В былые времена жили в местности Урувила Джатилы - огнепоклонники, а Кашьяпа был их предводитель. Кашьяпа был известен во всей Индии, и имя его окружала повсеместная слава, ибо был он человеком великой мудрости, авторитетом в делах духа.
Будда направился к нему в Урувилу, к Джатилам и произнес:
- Позволь мне провести ночь в жилище, где хранится ваш священный огонь.
Кашьяпа, видя Будду во всех его красоте и величии, подумал:
- Наверняка это великий Мудрец, и достойный учитель.Если останется на ночь в храме, где находится наш всепоглощающий огонь, дракон, живущий там, напав на него, неминуемо умертвит.
И сказал ему:
- Не смею ничего против того, чтобы вы остались на ночь при нашем священном огне, но дракон, живущий там, наверняка умертвит вас, и нам будет бесконечно жаль видеть, что вы потеряли жизнь.
Но Будда повторил просьбу, и Кашьяпа проводил его в жилище где находился этот огонь.
Благословенный присел и погрузился в созерцание.
Посреди ночи внезапно появился большой дракон, и, приблизившись к Будде, яростно дохнул огненной отравой, наполняя пространство огнем, но это совсем не причинило вреда Благословенному, а огонь сам догорел и остыл, в то время как Всеблагой оставался неподвижным в своем средоточии.
А в ядовитом драконе запылала такая ярость, что тот испустил дух.
Кашьяпа, видя великий свет, исходящий из пещеры, сказал себе:
- Ах, какое несчастье ! Облик Готамы, Великого Шакьямуни, действительно прекрасен, но дракон наверняка его погубит.
Поутру, когда Благословенный показал Кашьяпе мертвое тело дракона и изрек:
- Его огонь был побежден моим пламенем, - Кашьяпа себе подумал: - Шакьямуни - подлинный благородный Мудрец, и обладает великой мощью, но не такой могучий как я.
Вскоре должно было пройти большое праздничное шествие и Кашьяпа подумал:
- Здесь собрались люди со всех сторон края, и если Шакьямуни обратится к ним с проповедью, то люди уверуют в него, а меня покинут.
И ревность закралась в его сердце.
Когда подошел день шествия, Будда отошел и не появился при Кашьяпе, а тот подошел к Благословенному.
- Почему же великий Шакьямуни не пришел на праздник ?
Татхагата ответил:
- Разве не помышляешь, о Кашьяпа, что было бы лучше когда б я на том празднике не показывался ?
Изумился Кашьяпа и помыслил:
- Воистину мудр Шакьямуни, но не настолько мудр как я.
А Благословенный обратился к нему и произнес:
- Зришь истину, но не хочешь не хочешь ее принять, ибо зависть свила гнездо в твоем сердце. Разве ревность есть величие духа ? Эта ревность - проявление еще остающейся в тебе самости. Ты еще не достиг святости, о Кашьяпа, еще не вступил на Путь.
Тотчас же сопротивление Кашьяпы исчезло, как и ревность его, он склонился перед Благословенным и сказал:
- О, Господин и Учитель, пускай же я получу посвящение с твоих благословенных рук.
И будда отвечал:
- Ты Кашьяпа, являешся наставником и руководителем Джатилов, поэтому пойди и расскажи им о своем намерении, и пусть поступят так, как считают наилучшим.
Джатилы ответили:
- Мы ощутили большую любовь к тому отшельнику и если вы, Наставник вступаете в его Братство- Святую Сангху, мы поступим таким же образом.
И Джатилы из Урувилы бросили в реку все свои ритуальные принадлежности для поклонения огню и направились к Будде.
Когда Нади Кашьяпа и Гая Кашьяпа, братья великого Кашьяпы из Урувилы, оба люди могучие и наставники других, пребывая над рекой в низшем ее течении, увидели уносящиеся в даль на ее волнах разные предметы для поклонения огню, сказали:
- Что-то необычное должно было произойти с нашим братом, и как можно скорее вместе со своими последователями направились в Урувилу.
Там им рассказали, что произошло и они также поспешили к Будде.
А Благословенный, увидев джатилов с Нади и Гаи, которые там предавались строгой аскезе и все поклонялись огню,начал говорить им об огне.
И произнес:
- Все, о джатилы, пылает. Глаз горит и мысли наши себя сжигают, и чувства горят огнем вожделения.
Живет в нас гнев, неведение и ненависть, до тех пор, пока огонь находит в нас то, что может его поддерживать и раздувать, до тех пор будет пылать, будут безпрестанно повторяться воплощения, рождения и смерть, мучения и боль, старость и уничтожение, страдание и отчаяние, и тоска.
Распознав все это человек ищущий Освобождения, постигнет Четыре Благородные Истины и вступит на Благородный Восьмеричный путь.
Будет следить за своим зрением и за чувствами, а также внимательно исследовать свои мысли.
Освободится он от старости и станет свободным.Искоренит он полностью самость и постигнет благословенное счастье Нирваны.
И возрадовались джатилы и приняли своим прибежищем Будду, Дхарму и Сангху.