Содержание
Сегодня Его Святейшество Далай-лама XIV известен во всём мире как один из сильнейших духовных лидеров. Он не только глава всех буддистов, но также человек, чьё внимание и благословение стараются заслужить все политические, религиозные, научные и творческие деятели.
Тензин Гьяцо внёс величайший вклад в то, чтобы Дхарма продолжала развиваться не только в далёком закрытом тибетском регионе, но и могла вернуться и на свою родину – в Индию, а также смело и широко шагать на Запад: в Великобританию и Европу, в США, в Россию, где буддизм существовал уже давно, однако переживал непростые времена при советской власти.
Какова история жизни Далай-ламы XIV и почему он оказался на Западе? Откуда появились Далай-ламы и что стало с предыдущими носителями этого титула?
Кто такие тулку
Тибетский буддизм постепенно передал высший авторитет наставникам и учителям, поставив, как того требовала Ваджраяна, во главу угла почитание гуру (учителя). После гонений на буддистов и истребления многих текстов и самих монахов, устроенных Ландармой, государство пришлось собирать по частицам. Возникли разные школы, в каждом монастыре был свой наставник – лама – тот, кто толковал учение, обучал ритуалам и нёс религиозные принципы согласно принадлежности к той или иной школе и собственным знаниям и способностям. Слово ламы было приравнено к самой Дхарме (Закону), в итоге появилось новое уникальное явление тибетского буддизма – ламаизм.
Впервые принцип тулку (линии реинкарнаций лам) появился в школе Кагью (самой известной ветвью из 12 стала Карма-кагью). Марпа, обретший свои знания от линии Шести Йог (Тилопа – Наропа – Марпа – Миларепа), обладал знаниями по переносу сознания из своего тела в другое (пхова). Возможно, именно из умения пховы пошли представления о том, что реализованные учителя не уходят из этого мира, а посредством практики медитации могут сознательно выбирать своё будущее рождение примерно в тех же местах, которые они знали и использовали при жизни, чтобы продолжить дело по несению знаний и спасению живых существ, которое они когда-то начали. Так в школе Кагью начали искать и узнавать в маленьких мальчиках перерожденцев особо почитаемых лам.
Тулку – духовное лицо в буддизме, признанное воплощением просветлённого существа, по собственной воле обретшее физическое тело (нирманакая).
Институт тулку не имеет аналогов нигде в мире. Так как, во времена формирования этого института, многие ламы были в полном монашестве всю жизнь, они не могли передавать своё положение по наследству. Установление института тулку по сути явилось заменой обычным кровнородственным отношениям.
Считается, что Учитель даёт обет переродиться вновь и заранее описывает приметы, по которым следует искать его следующее воплощение. Через несколько лет после смерти такого ламы начинаются поиски перерожденца, согласно оставленным инструкциям. Мальчика экзаменируют, а затем забирают на воспитание в монастырь, главой которого был предыдущий тулку.
Кто же был первым тулку? Первым великим воплощением признан глава Карма-кагью – Кармапа. Именно в этой школе начали считать своего главного наставника сознательным земным воплощением Бодхисаттвы Авалокитешвары, указывая на высшее происхождение своей линии. Позже обычай искать реинкарнации лам перешёл в школу Гелуг, а также распространился и на другие традиции.
Как появились Далай-ламы
Великий Учитель, основатель школы Гелуг, лама Цонкапа выступал против института тулку. Он говорил о том, что духовных предводителей необходимо выбирать не среди маленьких детей, а среди лучших, опытнейших и мудрейших лам сангхи.
Вскоре после смерти Цонкапы Тибет, оставленный монголами, оказался на пороге гражданской войны. Ученик Цонкапы Гендун Друб, после ухода своего Учителя, понимает, что позицию молодой школы Гелуг важно укреплять, поэтому привносит институт тулку и в новую традицию «жёлтошапошников».
После раскола Тибета на множество аристократических владений в стране не было единства. Знатные семейства боролись за власть в том числе с помощью религиозного влияния, поддерживая ту или иную школу. К XVI в. основное противостояние в Центральном Тибете (провинции У и Цанг) развернулось между Карма-кагью и Гелуг.
