Большая Ступа в Санчи (Махаступа) была построена гораздо южнее тех мест, где жил и проповедовал Будда, и не соотносится напрямую с его деятельностью. Пришедший к власти в третьем веке до н.э царь Ашока стал возрождать уже начавший угасать к тому времени буддизм, сделав его практически основной религией государства. Он идентифицировал по остаткам сооружений многие места, связанные с деятельностью Будды и по всей стране возвёл множество культовых буддийских сооружений, в общей сложности более восьмидесяти тысяч.
К этому времени относится строительство множества ступ. В отличие от других типов буддийских построек, жилых помещений – вихар, и молитвенных залов – чаитий, которые имели внутренние помещения, ступа была монолитной.
Большая Ступа в Санчи – первая из построек подобного рода, послужила прообразом для всех остальных.
Именно эта ступа считается старейшей из всех буддийских ступ, сохранившихся до наших дней.
Внутрь ступы в Санчи, в самый её центр, заложена кубическая урна с останками Будды. По легенде, Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний и увенчал всё это своим посохом. В такой форме и построено большинство ступ в Индии. Первоначально ступы служили именно для хранения реликвий или останков, позднее же стали интерпретироваться как символическое воплощение космоса.
В довольно сложной конструкции ступ ― а со временем они стали гораздо более замысловатыми, чем первые чашеобразные формы, ― нет ни одного элемента, начиная от ступеней основания и заканчивая положением рук скульптурных изображений Будд или украшениями на их одеждах, которые не имели бы своего определённого значения.
Цоколь ступы в Санчи, с террасой, служившей для проведения церемоний, обозначает Землю, со всеми присущими ей страстями и искушениями. Сама ступа построена в форме идеальной полусферы, символизирующей небесный свод и, соответствующий ему, мир богов. Через весь купол проходит начинающийся от основания стержень, символически обозначающий Мировую Ось, Мировое Древо, гору Меру. На вершине купола столб окружает хармика ― миниатюрная копия основной ограды, скрывающая «ось мира» от нескромных взоров.
Сокрытие центрального столпа обусловлено древним индийским обычаем огораживать сакральные объекты, такие как священное дерево или храм. Центральный столб наверху украшен тремя зонтами: атрибутами, в буддизме означающими высший уровень вселенной, доступный лишь существам, достигшим просветления, трёх верхних небес. Кроме того, три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Дхарму и монашескую общину, или Сангху.
Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой ― ведикой (символ охраны святыни), лишённой всяких украшений.
При династии Сатаваханов (I в. до н. э.) вокруг большой ступы были выстроены мощные квадратные ворота (торана), ориентированные по сторонам света «выходы во вселенную». Каждые из ворот ― это филигранное произведение искусства, они создавались с разрывом в десятилетия. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними — западные.
Капители колонн выполнены в виде фигур четырех слонов, львов или карликов-якш, поддерживающих поперечные балки. Многочисленные изображения на воротах, покрытых обильной резьбой, рассказывают о жизни Будды Шакьямуни, воспроизводят сюжеты джатак, то есть рассказов о его предыдущих рождениях. Сам Будда в многочисленных сюжетах не всегда предстаёт в человеческом облике, часто его присутствие передаётся через символы ― лотос, колесо, дерево. Лотос означал его рождение, Дерево Бодхи ― просветление, колесо ― его учение, а отпечатки ног и трон ― его присутствие. Например, сцена просветления изображает лишь пустой трон. Другое изображение показывает обезьяну, предлагающую Будде (представленному как Дерево Бодхи) чашу с мёдом. Такой подход был характерен для раннего буддизма. Можно часами ходить вокруг ступы, изучая причудливые барельефы, сюжеты которых рассказывают о способах избавления от страдания, связанных с круговоротом в сансаре.
Проход через такие ворота к ступе уже сам по себя можно считать священнодействием. Но у посетителей есть возможность совершить и полную парикарму, обойти ступу и даже подняться на второй круг.
Вокруг большой ступы в Санчи имеется два круговых обхода: первый ― на уровне земли между ступой и оградой, а второй ― на верхней террасе платформы вокруг купола ступы. Верхний обход огорожен невысокой оградой, подобной внешнему ограждению и имитирующей стиль деревянных ограждений древности. Несмотря на то, что во внешней ограде имеется четверо ворот, ведущих к нижнему круговому обходу, попасть на верхний уровень можно только через единственный вход с двумя лестницами, устроенный с южной стороны ступы. Отсюда, со «второго этажа», уже легче мысленно перенестись, на площадку, находящуюся на куполе под тремя зонтами, то есть на символическом уровне совершить восхождение от нашего земного мира, полного страстей, в мир, в котором обитают просветлённые существа.
