ходил всё это время? Не должно ли навещать своих старых родителей?

Также она привела своих сыновей и дочерей для приветствия, сказав:

— Давайте поприветствуйте вашего брата!

С удовлетворением в сердце они пожертвовали большую милостыню. Закончив свою трапезу, Учитель рассказал этим двум Яра сутту. К концу рассказа Яра сутты они достигли плода невозвращения. После этого Учитель поднялся со своего сиденья и отправился в лес Анджана.

Когда же монахи расположились в зале для чтения Дхармы, то завели такую беседу:

— Друг, ведь брахман знает, что Шуддходана — отец Совершенного, а Махамая — его мать; и несмотря на то, что он это знает, он и его жена назвали Совершенного «своим сыном», и Учитель согласился. В чём же причина этого?

Когда Учитель услышал этот разговор, Он сказал:

— Монахи, эти двое говорят «сын» только лишь своему сыну.

И после этого Он поведал о былом.

— Монахи, когда-то этот брахман был непрерывно в пятистах воплощениях моим отцом, в пятистах воплощениях моим дядей и в пятистах воплощениях моим дедушкой; и также была его жена непрерывно в пятистах воплощениях моей матерью, в пятистах воплощениях моей тётей и в пятистах воплощениях моей бабушкой. Так, в полутора тысячах воплощений рос я в руках брахмана и в полутора тысячах воплощений в руках его жены.

После того как он таким образом указал на три тысячи воплощений, Полностью Пробуждённый произнёс такую гатху:

В ком дух укреплён,
В ком сердце спокойно, —
Тому человеку охотно доверяют,
Даже если никогда раньше его не видели.

Учитель, закончив это наставление в Дхарме, так связал нынешние рождения с прошлыми:

— Тогда были брахман и его жена те же, что и сейчас, ну а сыном был я.

Повествование о Сакете закончено. (Смотрите также Джатаку 237).

Это интересно
Джатака о «ведаббхе»

Со слов: "Кто средств в слепой алчности не выбирает..." - Учитель - он жил тогда в Джетаване - начал рассказ об одном глухом к советам добрых людей бхиккху. "Не только ведь ныне, брат мой, ты никого не слушаешь, - молвил Учитель этому монаху, - ты и прежде оставался так же глух к советам умных людей и за своё непослушание был разрублен надвое острым мечом и брошен на дороге.