Измени себя — изменится Мир вокруг

Четыре благородные истины и Восьмеричный путь: Путь к истинной свободе

Слушать 1x 0:00·22:58
Синтезированная речь

Вечные вопросы о смысле жизни, о нашем предназначении и о природе мира волнуют человечество с незапамятных времён. В поисках ответов мы обращаемся к различным концепциям самосовершенствования, предлагающим свои толкования и рекомендации.

Эта статья посвящена одной из древнейших концепций саморазвития — «четырём благородным истинам и восьмеричному пути», сформулированным Буддой Шакьямуни 2500 лет назад в Сарнатхе. Будда призывал не принимать учение на веру, а проверять его на собственном опыте через размышление, анализ и практику. Он предлагал пережить и прочувствовать эти истины, чтобы формальное знание трансформировалось в истинное постижение и нашло применение в жизни.

Жизнь как она есть: радость и страдание

Человеческая жизнь — это череда радостных и грустных, счастливых и горестных событий. Утверждение, что жизнь — это страдание (дуккха), указывает на её несовершенство, непостоянство и переменчивость. Всё это причиняет нам боль.

Многие считают такую переменчивость нормой: смена настроения, эмоциональные реакции, непредсказуемость будущего. Однако с точки зрения духовного развития человек разумен и способен осознанно принимать решения, предвидя последствия как в этой жизни, так и в будущей.

Причины страдания: желания и карма

Роль желаний в возникновении страдания

Анализируя причины жизненных событий, мы обнаруживаем, что в первую очередь это наши желания, которые невозможно реализовать в полной мере. «Желания удовлетворить невозможно, они бесконечны», — гласит народная мудрость. То, к чему мы стремимся, либо не приносит ожидаемого счастья, либо быстро «приедается», либо остаётся неосуществлённым. И самое печальное — всё достигнутое рано или поздно утрачивается.

Осознание собственной смертности, часто приходящее во время болезни, стресса или старости, делает эту концепцию очевидной.

Влияние кармы на нашу жизнь

Другая причина страдания — кармические реакции, результат прошлых действий. На каждое действие рано или поздно приходит реакция: в этой или будущей жизни. Обретение нового тела называется реинкарнацией.

Буддийская теория реинкарнации отличается от индуистской. В индуизме душа приходит в мир, живёт какое-то время и уходит. В буддизме (Тхеравада или Хинаяна) реинкарнация подобна калейдоскопу: стёклышки (элементы, формирующие индивид) остаются неизменными, но при каждом повороте складываются в новую картинку.

Таким образом, неблаговидные поступки и страстные желания приводят к деградации и воплощению в существе с более низким уровнем развития.

Прекращение страданий: путь к освобождению

Нирвана как состояние освобождения

Можно ли контролировать желания и привязанности? Да, погасить огонь желаний можно, искоренив привязанности и достигнув состояния освобождения — нирваны, самадхи, недвойственности. Описать нирвану невозможно, поскольку это нечто противоположное дуккхе (страданию), но не рай для души. Нирвана влечёт прекращение всего известного в мире сансары, она не просто противоположность сансары, а нечто совершенно иное.

Некоторые считают нирвану негативной, поскольку она отрицает всё, что дорого большинству. Однако Учение Будды утверждает, что достигший нирваны уже при жизни избавляется от иллюзий, заблуждений и связанных с ними страданий. Он познаёт истину и освобождается от тревог, беспокойства, комплексов, навязчивых идей, эгоистических желаний, ненависти, самодовольства, гордости и чувства долга.

Такой человек не накапливает ни физического, ни духовного, понимая иллюзорность сансары. Он не стремится к самореализации, связанной с отсутствием «я». Не сожалеет о прошлом, не надеется на будущее, живя настоящим. Он не думает о себе, преисполнен вселенской любви, сострадания, доброты и терпимости.

Устремление к освобождению

Достичь нирваны невозможно, не искоренив эгоистические устремления. Достигший её становится независимым и свободным, видит нужды других, разделяет чужую боль и помогает жить другим, не заботясь исключительно о собственном благополучии.

Четыре благородные истины буддизма

Итак, мы рассмотрели три из четырёх благородных истин:

  1. Первая Истина (дуккха): существуют страдания.
  2. Вторая Истина (самудая): существует источник страдания.
  3. Третья Истина (ниродха): существует прекращение страдания.

Четвёртая истина указывает путь к прекращению страданий — Восьмеричный путь (арья аштанга марга):

  1. Четвёртая Истина (марга): существует путь, ведущий к прекращению страдания.