Карма-кагью поддерживал и наиболее влиятельный тибетский род и некоторые области Китая. Происходили столкновения монахов и разорения монастырей. Гелуг, возглавляемый в то время третьим перерождением Гендуна Друба, искал поддержку за пределами Центрального Тибета. К границам вернулись монголы: хоть они и потеряли свою былую военную мощь, тибетцы не могли противостоять им. В поисках союза с монголами глава Гелуг Сонам Гьяцо отправляется дать буддийское учение монгольскому хану и его семье.
В прошлые века монголам уже удалось познакомиться с Дхармой благодаря школе Сакья. Сакья-пандита, глава этой школы, был ближайшим советником и духовным наставником монгольского хана. Однако с тех пор, как Монгольская империя потеряла свои позиции и вынуждена была уменьшить границы, монголы в большинстве своём вернулись к местным культам наподобие бона. Возрождение Учения среди верхушки монгольской знати свидетельствовало о том, что хан был заинтересован в духовной основе своего народа и государства.
Примерно к 40 годам Сонам Гьяцо снова был приглашён к монголам и дал Алтын-хану, тогдашнему правителю, наставления и посвящения в тантрические обеты. В благодарность Алтын-хан даровал ему титул: Ghaikhamsigh vcir-a dar-a say-in cogh-tu buyan-tu dalai – «Чудесный держатель ваджры, великолепный, превосходный океан добродетели». «Далай» как раз означало огромный водоём. Тибетцы быстро сократили этот титул всего до одного слова и стали называть Сонама Гьяцо Далай-ламой. Так как Сонам Гьяцо был признан уже третьей реинкарнацией знаменитого ученика Цонкапы, его назвали Третьим Далай-ламой, а Гендуна Друба – Первым, Второго Далай-ламу (согласно этой линии) звали Гендун Гьяцо.
Отношения между Тибетом и монголами крепли, Четвёртым Далай-ламой был признан монгольский принц, внук того самого Алтын-хана. Во времена Далай-ламы V (Великого Пятого) (1617-1682 гг.) военная мощь монголов, поддерживающих Гелуг, окончательно победила в Тибете, а Далай-лама V был объявлен главой всех буддистов и духовным лидером Тибета. Так Тибет, начав свою историю с военного царства, пройдя через разобщённость и внутренние конфликты, стал духовным государством, где основной доктриной стала Дхарма.
Самыми выдающимися Далай-ламами Тибета считаются Великие Пятый, Седьмой, Тринадцатый и Четырнадцатый.
Учение Будды о карме и следующих за ней результатах помогло надолго решить проблемы социального неравенства людей, где каждый принимал своё положение и старался жить лучше для своих будущих воплощений, а богатые были обязаны помогать бедным. Изучение Дхармы максимально приветствовалось и поощрялось государством, в Тибете появилось много монахов.
Чем большую светскую власть приобретали Далай-ламы, тем меньшую армию они соглашались содержать, лишь для крайних нужд и обороны монастырей, соблюдая основной принцип Дхармы - ненасилие. Однако воинственный Китай, находившийся рядом и многие века имевший территориальные претензии к Тибету, воспользовался возможностью военного преимущества, что коренным образом изменило судьбу тибетского народа и его лидеров.
До середины XX в. Тибет находился в зоне политических интересов Великобритании, господствовавшей тогда в Индии – на родине буддизма. Своё влияние на далёкий Гималайский регион имела и Россия. Одним из ближайших друзей и советников Далай-ламы XIII был уроженец сибирской деревни, бурятский монах Агван Доржиев. Он внёс большой вклад в развитие отношений между Тибетом и Россией, а также в сохранение ценностей Дхармы и тибетской культуры.
Уже во времена Далай-ламы XIII Китай вёл агрессивную политику. Дни китайской императорской династии были сочтены, император отчаянно пытался стабилизировать положение, оказывая давление на Тибет. Далай-ламе пришлось несколько раз бежать из Лхасы и находиться в изгнании в приграничных областях.
В 1948 г. Индия обретает независимость от Великобритании. Уход англичан развязывает руки уже утвердившийся к тому времени коммунистической партии Китая. В начале 1950-х гг. начинается новая история Тибета, которая обретёт резонанс во всём мире и сделает Далай-ламу XIV общепризнанным Просветлённым наших дней.
Тензин Гьяцо – Далай-лама XIV
«Очень важно, чтобы мы не упустили великую возможность, дарованную нам самим фактом наличия у нас человеческого тела, потому что время по природе своей мимолетно, и оно не будет нас ждать. Природа вещей такова, что они подвержены процессам изменения и распада. Поэтому крайне важно, чтобы мы сделали наше нынешнее человеческое существование осмысленным».
