Послов я к тебе посылал, брахман…» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты по поводу похвалы его мудрости. Монахи, собравшиеся в зале для чтения Дхармы, завели такой разговор:
— Друзья, смотрите, владеющий десятью силами знает правильное средство. Нанде, сыну благородной семьи, он показал собрание божественных дев и тем самым привёл его к святости1; маленькому Пантхаке2 он дал одежду и привёл его к святости, а также обучил его способности различения3, сыну кузнеца он показал цветок лотоса и привёл его к святости. Так, с помощью некоторых средств, он ведёт людей за собой.
В это время пришёл Учитель и спросил:
— О чём вы говорите, монахи?
Получив ответ, он сказал:
— Монахи, не только сейчас Совершенный знает правильный способ, как что-то должно произойти и каким образом, но и раньше он разбирался в правильных средствах.
И после этого Он поведал о былом.
— Когда в былые времена в Бенаресе правил Брахмадатта, у государства не было золота, так как все, не обращая внимания на государство, копили золото. В то время Бодхисаттва воплотился в семье брахмана, живущей в деревне в государстве Каши. Когда он подрос, он направился в Таккасилу и сказал:
— Позже я буду собирать подношения, пребывая в добродетели, и так платить за обучение.
Таким образом, он изучал науки. После того как с большим рвением Бодхисаттва их освоил, он сказал своему учителю: «Учитель, я принесу вам деньги за обучение», попрощался и ушёл.
Он путешествовал по стране и искал золото, пребывая в состоянии добродетели и справедливости. Когда он получил семь никх4, Бодхисаттва направился к учителю, чтобы отдать их. По пути он сел на корабль, чтобы пересечь Гангу. Но во время плавания, его золото упало в воду.
Тогда Бодхисаттва подумал: «В этой стране тяжело добыть золото, если я опять буду его искать, то это меня надолго задержит. А что если я сяду на берегу Ганги и не буду есть. О том, что я там сижу со временем узнает и царь. Тогда он пришлёт министров, но я не буду с ними говорить. Тогда царь придёт сам; таким образом, я получу от него золото для моего учителя». Он снял верхнюю одежду, обмотал её жертвенным шнуром и сел, совсем как золотое изваяние, на песок, который блестел, как серебряная чаша. Когда люди увидели, как Бодхисаттва сидел, не принимая пищи, они его спросили:
— Почему ты здесь сидишь?
Но он никому не отвечал. На следующий день жители деревни недалеко от Бенареса тоже прослышали о нём. Они пришли к Бодхисаттве и спросили его то же самое, но и им он ничего не сказал. Увидев, как Бодхисаттва истощён, они ушли, причитая. На третий день пришли жители города, на четвёртый — знатные люди из города, на пятый — люди из свиты царя. На шестой день царь послал своего министра; но и с ним Бодхисаттва не стал говорить. На седьмой день царь начал беспокоиться; он сам пошёл к Бодхисаттве и, задавая вопрос, произнёс такую гатху:
Послов я к тебе посылал, брахман,
Который на берегу Ганги думает.
Когда они тебя спрашивали, ты ничего не говорил.
Страдаешь ли ты чем-то? Что ты скрываешь?
Когда Великое существо услышало это, оно ответило:
— О великий царь, о страданиях нужно рассказывать только тому, кто может освободить тебя от них.
И он произнёс следующие семь гатх:
Когда пришло к тебе страдание,
Людей Каши увеличивающий владения,
То не рассказывай это тому,
Кто не может тебя освободить от страданий.
Но тому, который испытывающего страдания,
Хотя и частично, своими словами
По-настоящему может освободить,
Расскажи своё пожелание.
Легко понятен голос
Шакалов, птиц;
Но людей язык, царь,
Намного сложнее понять.
Даже если человек может думает:
«Он родственник, друг, спутник»,
Кто раньше был к нам благосклонен,
Тот проявит себя позже как враг5.
Человек, который, потому что его постоянно
Спрашивают, в неподобающее время объявит о своём страдании,
Будет восхваляться из-за этого своими врагами,
Но своим друзьям он причинит, таким образом, боль.
Но когда он почувствует, что пришло подобающее время,
И он видит, что доброжелательно к нему настроен мудрец,
Может о тяжком и умный пожаловаться другим,
Ласковое слово он может произнести с большой пользой.
Но если он почувствует, что это ему не сможет помочь,
И увидит, что путь не приведёт его к благу,
То должен один своё страдание мудрый переносить,
О правде и чести заботясь.
Сказав в этих семи гатхах правду царю, Бодхисаттва произнёс, чтобы сообщить, что он ищет деньги для своего учителя, следующие четыре гатхи:
Я путешествовал по царствам,
По местам и по дворцам,
Прося милостыню, о царь,
Чтобы добыть для учителя деньги
У мужей, царских подданных
И у состоятельных брахманов.
Так я получил семь никкх
Благородного золота, князь народов,
И их я потерял, царь;
Поэтому я такой печальный.
А твои люди, великий царь,
Если о них поразмыслить,
Не могут освободить меня от страданий;
Поэтому я им не отвечал.
Но ты, о великий царь, был бы,
Если о тебе поразмыслить,
В состоянии от страданий меня освободить;
Поэтому я тебе это сообщил.
Услышав эту проповедь, царь сказал:
— Не беспокойся брахман, я дам тебе денег для твоего учителя.
И он дал ему вдвое больше. Рассказав про этот случай, Учитель произнёс такую гатху:
Таким образом, дал ему, с радостью в сердце,
Людей Каши увеличивающий владения
Золота четырнадцать полных никкх,
Состоявших полностью из чистого золота.
Дав царю это наставление, Бодхисаттва отнёс золото своему учителю и совершал снова такие благие деяния, как подаяния и тому подобные; царь же придерживался полученного поучения и правил справедливо. Таким образом, оба они позже попали в место своих заслуг.
Закончив это повествование, Учитель добавил:
— Монахи, не только сейчас, но и раньше Совершенный разбирался в правильных средствах.
И он соотнёс перерождения, истолкованные в Джатаке, так:
Тогда царём был Ананда, учителем был Шарипутра, молодым брахманом же был я.