Восьмеричный путь Будды

Восьмеричный путь состоит из восьми частей, каждая из которых начинается со слова «самьяк» (совершенный, надлежащий, полный, исчерпывающий, целостный, законченный).

Самьяк дришти — совершенное видение

Это этап первого духовного прозрения. Он может наступить вследствие личной трагедии, спонтанного мистического переживания, регулярной медитации или накопленного жизненного опыта.

Совершенное видение — это видение природы бытия, нашего текущего состояния (привязанности к обусловленному бытию), потенциального состояния (просветления) и пути от одного к другому.

Самьяк санкальпа — совершенное намерение, чувство

Многие, постигнув истину рассудком, не могут применить её на практике. Пока мы не чувствуем то, что понимаем, духовной жизни нет, как бы активно ни работал мозг.

Совершенное чувство — это введение совершенного видения в нашу эмоциональную природу и её изменение. Это осознанное преодоление отрицательных эмоций (вожделения, злости, жестокости) и культивация позитивных качеств (даяния, любви, сострадания, сорадования, спокойствия, доверия, преданности).

Самьяк вача — совершенная речь

Это правдивость, дружелюбие, полезность и способность приводить к согласию. Говорить правду — значит быть собой, выражать через речь то, что мы знаем о себе. Важно поднимать собеседника на новый уровень бытия, видеть позитивную сторону вещей. Совершенная речь способствует согласию, гармонии и единству, достигая своей вершины в молчании.

Самьяк карманте — совершенное действие

Правильность действия определяется состоянием ума. Нравственная жизнь — это действие, исходящее из лучшего в нас: глубокого знания, самоотверженной любви и сострадания. Совершенное действие — это целостное действие, в котором человек участвует полностью.

Самьяк адшива — совершенный образ жизни

Это прежде всего способ заработка. Будда рекомендовал воздерживаться от некоторых профессий (торговля живыми существами, мясом, наркотиками, оружием, гадание), зарабатывать на скромную жизнь, а остальное время посвящать саморазвитию, духовной практике и распространению знаний.

Самьяк вьяяма — совершенное усилие

Духовная жизнь — это активная жизнь, требующая непрестанной работы над собой. Внутренние силы инерции очень велики, поэтому важно разбираться в себе, понимать работу ума. Необходимо предупреждать и устранять негативные состояния ума, развивать и сохранять благие.

Самьяк смрити — совершенная осознанность

Наша сосредоточенность слаба из-за отсутствия главной цели. Внимательность — это состояние памятования, неотвлечения, постоянства. Осознавая свою эмоциональную жизнь, мы замечаем, как отступают неискусные эмоциональные состояния, а искусные становятся чище. В результате осознанности ум становится безмолвным, что является началом подлинной медитации.

Самьяк самадхи — совершенное сосредоточение

Самадхи — это состояние твёрдой устойчивости и неподвижности ума и всего существа, однонаправленность ума. Это кульминация процесса перехода от непросветлённого состояния к просветлённому, полное наполнение совершенным видением. На этом этапе достигается более высокий уровень бытия и сознания.

Путь к преображению

Восьмеричный путь — это совокупный процесс, где все стадии взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развивая совершенное видение, мы преображаем свои чувства, речь и действия. Этот процесс непрерывен.

Разные духовные школы по-своему практикуют учение, но сходятся в отношении к четырём благородным истинам и Восьмеричному пути.

Будда говорил, что преодолевший до смерти три яда (страсть, гнев, невежество) не боится ни смерти, ни того, что за ней. Его разум переходит на более высокий уровень существования.

Заключение: обретение мудрости и сострадания

Изучая и практикуя эти глубокие наставления, важно обрести опыт ясного и недвойственного восприятия, научиться поддерживать это состояние и использовать свою энергию, время и жизнь разумно. Разумность определяется каждым самостоятельно, но примеры учителей прошлого демонстрируют альтруизм, самопожертвование и сострадание к окружающим.

Ведь высшее счастье — это когда окружающие обретают покой, гармонию и реализацию, освобождаются от ограничений тела, материальности, жажды, зависимости и боли, становясь свободными и счастливыми. И тогда они сами смогут передавать эти знания и опыт дальше, совершенствуя мир вокруг.

Тот, кто прежде смерти сумел преодолеть три яда — страсть, гнев и невежество – не должен бояться ни этого момента, ни того, что ждёт за ним.

Будда

Использованная литература:
Корниенко А.В. «Буддизм».
Сангхаракшита «Благородный восьмеричный путь Будды».