«Кувшин волшебный как-то получил...» — такую историю о племяннике Анатхапиндики Учитель рассказал в роще Джеты. Этот человек, растратив огромное состояние в сорок крор1 золотых, оставленное ему в наследство родителями, обратился за помощью к своему дяде, который дал ему тысячу золотых, велев вложить эти деньги в торговлю. Промотав и эту сумму, племянник Анатхапиндики снова пришёл к своему родственнику, и тот дал ему ещё пятьсот монет, которые также были пущены на ветер. В следующий раз Анатхапиндика дал своему расточительному родственнику всего лишь два простых одеяния, а когда племянник лишился и их и снова к нему пришёл, выгнал его взашей. Парень был настолько беспомощен, что умер в одиночестве у стены чужого дома. Тело его выбросили на свалку. После такого горестного события Анатхапиндика отправился в монастырь, чтобы рассказать Будде о судьбе своего племянника. Ответ Почитаемого в мирах был таков:
— На что ты надеялся, когда пытался удовлетворить человека, которого когда-то давно даже мне не удалось удовлетворить, несмотря на то что я дал ему волшебный кувшин, исполняющий все желания?
Затем Благословенный по просьбе Анатхапиндики поведал о былом.
— Давным-давно, когда в Бенаресе царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва родился сыном богатого купца. После смерти отца он занял его место, унаследовав огромное состояние в сорок крор золотых, которые были закопаны в земле под домом. И был у него единственный сын. Бодхисаттва жил праведной жизнью, раздавал милостыню, совершал щедрые пожертвования и делал другие благие дела, а после смерти перевоплотился как Шакра, царь богов.
Сын его, однако, был совершенно другим. Оставшись без присмотра отца, он возвёл огромный шатёр напротив дома, где пировал с многочисленными друзьями, проматывая отцовское наследство. Гуляка щедро платил акробатам, певцам и танцорам, проводя время в пьянстве, обжорстве и разврате. Он требовал только песен, музыки и танцевальных представлений, преданный своим друзьям-собутыльникам, погружённый в праздность и леность. Вскоре он растратил все свои богатства, включая сорок крор золотых монет, недвижимость, товары и мебель, и стал нищим, несчастным бродягой, одетым в лохмотья.
Шакра, погрузившись в медитацию, узнал о бедственном положении своего сына. Из сострадания, преисполненный любовью к своему ребёнку, он спустился на землю, приняв облик почтенного брахмана, и подарил своему наследнику кувшин желаний со следующим наставлением:
— Сын, береги этот кувшин, не разбей его. Пока он находится у тебя в целости и сохранности, твоё богатство никогда не иссякнет. Будь осторожен, не потеряй его!
Затем Шакра вернулся к себе на небо, в мир богов.
С кувшином исполнения желаний существование сына Шакры снова стало безбедным, а образ жизни праздным. Как-то раз, напившись, он начал забавляться тем, что подбрасывал кувшин в воздух, а затем ловил его. Но однажды он промахнулся. Кувшин упал на землю и разбился вдребезги! Тогда он снова стал нищим, ходил в лохмотьях, прося милостыню, и в конце концов умер в нищете.
Учитель завершил историю тремя гатхами:
Кувшин волшебный как-то получил гуляка и развратник,
Желания его сполна кувшин тот исполнял;
Пока берёг его, полный достаток
И процветание кувшин давал.
Но надменный и пьяный, в беспечности час
Разбил он кувшин, дающий силу и власть;
Теперь весь в лохмотьях бедный глупец
Страдает в невзгодах; делу конец.
Кто, владея большим состоянием,
В наслаждениях меры не знает,
Как тот праздный лентяй с разбитым кувшином,
Вскоре всё потеряет.
Закончив повествование, Почитаемый в мирах в своей совершенной мудрости соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— В те дни племянник Анатхапиндики был тем беспутным гулякой, который разбил кувшин исполнения желаний, а Шакрой был я сам.
Эта джатака учит важности бережливости, осознанности и ответственности. Даже обладая великим даром или богатством, человек может потерять всё из-за небрежности и гордыни.
«Рыба стоит больше тысячи?..» — эту историю о нечестном торговце, который хотел обмануть своего честного партнёра, Учитель рассказал в роще Джеты, когда честный торговец пришёл к Почитаемому в мирах рассказать о своей проблеме. Обстоятельства, при которых произошли события, описанные в данной джатаке, приведены выше, в джатаке «О торговце-мошеннике» (№ 98). Давным-давно, когда...