Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о куропатке

Это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, по поводу Кокалики. Его история будет рассказана в тринадцатой книге, в джатаке «Таккария».

После того как Учитель произнёс: «Монахи, не первый раз Кокалика нашёл свою погибель из-за своей речи. Подобное также случалось и в прошлом», он поведал о былом.

— Однажды, когда в Бенаресе правил Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился в семье одного брахмана с севера. Когда он вырос, он прошёл обучение в Таккасиле. Отказавшись от страстей и оставив мирское ради отшельнической жизни, он овладел пятью ступенями истинного знания и восемью совершенствами. Все аскеты из области Гималаев собрались, сделали его своим учителем и жили рядом с ним. Став учителем пятисот аскетов, он жил у подножья Гималаев, в состоянии глубокой дхьяны.

В то же время аскет, больной желтухой, взял топор и стал рубить дрова. А один болтливый аскет сел с ним рядом и стал мешать ему постоянно говоря:

— Руби тут, руби там.

Тот рассердился, поднял свой острый топор и со словами «Ведь ты не мой учитель, у которого я должен учиться искусству заготовке дров» убил болтливого аскета одним ударом. Бодхисаттва велел похоронить его труп.

В это время недалеко от жилища отшельников рядом с муравейником жила куропатка. С утра до вечера она стояла на муравейнике и громко кричала. Услышав это, один охотник подумал: «Должно быть, это куропатка», пошёл на звук, убил куропатку и унёс её с собой. Не слыша больше крик куропатки, Бодхисаттва спросил аскетов:

— В том-то месте была куропатка, почему я не слышу её голоса?

Аскеты рассказали ему о случившемся. Тогда Бодхисаттва связал эти два происшествия и произнёс аскетам такую гатху:

Речь, слишком громко,
слишком глупо и слишком долго
произнесённая, убила глупца,
также как громкий крик — куропатку.

Подтвердив таким образом четыре совершенства, Бодхисаттва отправился в мир Брахмы.

Завершив это поучение в Дхарме словами:

— Монахи, не первый раз Кокалика нашёл свою погибель из-за своей речи. Подобное также случалось и в прошлом.

Когда Учитель закончил повествование, он соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:

— Тогда болтливым аскетом был Кокалика, общиной аскетов была община монахов, а Учителем общины был я сам.