Далай-лама XIV
Однажды, находясь в изгнании в монастыре Кумбум провинции Амдо (родине Ламы Цонкапы), Далай-лама XIII проезжал через небольшую деревушку Такцер и особенно восхищался красотой одного дома. 27 лет спустя в этом доме в крестьянской семье на свет появился его преемник. Он был одним из семи детей в семье, доживших до взрослого возраста.
Было несколько кандидатов на роль тулку, однако 2-летний Лхамо Тхондуп узнал и доверительно принял всех участников поисковой экспедиции, как старых друзей, хоть они и прибыли тайно, переодетые слугами. Малыш сразу схватил чётки Далай-ламы XIII и надел их на свою шею. Позже он также безошибочно выбрал вещи предыдущего Далай-ламы.
Является ли он действительной реинкарнацией ушедшего духовного лидера Тибета или воплощением высокого практика, получившего чёткие наставления о том, как узнать нужные вещи, чтобы продолжить защиту Дхармы и Тибета, никому неведомо. Однако остаётся несомненным, что с самого раннего детства тот, кого признали Далай-ламой XIV, вёл себя чрезвычайно серьёзно и проницательно, будто пришёл из другого мира.
В автобиографии «Свобода в изгнании» Его Святейшество делится удивительными воспоминаниями:
«В раннем детстве одним из любимых моих занятий было укладывать в сумку вещи, будто собираясь в дальнюю дорогу. “Я еду в Лхасу, я еду в Лхасу”, – твердил я при этом. Вкупе с моим вечным стремлением сесть во главе стола, это позже было истолковано как знак того, что я, вероятно, уже тогда знал об уготованной мне судьбе великой доле».
Далай-лама XIV
Интересно, что провинция Амдо в то время уже не находилась под прямым управлением Тибета, там был свой диалект, а путь до Лхасы занимал 3 месяца, однако маленький Лхамо, к удивлению всех, понимал лхасский диалект. Переговоры о переезде мальчика из провинции Амдо в Лхасу заняли несколько лет, так как путь пролегал через китайские земли. В возрасте 5 лет Далай-лама XIV был возведён на трон в храме Джоканг, получил светскую и духовную власть над государством и готовился начать своё монашеское образование. При юном правителе был назначен регент.
Британский политик, присутствовавший на церемонии, также в своих записях отмечал несвойственные ребёнку этого возраста спокойствие, собранность и полное понимание происходящего: «(он)...вёл себя спокойно и с огромным достоинством, в этих странных обстоятельствах чувствовал себя свободно и каждому давал подобающее благословение».
Далай-лама рос и обучался в Лхасе, часто виделся со своей семьёй. Летней резиденцией служила Норбулинка, просторный светлый дворец с богатыми садами. Зимней резиденцией была величественная, но холодная и мрачная Потала. Вокруг юного лидера всегда была борьба за власть и влияние, из-за чего он потерял нескольких близких друзей и наставников.
Политические конфликты с Китаем обострялись, а затем переросли и в военные. Далай-ламе пришлось временно покинуть Лхасу. Однако к началу весны 1959 года положение стало критическим. Вспыхнуло и было жестоко подавлено тибетское народное восстание. 17 марта под покровом ночи Далай-лама XIV тайно покидает дворец Норбулинку и со своей семьёй и приближёнными пускается в сложнейший 2-недельный переход через заснеженные Гималаи в Индию. Подобная судьба ждёт многих духовных деятелей Тибета, а также простых людей. Сложности таких переходов подробно описаны, например, в книге Чогьяма Трунгпы Ринпоче «Рождённый в Тибете».
Индия в лице премьер-министра Джавандхарлала Неру предоставила убежище Его Святейшеству и всем, кто последовал за ним в изгнание. И хоть это был политический жест, а не сердечная доброта, для тогдашней молодой Индии, обретшей независимость всего 12 лет назад и не имевшей возможности противостоять Китаю, это был достаточно смелый и твёрдый поступок. С тех пор эта страна стала для Далай-ламы вторым и основным домом.
Поселившемуся в Дхарамсале (после смены нескольких мест, предоставляемых индийским правительством) Далай-ламе было всего 24 года. Город был запущен и полуразрушен после землетрясения 1904 года. Его Святейшество и его окружение делили небольшой дом со скромными тесными комнатами. Однако Далай-лама с головой погрузился в труды: ещё нигде в современном мире не знали о проблеме Тибета и о том, кто его духовный лидер, оказавшийся в изгнании.
