«Ты раньше только лучшую добычу приносил...» — эту историю о старшем монахе Дхануггахатиссе Учитель рассказал в роще Джеты. Дело было так: когда Махакосала, отец Пасенади, нынешнего царя Косалы, выдал свою дочь, царевну Косалу, замуж за царя Бимбисару, он в качестве приданного отдал одну из деревень царства Каши, приносящую доход в сто тысяч монет, которые царевна могла тратить на баню и благовония.
Когда Аджатасатту убил царя Бимбисару, своего отца, царица Косала умерла от горя. Тогда царь Пасенади подумал: «Мой племянник Аджатасатту убил своего отца, моя сестра умерла из-за печали по своему несчастному мужу; я не отдам деревню, приданное моей сестры, отцеубийце». И он отказался отдать деревню Аджатасатту, из-за чего эти двое время от времени воевали. Аджатасатту был свиреп и силён, а Пасенади был уже в преклонном возрасте, поэтому его воины часто терпели поражение.
И вот царь Пасенади собирает своих придворных и говорит:
— Мы проигрываем битву за битвой, что будем делать?
— Повелитель, — ответили придворные, — монахи из монастыря в роще Джеты искусны в пении мантр, знают священные тексты. Нужно обратиться к братьям.
Царь согласился и незамедлительно отправил туда гонцов, велев всё разузнать.
В то время в хижине из листьев неподалёку от монастыря жили два архата, которых звали Утта и Дхануггахатисса. Как-то раз Дхануггахатисса, выспавшись за первые две трети ночи, встал, наломал хвороста, разжёг огонь и, расположившись у костра, сказал:
— Утта, друг мой!
— Что случилось, друг Тисса?
— Ты не спишь?
— Похоже, мы оба проснулись. Что будем делать?
— Вставай и садись подле меня.
Утта сел рядом, а Дхануггахатисса завёл следующий разговор:
— Этот толстопузый глупец Пасенади и горшок варёного риса не сможет сохранить, пища у него обязательно испортится; что тогда говорить про защиту своей территории, он толком не знает, как вести военные действия, поэтому постоянно терпит поражение и вынужден платить контрибуцию.
— И что ему в таком случае делать?
В тот самый момент гонцы царя, притаившись, слушали разговор двух монахов.
Архат Дхануггахатисса рассуждал о природе войны так:
— Расположение войск, или боевой порядок, бывает трёх видов: в форме лотоса, в форме колеса и в форме повозки. Если в двух высокогорных крепостях разместить по гарнизону, потом пустить слух, что укрепление там слабое и недостаточное, а самим при этом устроить засаду и, выждав, пока Аджатасатту пойдёт меж тех самых гор, преградить ему путь, напав сразу с двух сторон с громкими победными криками и блокировав его армию спереди и сзади, то победа будет обеспечена. Аджатасатту окажется в ловушке, как птица в клетке, как мышь в мышеловке; тем самым и будет побеждён.
Гонцы доложили царю, что услышали, тот велел бить в барабаны, готовить войско к наступлению, расположив его в форме повозки. Аджатасатту был взят живым, Пасенади выдал замуж за племянника свою дочь, царевну Ваджиру, чьим приданным стала та самая деревня. Об этом случае узнали в братстве, и вот уже в зале для чтения Дхармы монахи обсуждают происшедшее:
— Брат, я слышал, что царь Пасенади победил Аджатасатту благодаря наставлениям Дхануггахатиссы.
Тут входит Учитель и спрашивает:
— О чём речь ведёте, братья?
Монахи ответили. Тогда Почитаемый в мирах сказал:
— Уже не в первый раз Дхануггахатисса показывает себя великим стратегом.
И Учитель поведал о былом.
