Конечно, Паданжали…» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, по поводу тхеры Удайи1. Однажды два ученика проясняли между собой один вопрос. Монахи слушали их разговор и восхваляли обоих тхер. Но тхера Удайи, который тоже присутствовал, подумал: «Эти двое думают тоже, что и я?» И он скривил губы. Монахи заметили это, собрание как раз закончилось, и они встали и разошлись.
Тогда в зале для чтения Дхармы монахи завели такой разговор:
— Друг, глупый Удайи, осуждая тех двух учеников, скривил губы.
Услышав это, Учитель сказал:
— Не только сейчас, но и раньше глупый Удайи не придумал ничего умнее, кроме как скривить губы.
После этих слов он рассказал о былом.
— Когда в былые времена в Бенаресе правил Брахмадатта, Бодхисаттва был его министром и отвечал за мирские и духовные дела. У царя был глупый и ленивый сын.
Через некоторое время царь умер. После того как министры предали тело царя огню, они задумались:
«Кого же нам сделать царём?» И высказались за Паданжали.
Но Бодхисаттва возразил:
— Этот принц глуп и ленив, давайте сначала понаблюдаем за ним и только потом возведём его на трон.
Тогда они велели созвать суд и посадили принца рядом. Разбирая одну судебную тяжбу, они вынесли неверное решение, присудив победу не тому, кто её заслуживал.
После этого они спросили у принца:
— Ну как, принц, мы приняли верное решение?
Тогда Бодхисаттва сказал:
— Я думаю, принц мудр; наверное, он заметил, что мы приняли неверное решение.
И он произнёс такую гатху:
Конечно, Паданжали превосходит
Нас всех в понимании.
Он скривил губы;
Конечно, он видит правильное решение.
В другой день они несколько раз созывали суд, принимали верные решения и спрашивали:
— Ну как, князь, ты принял верное решение?
Но тот только кривил губы.
Тогда Бодхисаттва понял то, что тот — слепой глупец, и произнёс такую гатху:
Что справедливо, что не справедливо — он не знает;
Что полезно, что вредно;
Кривить он может только лишь губы
И ничего, кроме этого, не понимает.
Министры осознали глупость принца и сделали царём Бодхисаттву.
Закончив это повествование, Учитель соотнёс перерождения, произнеся:
— Тогда Паданжали был глупый Удайи, мудрым министром же был я.
«Однажды дал обет я тысячу неправедных…» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, по поводу деяний, совершённых ради блага этого мира.