В переводе с санскрита «Манджушри» означает ‘великолепная слава’. Бодхисаттва Манджушри считается воплощением и символом парамиты мудрости. Манджушри является сподвижником самого Будды Шакьямуни. Манджушри постоянно пребывает в самадхи «пустоты, отсутствия обликов и желаний». Он представляет собой воплощение высшей мудрости, разума, воли, всеведения и полного просветления.
В традиции Махаяны Манджушри упоминается в «Саддхарма пундарика-сутре» и «Вималакирти нирдеш-сутре», где он назван единственным бодхисаттвой, который имеет равную мудрость с другим бодхисаттвой — Вималакирти. Интересным моментом является то, что по мере знакомства с «Вималакирти нирдеш-сутрой» может возникнуть впечатление, что во время беседы Манджушри и Вималакирти первый уступает по степени мудрости последнему. Однако следует понимать, что это беседа двух высокореализованных существ и беседа между ними — это своего рода спектакль, который разыгран для того, чтобы донести до окружающих какие-то определённые истины.
В традиции Ваджраяны Манджушри почитается как один из трёх главных бодхисаттв, которые олицетворяют три главных совершенства Будды: мудрость, сострадание и могущество. Манджушри символизирует мудрость. Изображается бодхисаттва индийским принцем, который сидит верхом на льве. В одной из рук бодхисаттва держит меч, рассеивающий мрак неведения и разрушающий иллюзии, а в другой руке — лотос, в котором скрыт свиток «Праджнапарамита-сутры». Манджушри есть само воплощение мудрости, а также отец и сын всех Татхагат, так как он зарождает в существах бодхичитту и побуждает их встать на путь бодхисаттвы. Манджушри называют Хранителем Рая на востоке, покровителем искусств, а также бодхисаттвой, который является покровителем всех, кто стремится к знаниям и духовному освобождению. Нередко бодхисаттву изображают держащим в одной руке книгу, а в другой — меч. Это два символа борьбы с неведением — знание и сила воли.
Путь бодхисаттвы для Манджушри начался с воплощения, где он был царём Амбой. Это произошло 70 мириад кальп тому назад. Расстояние до мира, где это происходило, — 7200 миллиардов миров. Именно тогда он дал обет бодхисаттвы и зародил в себе стремление стать буддой на благо всех живых существ. Так как Манджушри является бодхисаттвой мудрости, то выполнение практик, связанных с ним, приводит к обретению совершенства мудрости, постижению Дхармы и разрушению неведения — корня всех остальных клеш и причины страданий живых существ.
В Тибете воплощение бодхисаттвы Манджушри считается Чже Цонкапа. Считается, что Манджушри в одном из прошлых своих воплощений был мальчиком, который сделал подношение Будде Шакьямуни в виде хрустальных чёток. Взамен Будда дал ему раковину и сделал предсказание своему ученику Ананде, что этот мальчик в будущем своём воплощении будет распространять учение Будды в Тибете.
Мантра бодхисаттвы Мандужшри, которая позволяет достичь совершенства мудрости, звучит следующим образом: Ом А Ра Па Ча На Ди. Чтобы зажечь в себе огонь мудрости, следует начитывать более длинный вариант мантры Манджушри: Ом Намо Манджушрие, Нама Сушрие, Нама Уттама Шрие Сваха. Также существуют восемь слогов Манджушри для освобождения от последствий кармы и устранения страданий и причин страданий: Ом А Бхи Ра Хум КхЕ Ца Ра.