Мало кто из людей, не увлечённых саморазвитием, понимает в полной мере, что означает слово «Будда» как явление. Для большинства существует лишь исторический Будда, принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев.
Этот образ крепко застыл в современной культуре, но, если спросить:
«Что значит Ади-Будда, Будды трёх времён, восемь Будд или двадцать девять, Будды Чистых Земель?», сколько человек сможет ответить?
Точно лишь одно: после такого вопроса возникнут сомнения в понимании, что значит Будда, а сомнения — это первое, что толкает на поиск истины.
В статье проведён этимологический анализ слова «Будда». Статья не научная, а публицистическая, поэтому отличается от классической схемы анализа удобочитаемостью.
Исследуя корни группы славянских языков и санскрита, можно заметить большую схожесть. Русский язык считается одним из самых архаичных языков, дошедших до наших дней. Учёные отмечают существование праиндоевропейского языка, из которого вышли как русский, так и санскрит.
Многие санскритские слова настолько понятны, что любые пояснения становятся излишними. Нужно ли пояснять носителю русского языка слова: матрь, дэви, братри, тата, дада, самья и прочие? Если бы мы знали все архаизмы родного языка, учить дополнительно санскрит нам бы не пришлось.
Будда значит ‘пробуждение от сна сансары’
Будда в переводе с санскрита означает ‘пробудившийся’, ‘просветлённый’, ‘пробившийся’. На русском более согласованное значение — ‘пробудившийся’. Дальше сталкиваемся с таким понятием, как флексия, когда происходит замена букв на основе благозвучия. Получаем следующие:
- budhyati (будъяти) — ‘бодрствовать’;
- budh (буд), budhyate (будъятэ) — ‘проснуться’;
- bodhati/bodhate — ‘пробуждается’;
- bodhi — ‘пробуждение’.
В санскрите u и o заменяются друг другом, то же самое происходит и в русском: будить — бодрый. Но, например, в литовском в слове budrùs, что значит ‘бодрый’, замены у на о не произошло.
Как можно заметить, все три языка достаточно близки и относятся к одной языковой семье. Эти слова восходят к ещё более древнему праязыку, где написание выглядит как bheudh — ‘пробуждаться’. Bheudh также имеет интересное второе значение, которое одновременно синонимично слову «пробуждаться» и раскрывает его более полно. Оно означает адекватное восприятие, то есть восприятие в соответствии с реальностью.
Здесь получается художественная аналогия: пробуждение от естественного сна и восприятие реальности сравнивается с пробуждением от иллюзий сансары и восприятием истинной природы вещей, характеристики которой — пустотность, безличностность, «таковость». Это видение мира, которое доступно Буддам и просветлённым.
Значение слова
Вернёмся к русскому языку. В нём можно наблюдать схожую этимологию: пробудившийся — от слова «пробуждение». Далее образование слов произошло по цепочке: пробуждение — пробудить — будить. Интересный факт, что у древних славян процесс будить — являлся духовным ритуалом.
Русское слово «будить» произошло от «бдеть», или «бъдѣти», то есть бодрствовать, быть свободным от сна, иллюзий. Наблюдается абсолютная схожесть в значении и звучании слов русского и санскрита. От «бдеть» также произошли слова: убедить, победить, побудить, будень или будни, бдительность.
Будда — высшее состояние бытия
Иногда замечают схожесть в русском языке слов «Будда» и «будущее» или «будь», но это другая ветвь. В санскрите есть слово bhū, что означает ‘быть’. От него образовалось bhavati (бавати) — ‘бывать’. Bhūta, означающее ‘всё сущее’, близко по звучанию к русскому «быт», но имеет более широкое значение. А теперь вспомним праиндоевропейский язык, где bheudh означает ‘пробуждаться’. Можно предположить, что bhū, перешедшее в санскрит, легло в начало корня bheudh. Тогда обнаруживается связь, как от слова «быть» возникло «пробуждённый».
В русском изначальная общность также вполне возможна, но цепочка следующая: будущее — будет — быть. Лингвисты считают, что русское «быть» восходит также к праиндоевропейскому bhū.
Таким образом, значение слова «Будда» не имя, не прозвище, а высшее состояние бытия, которое достигается человеком, полностью освободившимся от иллюзий сансары и омрачений своего ума посредством практики. Обрести природу Будды, стать Буддой можно в разных религиях и вне религий при условии истинности учения.
Слово «Будда» (т. е. пробуждённый), существовало задолго до буддизма или достижения просветления принцем Сиддхартхой Гаутамой. Тот, кто достиг природы Будды, утверждает, что она есть в каждом из нас. Чтобы избавиться от иллюзий, приносящих заблуждения и страдания, необходимо стремиться к реализации природы Будды и совершать шаги на пути к пробуждению.