— Давным-давно, когда в Бенаресе царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился Духом дерева. В то время в одной из деревень неподалёку от Бенареса поселились плотники. Один из них, отправившись в лес за дровами, нашёл упавшего в яму молодого кабана, которого он забрал домой и оставил себе. Кабан вырос большим, с изогнутыми клыками и имел кроткий нрав. За то, что плотник держал его у себя, его стали называть Кабаном плотника. Когда плотник рубил дерево, Кабан своими клыками помогал его валить, затем приносил в зубах резак и струг, стамеску и колотушку и растягивал вдоль ствола мерную ленту. Плотник боялся, что Кабана поймают и съедят, поэтому отпустил своего помощника в лес. Кабан побежал по лесу в поисках безопасного и комфортного места для проживания и наконец увидел большую пещеру на склоне горы, изобилующую луковицами растений, кореньями и плодами, — прекрасное место для жизни. Несколько сотен местных кабанов, увидев нового соседа, подошли к нему. И сказал им Кабан плотника:
— Вас-то как раз я и искал — и вот нашёл. Похоже, места тут хорошие, и я собираюсь здесь поселиться и жить с вами.
— Так-то оно так, — сказали в ответ кабаны, — места здесь, безусловно, благодатные, но опасные.
— Теперь понятно. Дело в том, что когда я вас увидел, то сразу обратил внимание на малочисленность ваших кланов, что очень странно для обитателей таких плодородных земель. Чего вы боитесь?
— По утрам сюда приходит тигр, хватает свою жертву и уносит с собой.
— Он каждое утро приходит или только время от времени?
— Каждое утро.
— Сколько всего тигров?
— Только один.
— Что?! Вас не настолько мало, чтобы бояться одного тигра!
— Тем не менее мы боимся.
— Я поймаю его, если вы сделаете то, что я скажу. Где живёт этот тигр?
— Вон на том холме.
Той же ночью он начал обучение кабанов и подготовку к войне, объясняя новобранцам военную науку так:
— Боевой порядок бывает трёх видов: в форме лотоса, в форме колеса и в форме повозки; наши позиции будут расположены в форме лотоса.
Далее он выбрал самое стратегически подходящее место и сказал:
— Здесь мы устроим битву.
Матерей с их грудным выводком новоиспечённый военачальник разместил посередине, вокруг них поставил свиноматок, у которых не было молодняка, далее шли маленькие кабанчики, затем молодые кабаны с уже отросшими клыками, потом шла очередь сильных и мощных взрослых кабанов, пригодных к бою, которые были расставлены в шеренги по десять и двадцать особей. Перед позицией самого Кабана плотника была вырыта круглая яма, за ней шла ещё одна яма с сужающимся книзу углублением, по форме напоминающая корзину для просеивания зерна. В сопровождении шестидесяти или семидесяти кабанов великий стратег обошёл своё войско, призывая воинов к храбрости. Тут уже и рассвет забрезжил.
Тем временем проснулся тигр. «Пора на охоту!» — подумал он и поспешил на поиски добычи. Поднявшись на возвышенность и увидев оттуда стадо кабанов, тигр встал как вкопанный и уставился на столь необычное скопление животных.
— Всем пристально глядеть на тигра! — незамедлительно последовала команда Кабана плотника.
Всё стадо уставилось на тигра. Тот открыл рот и сделал глубокий вдох. Кабаны сделали то же самое. Тигр справил естественную нужду, всё стадо повторило за ним. Таким образом, что бы ни делал тигр, кабаны тут же имитировали его движения.
«Что всё это значит?! — удивился тигр, — раньше они пускались наутёк, едва завидев меня, — вот настолько они меня боялись. А теперь они не только не убегают, но даже противостоят мне! Что бы я ни делал, они повторяют за мной. Вон там, на возвышении, с видом командира, стоит один кабан; вот он-то и организовал весь этот сброд. Ну, я не вижу, как взять над ними верх». И тигру пришлось вернуться в своё логово.
Там же неподалёку жил мнимый аскет, с которым тигр обычно делился добычей. Не получив на этот раз своей доли, отшельник продекламировал следующую гатху:
Ты раньше только лучшую добычу приносил,
Когда охотился на диких кабанов в красивейших краях;
Теперь, придя ни с чем, горюешь, — это выше твоих сил;
Где нынче то былое превосходство, где мощь твоя?
На это тигр ответил второй гатхой:
Тогда они носились в дикой панике туда-сюда,
Сброд прятался по норам, весь дрожа от страха;
Теперь они построились в шеренги, сплочённость в их рядах;
Непобедимые, они стоят, готовые напасть единым махом.