На протяжении многих лет этот человек с непростой судьбой прилагал титанические усилия для развития Учения Будды по всему миру в сообществе с другими ламами и ринпоче, которые были вынуждены покинуть Тибет. Так началось открытие Учения миру, которому оно сейчас очень нужно.
Случилось бы это Драгоценное открытие для нас, если бы не тяжёлые события в Тибете? Смогут ли Его Святейшество и тысячи тибетцев в изгнании снова увидеть когда-нибудь свою Родину? Будут ли жители Страны снегов приветствовать своего Защитника в Лхасе? Как Дхарма, выйдя из Индии и Тибета, расцветёт на новой земле в современном западном обществе?
Обо всём этом мы можем лишь догадываться. Несомненно одно – перешагнув порог своего 85-летия, преодолев много трудностей, Далай-лама XIV остаётся ярчайшим примером трудолюбия в личной практике и распространении знаний, терпения и сострадания даже к тем, кто когда-то сильно обидел его и его народ, оптимизма и добродушия.
Драгоценная возможность – жить в одно время с таким Учителем, лицезреть пример его Пути и прилагать свои усилия в том же направлении по позитивному изменению мира, что и он.
Важные факты биографии Далай-ламы XIV
6 июля 1935 года родился будущий Далай-лама XIV. Его имя при рождении было Лхамо Тхондуп.
В 1937 году он был официально признан воплощением Далай-ламы XIII.
Полное духовное имя Далай-ламы XIV - Джецун Джампел Нгаванг Лобсанг Еше Тензин Гьяцо, что переводится как "Святой, Нежная Слава, Могучий в Речах, Великолепный Ум, Абсолютная Мудрость, Верный Учению, Широкий, как Океан".
22 февраля 1940 года он был официально возведён на трон и назван Далай-ламой XIV, духовным лидером Тибета.
В 1949 году произошло первое вторжение армии Китая в Тибет, после чего количество китайских войск продолжало увеличиваться.
17 марта 1959 года тайно покинул дворец Норбулинка и бежал в Индию через Гималаи за две недели. В Индии учредил Тибетское правительство в изгнании.
В апреле 1960 года была основана новая резиденция в Дхарамсале - маленьком городке, пострадавшем от землетрясения.
В период с 1973 по 1976 год состоялись первые визиты в Европу и США для привлечения внимания к проблеме Тибета.
10 декабря 1989 года Далай-лама получил Нобелевскую премию мира. На вырученные средства был основан Фонд всеобщей ответственности в Нью-Дели.
В 1992 году в Тибете были запрещены фотографии, аудиозаписи и печатные издания с выступлениями или проповедями Далай-ламы.
17 октября 2007 года Далай-лама был награждён Золотой медалью Конгресса США.
В 2007 году китайское правительство выпустило закон о том, что все живые Будды должны быть утверждены Пекином, включая реинкарнации Кармапы, Панчен-ламы и будущего Далай-ламы.
В 2009 году в Тибете произошло первое самосожжение в знак протеста, за которым последовал ряд других подобных акций.
29 мая 2011 года Далай-лама XIV официально отказался от должности политического лидера Тибета, передав её демократически избранному руководителю, сохранив за собой лишь статус духовного лидера.
В 2012 году Далай-лама получил престижную Темплтоновскую премию в Лондоне, а полученную сумму пожертвовал фонду "Спасите детей" в Индии.
В 2016 году он присвоил степень геше (буддийский доктор наук) 20 тибетским монахиням, установив равенство с мужскими монахами.
В апреле 2020 года, в Международный день Земли, Далай-лама обратился с посланием о всемирной задаче спасения человечества и необходимости солидарности перед лицом глобальных медицинских чрезвычайных ситуаций.
6 июля 2020 года в Дхарамсале и во всём мире отметили 85-летие Далай-ламы, пожелав ему долгих лет жизни и здоровья.
В Тибете есть поговорка:Издалека яки выглядят здоровыми и красивыми, вблизи они - словно больные овцы, а под шерстью у них блохи и клещи". Другими словами, когда мы глядим на других издалека, может показаться, что у них есть счастье, престиж, друзья и богатство. Но если подойти поближе, мы увидим, что они не так уж счастливы и их положение не столь уж идеально...