Архитектурный план ступы полностью отражает свастику в движении. На плане контуры входов и географические оси образуют символическую фигуру ― мандалу в форме свастики ― солярный символ, столь важный для древних народов. Линии, соединяющие стороны света, символизируют пространство, а входы, изогнутые входы, повторяющие направление движения звезд, ― время. Совершающий парикарму монах или паломник, входя в мандалу, становится частью мирового порядка. Его энергия вписывается в космический вихрь, вращающейся вокруг мирового центра, центра мандалы.
Со временем в Санчи был сооружён целый комплекс из семи ступ, из которых до нашего времени сохранились ещё две, остальные же были практически разрушены.
Вторая ступа, построенная в сотом году до нашей эры, находится на середине западного склона. Она имеет изогнутые входы их Г-образная форма в плане также складывается в изображении правильной свастики, закрученной по часовой стрелке и являющейся геометрическим выражением гармонии, созидания, порядка.
Поскольку идеальная форма ступы не допускает никаких украшений, то у ранних ступ декорироваться могла только ограда — геометрическим или растительным орнаментом, изображениями мифологических животных, сценами из священных текстов. Археологи предполагают, что это место использовали учителя общины дабы уединятся от суеты, именно поэтому ступа поставлена в полукилометре от основного комплекса.
Третья ступа находится северо-восточнее и по оформлению во многом копирует Большую Ступу, но по размеру она значительно меньше. Путь к ней обозначается единственными резными воротами. Эта ступа содержала останки двух главных учеников Будды: Шарипутры и Маудгальяяны. В 1853 году их перевезли в Лондон, но позднее вновь вернули в Индию. Сейчас они покоятся в специально построенной для этого на территории парка вихаре (буквально слово «вихара» переводится как «гробница»).
Ступы были окружены деревянными монастырскими строениями, но до нашего времени они не сохранились. Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окружённого монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты.
Комплекс Санчи включает в себя и другие старинные архитектурные достопримечательности ― есть тут и так называемая Колонна Ашоки, и многовековые храмы, а также археологический музей с коллекцией древностей. Интересны крохотные пещерные храмы, высеченные в очень твёрдых каменных породах.
Во времена Ашоки комплекс Санчи был крупным религиозным центром. Ступы были оштукатурены и покрашены, а во время праздников их щедро украшали цветами и прочими ритуальными подношениями. Сюда стекались многолюдные процессии, состоявшие не только из монахов, но и из мирян.
Рельеф на северных воротах Махаступы изображает большую торжественную процессию с дарами и музыкальными инструментами, направляющуюся к святыне. Во главе процессии идут слоны. На этом рельефе мы можем увидеть, как выглядела ступа, украшенная гирляндами и цветами. В древнем Санчи кипела религиозная жизнь, а монахи постоянно общались со своими светскими покровителями.
Во втором и первом веках до нашей эры Санчи оставался важным религиозным центром, однако, после был заброшен. Всё здесь заросло джунглями. Главным буддийским центром северной Индии Санчи стал уже при династии Гуптов, в 5 веке нашей эры. В этом время ремонтируются ступы, воздвигаются новые храмы. На рубеже тысячелетий буддизм в Индии начал угасать, поглощаясь индуизмом. Археологические находки 13-го века носят уже совершенно индуистский характер. В 14-м веке это место окончательно запустевает.
В 1818 году эти постройки были открыты и описаны англичанами. Позднее, в 1851 г., полковником английской армии Александром Каннингемом на холме Санчи были обнаружены останки двух наиболее известных проповедников буддизма — Шарипутры и Маудгальяяны. Весь комплекс существенно пострадал в результате непрофессиональных попыток вскрыть ступы. В 1822 г. капитан Джонсон взломал «Махаступу», пробив брешь в одной из её сторон, что привело к значительному разрушению памятника. Монолитная колонна Ашоки, расколотая на части местными вандалами, использовалась в качестве пресса для сахарного тростника.
С 1881 по 1884 г. под руководством майора Коула был проведён ряд восстановительных работ. Была заделана брешь в стене «Великой ступы», заново установлены и отреставрированы разрушенные ворота. В двадцатых годах двадцатого века ступам был придан их нынешний вид. Сейчас на этом месте открыт музей, а комплекс Большой Ступы в Санчи считается одним из выдающихся историко-культурных памятников страны.
Согласно плану Ашоки, комплекс задумывался как место медитации и самосозерцания. Он должен был расположиться вне суеты крупных городов и поселений монахов, но одновременно в пределах досягаемости для всех желающих. Деревня Санчи идеально подходила для реализации этого проекта. Расположенная изолированно и в то же время недалеко от города Видишья, она стала идеальным местом для практики на многие века.
Здесь даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями, несущими память о мировой гармонии, о великом космическом порядке. Уже ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе энергию практики многих поколений, стоит ехать в Индию – загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.