— Не бойся их! — призвал мнимый аскет. — Один твой рык, один прыжок напугают их до смерти и заставят бежать без оглядки.
Тигр уступил настойчивым уговорам отшельника и, набравшись храбрости, вернулся на возвышенность.
Кабан плотника стоял между двумя ямами.
— Смотри, предводитель! Опять этот негодяй вернулся! — воскликнули кабаны.
— Не бойтесь, — ответил тот, — теперь он у нас в руках.
Со страшным рёвом тигр бросился на Кабана плотника. Кабан же ловко увернулся и прыгнул в первую круглую яму. Лишившись преграды на своём пути, тигр по инерции пролетел кубарем дальше и, разумеется, угодил в следующую, приготовленную специально для него, сужающуюся книзу яму. Кабан молниеносно выскочил из своей ямы и пронзил бока врага своими клыками, разорвав его до самых почек. Затем победитель вонзил клыки в плоть и в голову поверженного животного. Великий воин выбросил тушу из ямы, победоносно воскликнув: «Вот ваш враг!»
Тем, кто пришли первыми, удалось полакомиться мясом тигра, а тем, кто подошли позже, осталось только обнюхивать рты счастливчиков и спрашивать, какова на вкус тигриная плоть! Но кабаны всё-таки никак не могли успокоиться. Заметив их нерешительные движения, Кабан плотника спросил:
— Что теперь вас тревожит?
— Вожак, — обратились кабаны к предводителю, — убийство одного тигра — это, несомненно, победа, но не решит проблему надолго, так как мнимый аскет легко приведёт ещё десять таких же!
— Кто этот мнимый аскет?
— Нечестивый отшельник.
— Я убил тигра, неужели вы думаете, что какой-то человек сможет причинить мне вред? Идёмте со мной, мы схватим его!
И стадо отправилось в путь.
А мнимый аскет тем временем с нетерпением ждал тигра и удивлялся, почему его так долго нет. «Неужели кабаны его поймали?» — думал он. Наконец мужчина вышел на дорогу, чтобы встретить своего добытчика, но вместо него появились кабаны! Бедолага схватил свои пожитки и бросился наутёк. Кабаны рванули за ним. Тогда он бросил свои вещи и быстро, как только мог, вскарабкался на смоковницу.
— Человек перехитрил нас! — закричало стадо. — Он забрался на дерево!
— Какое дерево? — спросил вожак.
— Смоковница, — был ответ.
— Это ему не поможет, — сказал вожак. — Свиноматки пусть принесут воды, молодняк — копает почву вокруг дерева, кабаны с клыками — подкапывают корни смоковницы, а остальные — расположитесь вокруг и наблюдайте.
Кабаны в точности выполнили приказ своего лидера, а он тем временем со всей силы ударил по большому толстому корню смоковницы — это было похоже на удар топора; дерево упало на землю. Кабаны только этого и ждали: они сбили своего врага с ног, разорвали на куски и вмиг обглодали его кости дочиста!
Стадо водрузило своего вожака на ствол дерева. Затем они окропили кабана водой из раковины, найденной в вещах мнимого аскета, и тем самым посвятили его в цари, дав ему в царицы-супруги молодую свиноматку.
Говорят, что именно отсюда произошёл обычай, который соблюдается до сих пор. Во время церемонии помазания на власть будущего царя сажают на стул из фигового дерева или смоковницы и окропляют водой из трёх раковин.
Одному из обитателей того леса, Духу дерева, довелось увидеть это чудесное зрелище. Появившись перед кабанами, он рассказал третью гатху:
Я видел сам: образовался
Чудесный доблестный союз!
Объединив клыки и силы,
Непобедимым стал вчерашний трус.
Когда Учитель закончил повествование, он соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— В те времена архат Дхануггахатисса был Кабаном плотника, а Духом дерева был я сам.
«Должно быть, обезьяний царь...» — эту историю о порче корзин Учитель рассказал в Джетаване. Дело было в Саваттхи. Некий придворный пригласил Будду и его последователей расположиться в своём парке. Во время трапезы им было предложено следующее: «Все желающие прогуляться по парку, добро пожаловать». Братья приняли приглашение и отправились на прогулку. В тот самый момент на одно из лиственных...