Измени себя — изменится Мир вокруг

Четана сутта: Намерение

Благословенный сказал:

(1-2) «Монахи, нравственному человеку, тому, кто обладает нравственным поведением, нет необходимости прилагать [усилие] воли: «Пусть не-сожаление возникнет во мне!». Не-сожаление естественным образом возникает в том, кто нравственен, чьё поведение нравственно.

(3) Тому, кто не имеет сожаления, нет необходимости прилагать [усилие] воли: «Пусть радость возникнет во мне!». Радость естественным образом возникает в том, кто не имеет сожаления.

(4) Тому, кто рад, нет необходимости прилагать [усилие] воли: «Пусть восторг возникнет во мне!». Восторг естественным образом возникает в том, кто рад.

(5) Тому, у кого ум [насыщен] восторгом, нет необходимости прилагать [усилие] воли: «Пусть моё тело станет безмятежным!». Тело [становится] безмятежным естественным образом у того, чей ум [насыщен] восторгом.

(6) Тому, у кого тело безмятежно, нет необходимости прилагать [усилие] воли: «Пусть я буду переживать удовольствие!». Тот, у кого тело безмятежно, естественным образом переживает удовольствие.

(7) Тому, кто переживает удовольствие, нет необходимости прилагать [усилие] воли: «Пусть мой ум будет сосредоточенным!». Ум того, кто переживает удовольствие, естественным образом [становится] сосредоточенным.

(8) Тому, кто сосредоточен, нет необходимости прилагать [усилие] воли: «Пусть я буду знать и видеть вещи в соответствии с действительностью!» Тот, кто сосредоточен, естественным образом знает и видит вещи в соответствии с действительностью.

(9) Тому, кто знает и видит вещи в соответствии с действительностью, нет необходимости прилагать [усилие] воли: «Пусть я буду разочарован и бесстрастен!». Тот, кто знает и видит вещи в соответствии с действительностью, естественным образом [становится] разочарованным и бесстрастным.

(10) Тому, кто разочарован и бесстрастен, нет необходимости прилагать [усилие] воли: «Пусть я реализую знание и видение освобождения!». Тот, кто разочарован и бесстрастен, естественным образом реализует знание и видение освобождения.

Так, монахи, знание и видение освобождения является смыслом и пользой разочарования и бесстрастия.

Разочарование и бесстрастие является смыслом и пользой знания и видения вещей в соответствии с действительностью.

Знание и видение вещей в соответствии с действительностью, является смыслом и пользой сосредоточения.

Сосредоточение является смыслом и пользой удовольствия. Удовольствие является смыслом и пользой безмятежности.

Безмятежность является смыслом и пользой восторга. Восторг является смыслом и пользой радости.

Радость является смыслом и пользой не-сожаления.

Не-сожаление является смыслом и пользой нравственного поведения.

Так, монахи, один этап перетекает в следующий этап; один этап заполняет следующий этап, чтобы [можно было] перебраться с ближнего берега на берег дальний».

Для обретения более обширного понимания рекомендуем ознакомиться с Упакилеса-сутрой
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите смахните вправо
Примечания
  •  ↩ Бодхи: С этого момента сутта отличается от схожей МН 31, Чулагосинга-сутта: Малое наставление в Госинге .Согласно комментарию, "свет" (обхаса) означает предварительный свет. Подкомментарий поясняет, что это свет, возникающий в момент доступа к джхане. Также подкомментарий добавляет, что тот, кто достигает четвёртой джханы, развивает тотальность (касина) света в качестве подготовки для зарождения "божественного глаза". "Видение форм" (дассанам рупанам) означает видение форм божественным глазом. Будда позже объявил Ануруддху самым выдающимся учеником в плане развития божественного глаза. SV: См. АН 8.64, Гайясиса сутта: Гайя, где Будда ставит знак равенства между видением форм и видением божеств.
  •  ↩ Бодхи: Нимиттам пативиджитаббам. Дословно: "Вам нужно проникнуть в этот образ".
  •  ↩ Комментарий: Когда я направлял внимание на единственный вид форм, возникало сильное стремление. Думая: "Буду направлять внимание на разные виды форм", я иногда направлял внимание на небесный мир, а иногда на человеческий мир. По мере того как я направлял внимание на разные виды форм, восприятие множественного возникло во мне.
  •  ↩ Бодхи: Атинидджайитаттам рупанам. Комментарий поясняет: "Когда восприятие множественного возникло, я подумал, что буду направлять внимание на один вид форм, либо приятный, либо неприятный. По мере того как я так делал, чрезмерная медитация на формах возникла во мне".
  •  ↩ Бодхи: Читасо упаккилесо. Этот же термин используется в МН 7, Ваттхупама-сутта: Пример с тканью, но здесь он означает изъяны в развитии сосредоточения.
  •  ↩ Бодхи: Три способа, должно быть, означают три вида сосредоточения, изложенных в нижеследующих параграфах сутты. Подобное разделение есть и в ДН 33. Первый вид сосредоточения – это первая джхана. Третий вид – вторая, третья, четвёртая, раскрываемые по стандартной формуле. Второй вид сосредоточения не укладывается в схему четырёх джхан, однако он появляется как вторая джхана в пятичастной схеме джхан, изложенной в Абхидхамма-питаке. Эта вторая джхана пятичастной схемы достигается теми, кто не может одновременно преодолеть направление и удержание ума, но устраняет их последовательно. SV: Небезынтересно, что, согласно сутте, способность видеть свет и формы развивалась Буддой до развития им второй и третьей джхан, хотя обычно в суттах говорится о том, что сверхспособность божественного глаза (как и любые другие сверхспособности) можно развивать, основываясь только на четвёртой джхане. Возможно, восприятия света и форм есть уже в первой джхане, однако они неустойчивы из-за остаточных утончённых помех и мешающих джхановых факторов (восторг и т. д.).
  •  ↩ Комментарий: Сосредоточение с восторгом – это две нижних джханы. Без восторга – две высших джханы. С наслаждением (сата) – три нижних джханы. С непоколебимостью – четвёртая джхана.
Благодарности и пожелания